11 октября 2021

Загадочная жизнь и смерть рядового Брауна – возможного “Джека потрошителя”

 Рассказывает юзер major-colville:

Пожалуй, одним из самых необычных отголосков 2й англо-афганской войны может являться печально знаменитый Джек Потрошитель. Один из подозреваемых по этому делу Ричард Браун, ветеран Афганской войны. Правда если честно, данная версия о-о-очень слаба и не разработана, на мой взгляд, но тем не менее… За основу взята и переведена статья Кристофера Джорджа, но от себя я добавил, как обычно, рисунки, плюс немного переработал и поправил ряд его ошибок, связанных с военной историей.


Артиллерия выезжает на позиции под Тель-эль-Кебиром. Египет, 1882г. Художник Д.Чарлтон.


Ричард Браун (1854-1888) был моряком и солдатом, полицейским и бродягой, ветераном войны и ,возможно, первым серийным убийцей. У него была довольно интересная и непонятная биография, и печальный конец. Он застрелился в полдень в пятницу 16 ноября 1888 года, через 3 дня после того, как его уволили из полиции, и почти через неделю после убийства Мэри Джейн Келли 9 ноября, считающейся последней жертвой лондонского маньяка.

Газета «Еврейская хроника» от 23 ноября того года, писала «Покойный был евреем, и до службы в полиции был солдатом в британской армии. Он служил в Египетской кампании и был награжден четырьмя медалями. Выяснилось, что сэр Чарльз Уоррен оказывал ему большую доброжелательность, а умерший был очень подавлен, когда было объявлено об отставке бывшего главного комиссара (Уоррена)».


Полицейский в Лондоне, 1888г.

Служба в Полиции.
Браун вступил в Столичную полицию 16 августа 1886 года под номером 72041 в Дивизию EДивизия E отвечала за район Вест-Энд – Холборн с полицейскими участками на Хантер-стрит, Грейс-Инн-роуд, Боу-стрит и Пирс Ватерлоо.

Толпа громит полицейский участок Дивизии Е на Боу-стрит, 1890г.

В дивизионных документах о Брауне написано, что родился он в Аделаиде, Южная Австралия, возраст на момент вступления 32 года, до полиции служил в Королевской артиллерии и Военном резерве. Рост составляет пять футов девять с четвертью дюймов (176 см).

Отставка Брауна была подписана 13 ноября 1888 года с формулировкой: «Не выходит на дежурства. Признан непригодным для полиции». Жалованье сохранялось «до 11 декабря».
Браун был уволен во вторник, а в пятницу, через три дня после того, он покончил с собой. Сообщив знакомым о возможных планах уехать из страны, бывший полицейский застрелился из пистолета, купленного в четверг.

Расследование смерти Брауна состоялось в больнице Святого Георгия мистером Джоном Траутбеком, коронером из Вестминстера. Как отмечается в выпуске «Таймс» 20 ноября, инспектор Остин Аскью, из полицейского участка Хантер-Стрит, «заявил, что умерший был виновен в небольшом нарушении дисциплины, и вместе с другими предстал перед помощником комиссара, который позволил ему уйти в отставку, чтобы он мог сохранить свою репутацию, и он покинул службу в прошлый вторник. Это был устойчивый, почтенный человек, и он выполнял свой долг довольно хорошо». Нарушение дисциплины заключалось в том, что умерший должен был пойти на ночное дежурство без четверти десять, а он этого не сделал (по контексту не ясно, прогулял, или просто опоздал?)
Знакомые отмечали, что в день отставки Браун «казался довольно унылым, но не жаловался на неприятности». Сказал, что «ушел из полиции» и собирается «в Мексику или в Африку».

