23 августа 1913 года года в Харбине состоялся финиш первого кругосветного путешествия на велосипеде, совершенного 25-летним русским спортсменом Онисимом Панкратовым. Выехав из Харбина в 1911 году, за 2 года и 18 дней Панкратов проехал на велосипеде свыше 30 тыс. км.
В 1908 году семья Панкратовых перебралась из Казани в Харбин (ныне территория Китая), где молодой Панкратов поступил на службу в Харбинское вольнопожарное общество. В то время велосипедный спорт был главным во всей спортивной жизни города. Как писали местные газеты, обилие харбинских велосипедистов даже представляла угрозу для обычных пешеходов. А Харбинское Общество велосипедного спорта построило стадион с бетонной дорожкой-велотреком длиной 250 метров по образцу известного велотрека в Одессе с виражами до 45 градусов, что давало спортсменам возможность развивать скорость до 80 верст в час. Трек стадиона по праву считался лучшим на Дальнем Востоке.
Жители Харбина взяли за правило каждую субботу посещать этот городской стадион. Программа открывалась парадом участников. После парада начинались заезды на треке, сопровождаемые оркестром.
Страстным увлечением Панкратова был именно велоспорт, в котором он добился успеха, стал чемпионом-рекордсменом города и носителем почётного нарукавного знака. В Харбине он ещё профессионально освоил французскую борьбу и участвовал во многих соревнованиях.
Идею совершить кругосветное путешествие подал юноше его отец, а воплотить заветную мечту в жизнь подтолкнула заметка в газете. Там сообщалось, что в 1896 году международная федерация велоспорта учредила Бриллиантовую пальмовую ветвь спортсмену, который первый объедет всю Европу.
За три года Онисим Панкратов поднакопил денег и купил велосипед легкодорожного типа немецкой марки Gritzner, которые в начале ХХ века уже продавались в веломагазинах практически в любом крупном российском городе. Спортивные организации поддержали идею Панкратова.
И вот в июле 1911 года Международным спортивным съездом в Берлине были разработаны маршруты и Онисим Панкратов выбрал не кратчайший, а очень сложный и трудный маршрут. На старт вместе с ним вышли ещё три велогонщика Воропинов, Церберг и Сорокин. 10 июля они стартовали под звуки военного оркестра. Железнодорожная администрация выдала гонщикам открытый лист с правом следования по линии дороги. Пикетам и заставам пограничной стражи было наказано давать велосипедистам отдых и ночлег. И в начале лета 1911 года состоялись торжественные проводы.
Через несколько сотен километров сошёл с дистанции один гонщик и, затем, в районе Читы два других. Как и во всяком дальнем велопоходе стала проявляться несовместимость характеров. Также большое значение имела физическая подготовка спортсменов. Из-за усталости участники часто останавливались, а это срывало график движения. Замечания Онисима не всем нравились и поэтому последний напарник смог продержаться с ним только до Читы.
Продираться в одиночку на велосипеде через тайгу было очень некомфортно, и Онисим принял решение ехать по шпалам железной дороги.
Путешествие Панкратова было отнюдь не безопасным: в лесу было много зверья, да и люди порой относились к велосипедисту не совсем приветливо. Крестьяне глухих деревень иной раз встречали путешественника градом камней, а под Красноярском на него напали грабители, но отпустили, увидев, что у парня в кошельке всего два целковых. В селе Миасском казаки натравили на него собак.
"То лошадей вспугнул, глядишь, на курицу наехал, то просто так"-- объяснял Панкратов враждебность крестьян Сибири. К этим трудностям стоит добавить мошкару и перегруз велосипеда продуктами. Шли беспрерывные "ситочные" дожди, дороги превратились в хляби, мириады комаров не давали покоя, проникая даже в туго зашнурованные гетры.
От Кургана до Челябинска он ехал двое суток. В Челябинске им заинтересовался ночной сторож. Старик напоил его горячим чаем и уложил спать в горнице. Утром, дивясь рассказам странника, подарил ему огромные на собачьем меху рукавицы, теплую шапку-финку с козырьком...
Железнодорожные обходчики не разрешали ему ехать по шпалам, и всё время гоняли его. Но Панкратов всё дальше и дальше продвигался на Запад. Чтобы можно было потом доказать, что он проехал этот маршрут, Онисим завел специальный журнал, куда волостные старосты делали отметку-штамп в контрольной книге. Иногда его подозревали в шпионстве, но обилие штампов с двуглавым орлом на страницах журнала успокаивало подозрительных.
