Сосиски-таксы
Все началось с колбасы. Если быть точным, с немецких эмигрантов, которые осели в Соединенных Штатах в XIX веке. Прибыв в Новый Свет, они привезли с собой кулинарные традиции. В 1860-х именно выходцы из Германии торговали сосисками с уличных лотков в Нью-Йорке. Сосиски эти назывались дагсхунд (нем. “dachshund“), «таксы» видимо, потому что вытянутой формой напоминали собак этой породы. Постепенно сосиски стали очень популярны по всей стране, их продавали на ярмарках, бейсбольных матчах, на улицах.
Вместо перчаток
Кто первым додумался добавить к сосискам булку, точно неизвестно. Легенда гласит, что это был Антон Фейхтвангер. Торгуя горячими сосисками на ярмарке в Луизиане, Антон, чтобы клиенты не обжигали руки, предлагал им перчатки. Когда стало ясно, что перчаток может не хватить, на помощь пришел зять Фейхтвангера, пекарь. Он испек булочки, куда и начали вкладывать сосиски.
Просто горячая собака
С названием «хот-дог» связана история, правдоподобность которой тоже сложно проверить.
В 1901 году в Нью-Йорке на одном из стадионов присутствовал карикатурист New York Journal Тед Дорган. Он обратил внимание, что продавцы, предлагавшие сосиски, выкрикивали «Горячие дагсхунды!». Дорган нарисовал карикатуру, таксу внутри булочки, но не зная, как нужно писать слово «дагсхунд», просто указал «хот-дог», «горячая собака». Байка симпатичная, но скорее всего, выдуманная: историки перелопатили уйму публикаций с рисунками Доргана (который был на самом деле известнейшим карикатуристом), но таксы с булочкой не нашли.
Дешевле значит успешней
К началу XX века хот-доги прочно вошли в обиход жителей многих городов Америки. Подавали горячие сосиски уже не только на улицах. Выходец из Германии Карл Фельтман, начинавший со скромной тележки в одном из районов Нью-Йорка, к 1900 году открыл девять ресторанов c хот-догами в меню.
Однако империя Фельтмана была локальной, в пределах Нью-Йорка.
Человеком, сделавшим из хот-догов национальный бренд, стал еще один эмигрант (на этот раз польский) Натан Хандверкер. Натан устроился работать в ресторан Фельтмана, дневал там и ночевал, и за год усердного труда скопил некоторую сумму. Добавив к ней взятый займ, Хандверкер открыл свой ресторан, где продавал хот-доги за 5 центов — у Фельтмана они стоили десять.
Вскоре предприятие Натана обошло корпорацию Фельтмана, обанкротило её и стало расширяться по всей стране.
Королевская пища
Ко времени Великой Депрессии (начало 1930 годов) хот-доги Натана Хандверкера были известны каждому американцу. Продукцию Натана даже подавали британской королевской семье. Когда президент Рузвельт принимал короля Англии Георга VI и его супругу, первая леди решила включить в меню сосиски в тесте. Это вызвало переполох в СМИ: пресса вовсю обсуждала решение Элеоноры Рузвельт, сочтя его рискованным. Опасения были напрасны: хот-доги так понравились Георгу, что он попросил добавки.
Дитя оттепели
В России, точней, в Советском Союзе, хот-доги появились в 1959-м. Именно тогда, на заре хрущевской оттепели, в Москве прошла эпохальная американская выставка. Американцы показали, как они живут, что смотрят, что едят, какой техникой пользуются. Среди прочего, удивленным советским гражданам на выставке предлагали и хот-доги. Это блюдо пошло в массы, но в модифицированном варианте — как известная всем сосиска в тесте. Оригинальный, первозданный хот-дог, с соусами и огурчиком, в России прижился только в постсоветские времена. Прижился и полюбился.