Вот вы какую селедку любите – мелкую или крупную? А между прочим, лет 150 назад именно по этой привычке можно было судить, насколько состоятельна ваша семья. Крупная селедка – примета бедности, а килька (или анчоусы из кильки) – символ обеспеченности и благородства.
Продолжаем изучать экспонаты Всероссийской гигиенической выставки, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1893 году. Сегодня предмет нашего интереса – консервы. И это не какой-нибудь «Завтрак туриста». А высокое искусство: паштеты, беф-брезе, маринады из дынь… В общем, заглянем в каталог выставки:
***
Недавно основанная в Петербурге консервная фабрика «Кулинар» задалась целью выработать тип консервов, могущих служить для продовольствия войск. Занимая мало места, они легко и удобно перевозятся и всегда дают свежую, вкусную и здоровую пищу, на приготовление которой к тому же нужно очень незначительное время.
Консервы этой фабрики уже обратили на себя внимание компетентных лиц, а по приказу Главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного гарнизона, е.и.в. Великого князя Владимира Александровича, они для опыта приняты были во время лагерного сбора и маневров, дав самые лучшие результаты.
В витрине фабрики «Кулинар» выставлены образцы всевозможных консервов. Здесь, наряду с консервированным молоком, сметаной, капустой, грибами и гречневой кашей, были мясные консервы: беф-брезе, беф-а-ля-мод, филе и телячьи котлеты. Не ограничиваясь изготовлением консервов из мясных блюд, фабрика выпустила также в консервах разные соусы и жидкие блюда: фляки, соус мадер, потофе, кислые щи, борщ, говяжий фарш, консоме, голубцы и проч.
***
В красивой витрине, помещающейся в конце манежа, Л.К.Астафьев выставил всевозможные фруктовые консервы, компоты и паштеты. Все это составляет производство основанной им в 1886 году паштетной.
Очень еще недавно всевозможные консервы получались из-за границы. Изучив консервное дело, г.Астафьев, начал приготовлять и выпускать в продажу консервы своего приготовления. В паштетной под его личным наблюдением изготовляются разные паштеты, до так называемых «страсбургских» исключительно, по вкусу и приготовлению ничем не рознящиеся от настоящих.
Имея долголетний опыт в качестве метр-д’отеля офицерской столовой лейб-гвардии Преображенского полка, г.Астафьев обратил специальное внимание на приготовление консервов, годных для военного времени, лагерей и т.п. Образчики консервов посетители видеть в витрине экспонента. Здесь выставлены различные сорта фруктового повидла – из красной смородины, слив, яблок и голубицы, сиропы, корнишоны острокрепкие, маринады из дынь и разное желе.
При заготовлении консервов, в особенности фруктовых, г.Астафьевым строго преследуется цель сделать их вполне безвредными для здоровья потребителей. В минувшем холерном году им была заготовлена масса фруктов и ягод, которые вполне заменяли свежие, будучи в тоже время проваренными, и пользовались большим спросом.
Консервы из фруктов и овощей, выставлялись г.Астафьевым на Всероссийской выставке садоводства и плодоводства, где он был награжден двумя большими серебряными медалями за консервы.
***
Приготовление рыбы впрок – соление ее и вообще рыбные консервы имеют в России громадный сбыт во всех слоях населения.
В то время, как низшие классы едят соленую так называемую крупную сельдь, дешевую, более или менее состоятельные классы едят рыбные консервы из более мелких рыб, отличающихся нежным вкусом и приготовленных на масле или с пряностями.
Из этих последних сельди и анчоусы – самые общеупотребительные, но до последнего времени этот род рыбных консервов привозился к нам из-за границы: сельди шли из Голландии, а анчоусы из Швеции, где под маркой G.I.Sundberg, Lysekil Schweden приобрели всемирную известность.
Д.Даниельсен впервые обратил внимание на то, что наша отечественная рыба, известная под общим названием «килька», не только годна для приготовления анчоусов, но даже гораздо жирнее шведской. Изучив анчоусное дело и приобретя рецепты приготовления, г.Даниельсен в начале 1889 года приготовил из нашей кильки анчоусы, которые по отзыву самого г.Зундберга оказались ничем не уступающими шведским.
Такой отзыв со стороны г.Зундберга, первого в Швеции фабриканта анчоусов и авторитета в этом деле, послужил г.Даниельсону поощрением серьезно приняться за дело и уже с 1890 года его производство было удостоено на всех выставках высших наград.