Продавец магазина на 34, ул. Хай Холборн, сказал, что Браун пришел в его магазин в четверг и купил револьвер, заявив, что он собирается на стрельбище со знакомым констеблем. Это был шпилечный 6-зарядный револьвер. Продавец заметил, что Браун зарядил оружие сразу, как только вышел из магазина. Может быть, он хотел сделать это прямо там, сразу? Или кого-то опасался? Вечером в четверг он ужинал с другим знакомым, показал ему револьвер, сказав, что поедет в Калифорнию. Обращает внимание тот факт, что он каждый раз менял описания своих планов. Спутанность и сумбурность мыслей, меняющиеся надежды, или попытка замести следы?
Полицейский констебль Дункан Маккензи, 593 A, «заявил, что он был на службе у полицейского участка Гайд-парка в полдень в пятницу, когда услышал свисток, похожий на полицейский. Пройдя по пешеходной дорожке, ведущей к Серпантину он увидел, что покойник сидит на скамейке с револьвером, крепко сжатым в правой руке, а изо рта течет кровь. Его отвезли в больницу. Свисток не был найден».


Слева карта Гайд-Парка 1833г. с тропинками вокруг Серпантина. Справа карта военной тюрьмы Миллбанк, Лондон, 1862. В ней наш “герой” сидел за дезертирство.

Возникают вопросы. Почему Маккензи сказал, что слышал полицейский свисток, а не выстрел? Кто свистел и куда делся свисток? Сделал ли Браун смертельный выстрел сам или стрелял кого-то другой? Если Браун совершил самоубийство, то почему в полдень в пятницу в общественном парке неподалеку от полицейского участка? Было ли выбранное место самоубийства, если это оно, выбрано специально, чтобы бросить вызов полиции или просто плодом сумасшествия.
Хирург м-р Ф. У. Паркер, заявил, что Браун умер через три часа после (опечатка, скорее всего, до) его осмотра: «Пуля вошла в рот и проникла в его мозг». Присяжные вынесли вердикт о «временном помешательстве”, приведшем к самоубийству.

Служба в Армии.

Ранняя биография Брауна довольно интересна и в ней также есть неясности.
Браун вступил в Королевскую артиллерию в качестве рядового канонира (gunner), полковой номер 4175, в 11ю бригаду, в Ливерпуле, 8 марта 1878 года. В то время его возраст составлял 24 года и 6 месяцев. Он указал свое занятие как моряк, адрес своей семьи как 515 Питт-стрит, Аделаида, Южная Австралия, а его отца зовут «Джон». Но исследования в Австралии пока не подтвердили эту информацию. Военные документы описывают свежий и здоровый цвет кожи, коричневые волосы, серые глаза. Особых примет нет, кроме следа от вакцинации на левой руке в младенчестве. Грудь 38 дюймов, вес 161 фунтов (73 кг), мускулатура развита «очень хорошо».
В отличие от данных статьи в «Еврейской хронике» 1888 года, в армейских документах его религия указана как англиканство. Через два дня в артиллерийском депо в Ширнессе, графство Кент, ему был поставлен диагноз «лихорадка и гонорея», и его лечили хинином и слабительными средствами. 15 мая он был переведен в 12ю батарею 11й бригады. Канонир Браун прослужил 245 дней, а потом дезертировал во время отпуска в Ширнессе 11 ноября. Но не для того, чтобы завязать с армейской карьерой, а чтобы вступить в другой полк! Он записался во 2й батальон 5го пехотного (Нортумберлендского фузилерного) полка как рядовой № 2091 Ричард Браун 12-го ноября 1878 года.

Здесь он дал совсем другие сведения о себе – место рождения указал как Гельголанд, а свое занятие как конюх. Гельголанд, остров у побережья Германии, сегодня является частью Шлезвиг-Гольштейна, Германия, а в то время был британским владением (с 1807г.) Земля стала немецкой в 1890 году по гельголандско-занзибарскому соглашению (обмен Занзибара на эти острова).

Возможно, Браун, заявив, что он из Гельголанда, хотел дать более правдоподобную версию, чтобы прикрыть свое европейское или восточноевропейское происхождение, а не выдавать себя больше за австралийца. Хотя вообще многие моряки указывали местом своего рождения или проживания Гельголанд.