Только в середине ноября вечером он подъехал к одному из вокзалов Москвы. Невероятно трудный путь Панкратов преодолел за четыре месяца. Из Москвы в Петербург его провожала целая кавалькада велосипедистов.
23 ноября 1911г гонщик прибыл в С-Петербург. Любители велоспорта С-Петербурга и Москвы собрали для нужд Панкратова деньги, что значительно улучшило его финансовое состояние. В Петербурге был составлен дальнейший маршрут следования. Границу Российской империи он пересек 12 декабря 1912 года. В Швейцарии Панкратову пришлось переваливать Альпы на высоте трёх тысяч метров — мировой рекорд того времени. Никаких шенгенов, никаких асфальтированных автомагистралей.
Затем через Восточную Пруссию, Швейцарию, Италию, Турцию, Грецию, Сербию, снова Турцию и Италию. За всё путешествие Панкратов был дважды ранен. В Турции его приняли за итальянского шпиона, избили. С трудом вырвавшегося из Турции в Италию Панкратова сажают там за решетку уже как... турецкого шпиона.
Газета "К спорту" писала: По благодатной Италии Панкратов путешествует без копейки в кармане, живёт в основном хлебом и водой. Беды преследуют его. В Италии он сильно простудился, переходя пешком горные перевалы. Ему помогала тогда жившая в Италии жена Горького М.Андреева и русский беллетрист А.Амфитеатров.
Панкратов ехал по миру, не зная ни одного! иностранного языка и это причиняло немалых затруднений. Однако каким-то чудом его контрольная книга заполнена штампиками-отметками через каждые 30 километров.
Проехав на велосипеде Францию, Южную Испанию, Португалию и Северную Францию добрался до берегов пролива Па-де-Кале. На пароме велосипедист переехал в Англию без денег и живущие в Англии русские писатели помогли ему опубликовать путевые заметки. Он также участвовал в многочисленных соревнованиях по борьбе и велоспорту. Затем писатели бросили клич, собрались и подкинули спортсмену ещё деньжат, на которые ему и удалось на пароходе добраться до Нового Света в начале зимы 1913г.
В Америке была своя специфика. Как вспоминал потом гонщик: "Едешь по дороге, приближаешься к какой-нибудь ферме, хочешь отдохнуть, а тебя встречают с ружьём наготове и с заряженными кольтами...
От Нью-Йорка до Чикаго проехал около двух тысяч верст. Несмотря на то, что эта часть страны является самой заселённой, дороги отчаянные: по ним больше мой конь едет на мне, чем я на нём".
Панкратов пересек Штаты по маршруту Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско. В порту С-Ф он устроился работать грузчиком, чтобы заработать на билет до другого берега. Вскоре Панкратов отправился морем в Японию, оттуда было уже "рукой подать" до Китая, и проехав всю Японию и весь Китай, наконец прикатился в Харбин.
Вернулся Панкратов к месту старта в августе 1913г в возрасте 25 лет, затратив на своё путешествие два года и 18 дней и преодолев 50 тысяч км. Маршрут путешествия на карте внешне представлял собой восьмерку.
За время пробега гонщик сменил 53 покрышки, четыре седла, два руля, 11 цепей и 750 спиц. Международный союз велосипедистов удостоил его Бриллиантовой звезды почетной ленты с золотой медалью и лаврового венка.
... Началась Первая мировая война.
По примеру другого велосипедиста и будущего знаменитого пилота Уточкина Панкратов после обучения в Гатчинской авиационной школе отправляется на фронт, где становится одним из самых успешных русских лётчиков, освоив навыки и разведчика, и бомбардировщика, и испытателя. Именно Панкратов в 1915г в Гатчине испытывал новый "Вуазен".
За полтора года проведённых на фронте, Панкратов сбил не один вражеский самолет и стал полным Георгиевским кавалером, был произведен в поручики (прапорщик). Однако 18 сентября 1916г в бою под Двинском Панкратов погиб. Ему было 28 лет. В тот день, успешно справившись с двумя немецкими самолетами, Панкратов не заметил третьего, заходящего на него с хвоста. Очередью из пулемета Панкратов был ранен, до последнего момента он пытался посадить самолет, но в воздухе из-за сильного ветра самолет перевернулся и рухнул на землю. За этот бой Онисим (Анисим) Панкратов был представлен к ордену Св.Владимира с мечами. Посмертно Панкратов был награждён орденами св.Анны 4-й степени и св.Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Решением Главнокомандующего тело героя было доставлено на родину в Казань и похоронено здесь со всеми воинскими почестями.
Путешествие Онисима Панкратова его современники называли великим.