28 августа 2022

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе

01 До-17 в бою (573x337, 162Kb)

ПРЕДИСЛОВИЕ: я планировал составить короткий определитель в одну статью по схеме «версия – визуальные отличия»; но увлекся «раскопками» особенностей этих малоосвещаемых в литературе самолетов, менее известных чем знаменитые Не.111 и Ju.88. Сыграло свою роль в расширении статьи и то, что я ранее имел о Do.17 только общее представление, и мне были очень интересны подробности. В результате работа вылилась в более обширный, чем планировалось, цикл статей, что может оказаться менее удобным моделистам но, надеюсь, придется по вкусу любителям истории…

Будущий бомбардировщик Do.17 по прозвищу «Летающий карандаш» разрабатывался в 1934 г. по заказу авиатранспортной компании «Люфтганза» как скоростной почтово-пассажирский самолет. Однако после получения трех машин «Люфтганза» отказалась от проекта, вернув самолеты разработчику – сделанный ради достижения высокой скорости слишком узким фюзеляж создавал большие проблемы для размещения даже всего шести пассажиров. Но тут скоростным самолетом заинтересовалось командование Люфтваффе, и фирма «Дорнье» поспешно переработала свою машину в бомбардировщик, который в 1937 году был принят на вооружение.
Do.17 строился серийно с 1937 по 1940 г.; он выпускался в пяти боевых модификациях (не считая уймы экспериментальных вариантов, а так же экспортных версий). Всего для Германии было изготовлено 1.102 самолета в модификациях E, F, M, P и Z (около 580 ранних версий, и не менее 522 – крупносерийной модификации Do.17Z с расширенной кабиной пилотов). Ниже будут рассмотрены только модификации бомбардировщиков и разведчиков, выпускавшихся для Люфтваффе; причем, чтобы не утонуть в обилии не воевавших единичных «эксперименталок», описаны будут только серийные модели. Истребителям фирмы «Дорнье», как и «экспортникам», и «поздним» бомбардировщикам Do.217, будут посвящены отдельные статьи.

СЕРИЙНЫЕ МОДЕЛИ, ВЫПУСКАВШИЕСЯ ДЛЯ ЛЮФТВАФФЕ

Бомбардировщик Do.17Е
02 Do-17Е проекции (625x267, 70Kb)

Бомбардировщик Do.17Е представлял собой цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся трехопорным шасси. На нем имелись автопилот и хорошая для того времени радиоаппаратура, а для выполнения полетов на большой высоте пилоты снабжались кислородным оборудованием. Самолет оснащался двигателями жидкостного охлаждения BMW-VT-7,3 мощностью по 750 л.с. Оборонительное вооружение поначалу состояло только из одного заднего 7,9-мм пулемета MG.15 в открытом верхнем блистере (тогда считалось, что лучшей защитой бомбардировщика является его скорость). Правда, боевая проверка возможностей самолета в гражданской войне в Испании (куда в составе германского «Легиона Кондор» послали 4, а затем еще 20 Do.17Е-1) показала ошибочность такого мнения, а так же вероятность атак противника с передних ракурсов. И на поздних «Е» добавили еще один пулемет в лобовом стекле кабины, а на последующей модификации Do.17М вооружение самолета увеличили до трех пулеметов. Бомбардировщик мог брать во внутренний фюзеляжный бомбоотсек до 500 кг бомб в комплектации: 10х50 кг, или 4х100 кг, или 2х250 кг.
Описанная выше модификация обозначалась как Do.17Е-1. Судя по этому обозначению, а так же по подписям под фото и изображениями машин этого типа, существовали еще как минимум подмодификации Е-2 и Е-3. Однако сколько я не искал, чем они отличались от Е-1, информации так и не нашел (внешне они совершенно идентичны; только на Е-3 появился второй, лобовой пулемет). Вероятнее всего, немцы обозначали следующей цифрой какие-то внутренние дополнения (например, замену рации на более мощную, установку дополнительного вооружения, бронезащиты экипажа и т.п.) – именно так они поступали с версиями Мессершмиттов Bf.110.
Сколько всего было произведено Do.17Е в доступной мне литературе не указывается; но известно, что воевать в Испанию отправились в общей сложности 24 таких бомбардировщика, а в Германии этими машинами вооружились 6 групп (полков), каждый из которых получил по 36 Do.17Е. Итого Люфтваффе приняли не менее 216 бомбардировщиков этого типа; а вот отправленные в Испанию самолеты назад не вернулись. Два из них погибли в боях, а остальные по окончании войны были переданы националистам, и вошли в состав испанской авиации.
ТТХ Do.17Е-1: двигатели 2 BMW-VT-7,3 жидкостного охлаждения мощностью по 750 л.с. Скорость 352 км/ч. Дальность: с полной нагрузкой 500 км; без бомб 1.500 км. Вооружение 1х7,92-мм пулемет MG.15 назад. Бомбы до 500 кг. Экипаж 3 человека.