Через полгода военные узнали, что «рядовой Браун» дезертир из Королевской Артиллерии. 20 мая 1879 года проштрафившийся солдат сел под арест в Чатаме. 4 июня он был вычеркнут из полковых списков фузилеров и «возвращен» в артиллерию. 24 июня его посадили на 2 с половиной месяца в военную тюрьму Миллбанк в Лондоне. Жалованье не выплачивалось, пенсия в наказание за дезертирство была аннулирована.

Браун был выпущен 10 сентября, и вернулся в 11ю бригаду Королевской Артиллерии, которая отправлялась как раз в Индию. Вместе со своей частью он попал туда 28 октября. Теперь Браун оставался образцовым солдатом до конца своей армейской карьеры весной 1886. Его пенсия была восстановлена 11 сентября 1881г.
Судя по полученным медалям, он сражался во 2й англо-афганской войне. Хотя и здесь есть странности. В деле о его самоубийстве указано, что он имел 4 медали, но обнаружены записи только о 2. Дальше мы увидим, что здесь автор ошибается. Не указывает он и конкретную часть. Не совсем ясно, в какой батарее он служил, но из состава 11й бригады в Афганистане были 5я, 6я, 10я и 11я, в основном под Кандагаром. По датам подходит больше 10я, что характерно, самая «не воевавшая».


“Стой!”-Артиллерия в битве при Тель-эль-Кебире, 13 сентября 1882г.

Вторая медаль была дана за его службу в битве при Тель-эль-Кебире, Египет, 13 сентября 1882 года. И описана как «Медаль за Египет с пристежкой … Бронзовая звезда Хедива». Пристёжка, ясное дело, «Тель-эль-Кебир». А вот дальше наш «рипперолог» ошибается. Это две разные награды, а не одна.

Вот уже 3 медали и получились. Можно предположить, что 4я, вернее вторая по времени получения, была за Афганистан. Возможно как раз «Афганская пара»- медаль за кампанию 1878-1880гг и «Звезда Робертса»- Кабульско-Кандагарская звезда. Хотя батареи 11й бригады в этом знаменитом марше не участвовали, так что вопрос остаётся открытым. А, вообще, скорей всего, он мог иметь медаль «За общую службу в Индии».


Вот примерно так.

Египет, вручение медалей за Афганистан в 49м полку, 1882г. Так же и, возможно, там же были вручены награды и Брауну.

Опять мистика, упоминание о награждении есть в послужном списке Брауна, но его имени почему-то нет в общем списке награжденных в армейском справочнике 1882г.
После Тель-эль-Кебира, Браун вернулся со своей частью в Индию. Дальнейшая служба не была какой-то особенной. С медицинской точки зрения известно, что у Брауна была контузия в Равалпинди в ноябре 1882 года и 23 дня люмбаго в 1884 году. Браун оставался в Индии до 20 апреля 1886 года. 19 мая этого же года он был переведен в Военный резерв 1го разряда в звании канонира (то есть так и остался рядовым артиллерии).
Через три месяца Браун, как нам уже известно, вступил в Лондонскую полицию. В документах об отставке его состояние здоровья отмечено как «хорошее». В медицинской истории и военврач написал в «Общих замечаниях о его привычках и поведении на службе, умеренности и т. д. . . хорошее, обычное, умеренный». Покидая Армию, он заявил, что собирается жить в Ист-Энде в Лондоне, и указал почтовый адрес в Бетнал Грин.
Где Ричард Браун встретился с Уорреном?

Загадочным выглядит упоминание о его знакомстве с сэром Чарльзом Уорреном. Не особо удачливый генерал, он воевал во многих войнах, включая совсем позорное участие в начале 2й бурской войны, за что был отозван в Англию, и фактически отправлен в почетную отставку, не получая больше серьезных назначений. Археолог, масон, скаут…

Карикатуры на Уоррена.

