23 августа 2022

Аспазия: тень на страницах истории

c8ae8cacdff3cc44add8a6ba9c144d99.webp

Незаметная жизнь

Аспазия вошла в историю, как спутница фактического правителя Афин Перикла. Современные учёные-историки, изучавшие биографию женщины, столкнулись с проблемой того, что достоверных сведений об Аспазии очень мало. Фактически, известны сам факт связи с Периклом и примерные годы её жизни. А вот легенды о дружбе Аспазии с философами уже подвергают сомнению.

Родиной Аспазии, согласно Плутарху, был Милет, крупнейший греческий город Ионии (западное побережье Малой Азии). Аспазия была постоянной любовницей Перикла и родила ему сына, который вошёл в историю как Перикл Младший.

По словам Плутарха, образцом для Аспаззи была ионийская гетера Таргелия, которая через любовные связи с ведущими политиками своего времени влияла на принятие решений. Комедиограф Аристофан открыто писал, что Аспазия влияла на политику Перикла.

Аспазия родилась около 470 года до н. э. и около 450 года до н. э. эмигрировала в Афины. Её сестра уже была замужем за афинским аристократом Алкивиадом (дедом знаменитого полководца Пелопоннесской войны).

1.jpg
Бюст Аспазии. (wikimedia.commons)

В 460 году до н. э. Алкивиад был изгнан из Афин остракизмом и отправился в Милет. В Ионии афинянин женился на сестре Аспазии. На основании этого исследователи биографии гетеры предполагают, что после прекращения срока изгнания Алкивиад с семьёй вернулся в Афины, и за ними последовала сестра его жёны Аспазия.

Неизвестно, когда Аспазия познакомилась с Периклом. Наряду с браком в Афинах в 5-м веке до н. э. существовал институт паллакии, когда женщина становилась сожительницей гражданина и получала некоторую правовую защиту. В отношения паллакии ступали обычно дочери метеков. Стать конкубиной знатного и влиятельного афинянина было лучшим вариантом для Аспазии из возможных.

В результате закона, предложенного Периклом незадолго до знакомства с Аспазией, гражданином Афин мог быть человек, оба родителя которого были гражданами Афин. Таким образом, дети от такого сожительства имели в полисе ущемлённый статус. Позже этот закон ударит по его сыну.

Аспазия и Перикл были вместе 440−430-е годы до н. э. Современники и авторы последующих веков приписывали ей влияние на мужа. В их отношениях родился сын, вошедший в историю как Перикл Младший.

На первый взгляд поспешным выглядит второй брак Аспазии после смерти Перикла в 429 году до н. э. Женщина вышла замуж за Лисикла, торговца скотом и политика. Допускают, что отношения между Периклом и Аспазией могли закончиться задолго до его смерти. Кроме того, вдовы и конкубины быстро старались найти себе новых мужчин.

2.jpg
Бюст Перикла. (wikimedia.commons)

Если их отношения продолжались до смерти Перикла, то у его родственников всё равно был повод побыстрее сбыть женщину с рук. В случае повторного вступления в отношение паллакии содержание Аспазии становилось обязанностью нового покровителя.

Аспазия могла выбрать Лисикла сама. У авторов Классической эпохи есть упоминания, что иногда афинянка могла сама искать нового мужа. В любом случае, повторная паллакия продлилась недолго — Лисикл умер в 428 году до н. э. Сколько после этого прожила сама Аспазия неизвестно.

Перикл Младший не называется прямо сыном Аспазии. Но в современных ему источниках наследника первого гражданина называют худородным. Вероятно, его ждала бы судьба других нотов, неполноправных афинян. Но после смерти законных сыновей Перикл смог добиться признания сына Аспазии своим наследником.

Жизнь в зеркале комедии и философии

Единственные свидетельства об Аспазии, оставленные современниками, — тексты афинских комедиографов и философов. Век Перикла был временем Древней аттической комедии, когда драматурги не боялись высмеивать первых граждан Афин. Доставалось от них самому Периклу и его окружению.

Первым упомянул Аспазию основоположник «политической» комедии Кратин в пьесе «Хироны». Эта комедия бичевала повреждение нравов в 5-м веке по сравнению с временами Солона. Кратин с гневом обрушивается на Перикла и Аспазию, называя женщину собачьеглазой дочерью бесстыдной похоти.

Другая комедия Кратина, «Немезида», состояла из аллюзий на Троянскую войну. В ней Периклу отводилась роль Зевса, а Аспазии — Немезиды. Вместе они начинали новую войну.
В комедиях 420−410-х годов до н. э., когда Перикла не было в живых комедиографы стали позволять себе прикладывать его любовницу ещё резче. Евполид в пьесе назвал Перикла Младшего сыном продажной женщины. Другие авторы, включая Аристофана, изображали Аспазию сводней, искавшей женщин для Перикла.

