«Поехал тогда Бьёрн с купцами на восток в Гардарики к Вальдимару конунгу; пробыл он там зиму, и было ему хорошо у конунга, понравился он знатным людям, потому что всем был по душе его нрав и обычай». Так начинается исландская сага, повествующая о похождениях викинга Бьёрна, который в поисках приключений отправился на Русь и в качестве наёмника служил при дворе князя Владимира Святославича.
Таких пришельцев, прибывавших в древнерусские города и служивших при дворах князей, в ранней истории Руси было довольно много. Варяги стали неотъемлемой частью политического и культурного ландшафта тех лет.
Воины, купцы и ремесленники
Первые выходцы из Скандинавского полуострова появились на территории Древней Руси ещё до начала «эры викингов», когда воинственные северяне буквально терроризировали Европу. Их привлекали, прежде всего, торговые пути, проходившие по рекам Восточноевропейской равнины и связывавшие Балтийское море с Византией и восточными странами. Купцы из Скандинавии останавливались в крупных городах, расположенных на магистралях в Константинополь — например, в Ладоге, которая считалась «воротами» в «Гардарику», страну городов, как называлась Русь в скандинавских сагах. Самые ранние археологические находки скандинавских артефактов датируются серединой 8 века.
Когда в Европе начались грабительские походы викингов, Русь будто бы от нападений норманнов практически не пострадала. Действительно, славянские поселения не шли ни в какое сравнение с богатыми европейскими монастырями и городами: выгоднее было именно торговать, нежели враждовать. Поэтому в той же Ладоге проживали и варяжские ремесленники, торговавшие со славянским населением почти без посредников. Тесные экономические отношения между этносами стали причиной культурной и политической интеграции.
Её апогей настал, если ссылаться на летописные источники, в 862 году, когда северные славянские и финно-угорские племена призвали «княжить и владеть» ими Рюрика и его двух братьев. Безусловно, викинги прибыли не в одиночестве — их сопровождали братья по оружию, которые должны были стать ближайшими сподвижниками князей в управлении чуждой в этническом плане территорией. Согласно «Повести временных лет», дружинники Аскольд и Дир, отпросившись у своего начальника, вскоре обосновались в Киеве. Существовал Рюрик или нет, но к 9 веку варяжское влияние на внутренние дела Древней Руси увеличивается.
В круговороте политики
В Никоновской летописи, созданной в 16 веке, появляется любопытное сообщение о событиях в Новгороде, произошедших спустя два года после призвания Рюрика на княжение. В 864 году в городе вспыхнуло восстание против пришельцев, которое возглавил знатный ильменский словенин Вадим Храбрый. Эта история, встречающаяся лишь в одной летописи, вызывает вопросы у исследователей: в то время Новгорода ещё не существовало, да и летописец мог спутать эти события с недовольством новгородцев варягами в эпоху правления Ярослава Мудрого.
С течением времени варяги, остававшиеся на постоянной основе на Руси, перенимали культурные традиции славян, «обрусевали». Чаще всего именно они служили в княжеской дружине, руководили войсками в битвах и выполняли административную работу при дворе. С другой стороны, существовали и наёмники из Скандинавии, прибывавшие на Русь и служившие князьям, пока у тех есть средства для оплаты их услуг. Варяжские отряды, составлявшие малу часть от общего количество ратников, принимавших участие в боях, несмотря на это играли большую роль в сражениях благодаря своему профессионализму.
В 10 веке варяжские дружинники активно участвовали в междоусобной борьбе, которые вели между собой потомки Рюрика. Так, распря между сыновьями Святослава, Ярополком и Олегом, началась, согласно летописям, с убийства сына варяжского воеводы Свенельда, после чего тот уговорил Ярополка напасть на своего брата. Владимир же, княживший в Новгороде, после убийства Олега бежал «за море», откуда вернулся с варяжской дружиной, которая помогла ему в борьбе за Киев. Полоцкий князь Рогволд, который пал от рук Владимира, по летописным сообщениям и наиболее распространённой среди исследователей версии, также происходил из варягов.
Служба при дворе Владимира отражена в скандинавских эпосах — многие викинги в погоне за славой прибывали в Гардарику. Иногда Русь становилась «перевалочным пунктом» для варягов, следовавших в Константинополь, где также имелся спрос на военные навыки норманнов. Отдельно стоит упомянуть знатных скандинавов, по той или иной причине оказывавшихся на территории Древней Руси. Источники сообщают, например, об Олаве Трюггвасоне, будущем короле Норвегии, который в молодости служил при дворе Владимира. В исландской саге, посвящённой знатному скандинаву, помимо прочего идёт речь и о решении киевского князя обратиться в христианство: автор истории прямо указывает на роль, которую сыграл Олав: «Как мало приличествует тем людям, которые являются могущественными, заблуждаться в таком великом мраке, чтобы верить в тех богов, которые не могут оказать никакой помощи». Внемля словам норвежца, Владимир и его дружина принимает веру Христову.
Чаще всего знатные скандинавы прибывали ко двору сына Владимира, Ярослава Мудрого. Источники сохранили сообщения о многих варягах, служивших под началом великого князя, да и династические связи Руси и Скандинавии в тот период времени достигли своего апогея.
Культурное влияние
Близость Скандинавии и Руси и активное участие варягов в политической жизни Киева, Новгорода и других городов не могло не повлечь за собой последствий в культурном плане. Славяне и финно-угры, наблюдая за северными гостями, перенимали их моду и ремесленные технологии. Именно благодаря варягам на Руси получили распространение некоторые женские украшения: височные кольца, орнаменты шейных подвесок, некоторые виды колец и браслетов. Топоры и некоторые виды мечей также обязаны своим появлением именно скандинавам.
Оставили наследие викинги и в политическом отношении. Княжеская дружина, до призвания варягов, по всей видимости, выполнявшая сугубо военную функцию, становится влиятельной силой. Выходцы из этих отрядов часто занимали крупные административные посты и выступали в качестве независимых субъектов во время политической нестабильности.
Ну и как не упомянуть бытовые мелочи: на предметах 12 века часто встречаются рунические надписи, а в берестяных грамотах из Великого Новгорода можно обнаружить имена Якун или Свень — так «обрусели» Хакон и Свен из Скандинавии.