Он успел в свое время побывать и начальником полиции Лондона. В 1885 после неудачной попытки избраться в парламент возглавил Службу столичной полиции Лондона. На этой должности он проработал более трёх лет, подвергнувшись большой критике со стороны прессы за множественные кровавые разгоны протестных выступлений (наиболее известно «Кровавое воскресенье» 13 ноября 1887 года), увеличение расходов на содержание полицейских и неспособность принять эффективные меры к потрясшим Лондон убийствам, совершённых Джеком Потрошителем.
Как они могли встретиться и где? Каким образом Уоррен оказал “доброту” Брауну? Было ли это еще в армии, или речь идет о полиции. В Египте или уже в Лондоне? Была ли между ними какая-то устойчивая связь по службе или каким-то общим делам, или был один какой-то случайный эпизод. Не сам ли Уоррен и посоветовал Брауну пойти в полицию, или дал рекомендательные письма?
Какое участие Браун принимал в деле Джека Потрошителя так же не ясно. Как уже указывалось, он мог жить в Ист-Энде, а также привлекаться на усиление патрулей в Уайтчепеле, хотя Дивизия Е отвечала за другой район.

Вопросы о «австралийском» прошлом Ричарда Брауна.

Запросы, сделанные Джорджем австралийскому генеалогу Эндрю Пику об Аделаиде, также пока ничего не дали. Тот не смог найти семью Брауна на улице Питт 515 или отца по имени «Джон» по этому адресу. То, что указано в военных документах, пока никак не связано с реальностью. Питт-стрит в Аделаиде, короткий переулок, соединяющий две основные улицы, сегодня заполнен коммерческими адресами. Но в 1870-х годах здесь были частные дома. Сиднейская Питт-Стрит – более длинная улица. Э. Пик проверил списки для Аделаиды в 1876 и 1878 годах, но не смог найти семью с фамилией Браун или человека по имени Джон, который, возможно, был отцом Ричарда Брауна.

Выводы.

Какова реальная история “Ричарда Брауна”? Была ли какая-то связь между Ричардом Брауном, его самоубийством и убийствами в Уайтчепеле? Мог ли он быть убийцей?

Его смерть вскоре после последнего убийства Потрошителя 9 ноября 1888 года и его еврейство (а как известно, в деле Потрошителя этот след однозначно присутствует) дают шансы так думать. Вызывает вопросы и его биография, загадочный побег в другой полк (от себя скажу, что в более ранний период это как раз было распространено. Получи королевский шиллинг, сбеги и запишись по-новый. Но вот в 1870е с этим было уже вроде получше).

Служба в полиции в разгар убийств и паники, связанной с делом Джека Потрошителя. И его странная связь с Уорреном. Мог ли он быть сумасшедшим? Если считать это последствием ран, то отмечена только давняя контузия 2 ноября 1882г. Хотя конечно могло быть всякое.
Попытка выдать себя за австралийца и отсутствие подтверждений в других документах, скорее всего, прикрывает его восточноевропейское происхождение, или какое-то темное прошлое. Завершает свою статью Джордж тем, что его рабочая версия на данный момент, что имя «Браун» не настоящее. Поиск продолжается.

А я от себя добавлю. Весьма соблазнительно найти связь между афганским прошлым Брауна и его потенциальной тягой к убийству. Зверства англичан в Афганистане довольно известны и знамениты, дескать, там он и привык убивать и крошить. Проблема в том, что он был артиллерист, и вряд ли входил в расстрельные команды. Хотя конечно казни он видел и, возможно, участвовал в карательных экспедициях, сжигавших селения. Слышал он наверняка и про (а, возможно, и видел) обезображенные трупы англичан, побывавших в руках афганцев… Но в целом, каких-то серьезных указаний, что именно он был таинственным и страшным Джеком Потрошителем, кроме совпадения прекращения убийств и датой его смерти, нет.


Расстрел гази в Джелалабаде, 1879г.

Закончим же, по традиции, отрывком из Киплинга.

“Зачем тебе выдали вилку да нож,
Джонни, Джонни?”
“А там без них нигде не пройдешь”.
“Джонни, ну, ты и даешь!”
“Было что резать и что ворошить,
Было что ткнуть и потом искрошить,
Было что просто кромсать-потрошить
На празднике нашей Вдовы”.