Дальний разведчик Do.17F
03 Do-17F (622x322, 112Kb)

Do.17F являлся разведывательной версией бомбардировщика Do.17Е, и был устроен с ним абсолютно одинаково; соответственно, самолеты и выглядели идентично. Разница заключалась в отсутствии на «F» бомбового прицела, а вместо механизма бомбосбрасывания в бомбоотсеке установили дополнительный топливный бак и фотокамеру. Двигатели и стрелковое вооружение – такие же, как на Do.17Е.
Do.17F, как и «Е», прошли «боевую обкатку» в гражданской войне в Испании, куда были так же посланы сначала 4 самолета; а после положительных отзывов летчиков туда отправились еще 15 Do.17F (по окончании войны их так же передали испанцам). Причем успешно уклонявшиеся от вражеских истребителей и не понесшие в Испании потерь Do.17F произвели на немецкое командование такое впечатление, что все штатные разведчики Люфтваффе Не.70F были немедленно сняты с вооружения и заменены в течение 1938 г. на Do.17F (6 разведывательных групп получили по 36 самолетов этого типа).
ТТХ Do.17F-1: двигатели 2 BMW-VT-7,3 жидкостного охлаждения мощностью по 750 л.с. Скорость 355 км/ч. Дальность 2.050 км. Вооружение 1х7,92-мм пулемет MG.15 назад. Бомб нет. Экипаж 3 человека.

Бомбардировщик Do.17М и разведчик Do.17Р
04 do17 Рњ Рё Р  (637x327, 97Kb)

Не успел еще первый серийный Do.17Е выйти из авиазавода, как инженеры фирмы уже занялись модернизацией своей машины. Для достижения еще больших скоростей требовалось повысить мощность двигателей, однако моторы жидкостного охлаждения были зарезервированы за истребителями. Поэтому на следующую модификацию Дорнье поставили радиальные двигатели воздушного охлаждения BMW Bramo 323A-1 «Fanfnir» мощностью 900 л.с. И опять решили выпускать практически один и тот же самолет в двух версиях – бомбардировщика и разведчика, внешне не отличающихся друг от друга. Правда, в этот раз полностью избежать отличий не удалось: выяснилось, что выбранный для бомбардировочной версии Do.17М мотор не обеспечивает необходимую для разведчика дальность полета. И вместо него на разведчик Do.17Р пришлось поставить двигатель BMW 132N – тоже радиальный, воздушного охлаждения, но меньшей мощности (865 л.с.). Зато более экономичный, позволяющий лететь с имеющимся объемом топлива значительно дальше. Впрочем, внешне смена двигателей отразилась только на малозаметном увеличении числа выпускных жалюзи на капотах моторов; в остальном «М» и «Р» были почти абсолютно идентичны.
05 do17 М и Р сравнение (631x314, 114Kb)

Кроме других двигателей новые машины от «Е» и «F» отличал появившийся электропривод уборки-выпуска шасси. Заднюю огневую точку закрыли стеклом. Удлиненный бомбоотсек никак не отразился на внешности машины, но позволил помещать в самолет до 1.000 кг бомб. И по опыту применения Do.17Е в Испании на «М» и «Р» усилили стрелковое вооружение, увеличив его до трех пулеметов. Для защиты от атак снизу-сзади добавили еще один MG.15 в кабину стрелка-радиста; вниз радист стрелял пригнувшись, через люк в полу (правда, в это время стрелок не мог пользоваться верхним пулеметом). Третий MG.15 прикрывал лобовую сферу. Как и на Do.17Е-3, он проходил сквозь правую половину лобового стекла кабины. Использовать этот пулемет могли как летчик, так и штурман. Если им пользовался штурман, то пулемет был подвижным (правда, он имел небольшой угол обстрела). Для того, чтобы огонь из него мог вести пилот, пулемет жестко фиксировался, превращаясь в курсовой; при стрельбе летчик наводил оружие на цель всем корпусом самолета, ориентируясь на кольцевой прицел, находившийся снаружи перед лобовым стеклом.
Do.17М и Р стали заменять в частях предыдущие версии Дорнье с начала 1938 г.; однако выпускались они недолго, так как уже в сентябре началось производство более совершенной модели – Do.17Z. Поэтому относительно немногочисленные Do.17М быстро «сошли со сцены»; но Do.17Р в разведывательных частях продержались дольше. ТТХ Do.17М-1 (Do.17Р-1): двигатели 2 BMW-323 (BMW-132) воздушного охлаждения мощностью по 900 л.с. (865 л.с.). Скорость 408 км/ч (393 км/ч). Дальность: с полной нагрузкой 500 км; без бомб 1.350 км (2.200 км). Вооружение 3х7,92-мм пулемета MG.15; 1.000 кг бомб (на Do.17Р-1 бомб нет). Экипаж 3 человека.

Бомбардировщик и разведчик Do.17Z
06 Do-17Z проекции (634x216, 91Kb)

Опыт боев в Испании показал, что высокая скорость не является гарантией неуязвимости бомбардировщика. Именно поэтому количество пулеметов на Do.17 постепенно увеличивалось. Однако усиление стрелкового вооружения на Do.17Е-3, а затем на Do.17М фактически явилось лишь полумерой – было очевидно, что зоны обстрела установленных пулеметов слишком малы, и требуется расширение этих зон. Добиться же этого можно было, только выдвинув установки за контуры фюзеляжа. Так родилась идея Waffenkopf («вооруженной головы») - увеличенной кабины экипажа, более широкой, чем фюзеляж. Это не только свело к минимуму мертвые зоны обстрела, но и позволило ввести в экипаж четвертого человека - для обслуживания нижней задней установки. Стрелковое вооружение вновь было усилено введением четвертого пулемета, установленного внизу-впереди кабины. Из него стрелял бомбардир, предварительно зафиксировав передний верхний пулемет, чтобы его мог использовать для наведения на цель всем корпусом самолета пилот. Изменилось также остекление кабины: его сделали «фасеточным», собранным из небольших плоских панелей – такая конструкция исключала визуальные искажения объектов. Новая модификация получила обозначение Do.17Z, а армейские остряки прозвали самолет «Головастиком».
07 Do-17Z кабина разрез (649x308, 90Kb)

Предсерийная партия Do.17Z-0 появилась осенью 1938-го, а уже в начале 1939 г. в войска пошли серийные Do.17Z-1. Эти самолеты имели ту же конструкцию (за исключением носовой секции), и те же моторы, что и Do.17М-1. Правда, новая кабина несколько увеличила воздушное сопротивление, а вес самолета возрос из-за нового оборудования и четвертого члена экипажа. На предсерийных Do.17Z-0 этой проблемы не заметили, так как «предсерийники» имели еще 3 пулемета и трех летчиков. Но теперь стало ясно, что мощности BMW Bramo 323A-1 явно недостаточно; поэтому для сохранения летных характеристик самолета пришлось снизить его бомбовую нагрузку с 1.000 до 500 кг. Для решения этой внезапно возникшей проблемы уже весной того же года в серию запустили версию Do.17Z-2 с двигателями BMW Bramo 323Р мощностью по 1.000 л.с. Но всего 100 дополнительных «лошадок» не смогли полностью компенсировать возросший вес самолета. Поэтому для загрузки 1.000 кг бомб при сохранении хорошей управляемости и маневренности предшественников пришлось уменьшить запас топлива, что сократило радиус действия «Z-2» с полной нагрузкой до 330 км. Кроме того, на версии Do.17Z-2 вновь усилили стрелковое вооружение, выставив в бортовые окна фонаря еще 2 пулемета. Таким образом, вооружение «Z-2» увеличилось до 6 «стволов»; вот только стрелков в экипаже для них было недостаточно, поэтому вести огонь по одной цели одновременно могли не более 2 пулеметов.
08 Do-17Z отличия (627x245, 83Kb)

«Согласно своей традиции» фирма Дорнье кроме бомбардировщика Do.17Z-2 выпустила точно такой же разведывательный самолет - Do.17Z-3. Абсолютно внешне одинаковый с бомбардировочными «Z», «третий» фактически был разведчиком-бомбардировщиком. В нем дополнительный топливный бак на 895 л занимал только передний бомбоотсек, в заднем сохранили возможность подвески до 500 кг бомб. Фотоаппарат же, на предыдущих разведчиках занимавший место в заднем бомбоотсеке, перенесли в кабину (благодаря увеличению ее объема); теперь объектив фотокамеры выступал из входного люка прямо перед задним-нижним пулеметом. Правда, выпустили Do.17Z-3 всего 22 экземпляра. Ведь «скоростной» Do.17 в условиях стремительного развития авиации всего за два года эксплуатации вдруг вышел из разряда скоростных, и командование запланировало вооружать разведывательные авиаподразделения более перспективными в этом плане Bf.110 и Ju.88. Но как бомбардировщик быстро устаревающий Do.17Z был пока еще очень востребован: он пользовался большой популярностью среди экипажей, так как был технически наиболее надежным бомбардировщиком Люфтваффе. Поэтому в 1939 г. Do.17Z находился в массовом производстве, и за этот год только бомбардировщиков данной версии выпустили около 500 экземпляров; ими были вооружены 10 бомбардировочных авиаполков. Однако боевое применение Дорнье в начавшейся Второй мировой войне, и особенно его участие в грандиозной воздушной «Битве за Англию» быстро выявили многочисленные недостатки Do.17: невысокую для новых условий скорость, недостаточную для бомбардировщика дальность полета, и малую для самолета такого класса бомбовую нагрузку, которую невозможно было увеличить из-за слишком узкого фюзеляжа. Да и размещение защитного вооружения Do.17, которое немцы считали очень удачным, англичане оценили иначе. Они обнаружили в таком расположении много мертвых зон, и стали относиться к Дорнье, как к легкой добыче. Большие потери Do.17 привели к тому, что в 1940 г. его производство было прекращено, а к середине 1941 все Do.17Z в бомбардировочных частях были постепенно заменены на более совершенные Ju.88.
Кроме версий Do.17Z-1, -2 и -3 в литературе упоминаются так же бомбардировочные варианты Do.17Z-4 и Do.17Z-5; но по ним много неясностей. «Четверка» была учебно-тренировочной версией с двойным управлением; в одних книгах говорится, что она производилась заводским методом, в других – что переделывалась уже в частях из боевых машин (сколько всего существовало Do.17Z-4 мне неизвестно). «Пятерка» была тем же бомбардировщиком Do.17Z-1, снабженным надувными резиновыми мешками в бомбоотсеке и гондолах двигателей - для повышения шансов на выживание экипажей, сбитых над морем. Но выпускалась ли она массово – неясно; в некоторых книгах эту версию называют лишь экспериментальной.
Do.17Z-2: двигатели 2 BMW-323Р воздушного охлаждения, мощностью по 1.000 л.с. Скорость: 410 км/ч с 500 кг бомб; 360 км/ч с 1.000 кг бомб. Дальность: с полной нагрузкой бомб - 660 км; с 500 кг бомб – 1.150 км; без бомб - 1.360 км. Вооружение 6х7,92-мм пулеметов MG.15; 1.000 кг бомб. Экипаж 4 человека.