3.jpg
Мари Бульяр, «Аспазия». (wikimedia.commons)

В 4-м веке до н. э. новым жанром афинской прозы стал философский диалог. Его действие часто проходило в период «Периклова века». Хотя философы не делаю Аспазию участницей диалогов, её слова часто цитируются. Отрицательно к афинянке относились Антисфен и Платон, положительно — Эсхин Сфеттский и Ксенофонт.

В диалоге «Менексен» разговаривают юноша Менексен и Сократ. Философ пересказывает для молодого собеседника надгробную речь, якобы, произнесённую Аспазией. По сути, диалог — пародия на надгробные речи.

Первым, кто позволил себе говорить об Аспазии хорошо, стал философ Эсхин Сфеттский. Он был учеником Сократа, современником и врагом Платона. Эсхин посвятил Аспазии диалог, названный её именем.

В «Аспазии» Эсхина афинянка вновь говорит через Сократа. По сюжету диалога богач Каллий просит Сократа порекомендовать наставника для его сына. Философ советует Аспазию, потому что она учила его самого, Перикла и Лисикла.

В сочинениях другого ученика Сократа, Ксенофонта, Аспазия участвует в поиске истины наравне с мужчинами. Образ мудрой Аспазии был надолго забыт, пока не стал востребован в Новое время.

Жизнь после смерти

Слова поэтов и философов полностью заслонили образ реального человека. Но миф об Аспазии продолжал жить, и остаётся востребован до нашего времени.

Образ мудрой собеседницы был надолго забыт, но образ роковой женщины остался востребован. Подробнее всего об Аспазии написал Плутарх в биографии Перикла.
Во 2-м веке н. э. христианство восприняла античную культуру и приступило к её осмыслению. Об Аспазии авторы-христиане писали, как об одной из мудрых женщин прошлого, наставнице философов. Или обходили молчанием. Репутация афинянки, как конкубины и возможно гетеры, не позволила включить её в число языческих мудрецов, почитаемых христианами.

Подлинное открытие образа Аспазии началось в эпоху Ренессанса, когда образованные европейцы вновь стали читать Плутарха. В то время были популярны книги-медальоны. В них публиковались стилизованные под древность монетные портреты знаменитых людей прошлого с краткими аннотациями. Минимум трижды в такие каталоги попадала Аспазия. Например, её портрет и краткая биография были помещены в собрание гравюр Гийома Руйе, изданное в 1553 году.

4.jpg
Николя-Андре Монсио, «Спор Сократа и Аспазии». (wikimedia.commons)

В середине 17-го века венецианка Арканжела Таработти написала трактат «Тирания отцов». В нём она упрекала авторов-мужчин за то, что они игнорировали примеры умных женщин в истории. Арканжела спрашивала читателей, почему авторы не упоминают наставницу Перикла Аспазию.

В 1690 году француз Жиль де Менаж опубликовал «Историю женщин-философов». Аспазия помещена в книге в главу о женщинах-философах, не принадлежавших к определённому течению. Афинянка оказалась там в компании святой Екатерины, Анна Комнины и Элоизы.

Книги Таработти и Менажа сделали Аспазию известной для широко круга читающей Европы. В 1795 году французская художница Мари Женевьева Бульяр написала картину «Аспазия». С одной стороны, героиня картины напоминает многочисленных «Венер во время туалета», с другой — она смотрит в зеркало (символ самопознания) и держит свиток с греческим текстом. Обнажённая грудь женщины может быть изображена не для эротизма, а для сравнения Аспазии с амазонкой.

Через три года после работы Бульяр другой француз, Николя-Андре Монсио, написал картину «Спор Сократа и Аспазии». Герояня изображена спорящей с философом, за спиной которого стоит молодой Алкивиад. Позже эта картина была дополнена фигурами других афинян и выставлена, как «Аспазия беседует с самыми знаменитыми людьми Афин».

В культуре 19-го века имя Аспазии было освобождено от осуждения. Для викторианской Англии она была супругой великого человека. Викторианский писатель Уолтер Сэвидж Лэндор представил свой взгляд на знаменитую афинянку в романе в письмах «Перикл и Аспазия». Аспазия Лэндора не оказывает влияния на Перикла, не правит его речи, а также по совету мужа вместо философии изучает историю. Согласно представлению античных авторов Перикл говорил словами Аспазии. Лэндор заставил Аспазию говорить словами Перикла.

5.jpg
Аспазия в окружении философов на фасада Афинского университета. (wikimedia.commons)

Такой же Аспазия изображена в романе Элизы Линтон «Амимона». Покорная и любящая Аспазия противопоставлена своенравной Амимоне, готовой идти на преступления ради своих целей.

Оригинально использовал имя гречанки американский автор К. Холланд. Он наделил чертами её личности героиню своего романа, Аспазию Хортон. Конечно, героиня романа Холланда живёт в современных ему Соединённых Штатах. Но его Аспазия изучает науки, спорит с учителями и решает отложить женитьбу на время после получения образования.
Имя Аспазии было сделано знаменем феминизма. Латвийская писательница Эльза Розенберга сделала афинянку образцом и даже взяла её имя как псевдоним.

В литературе 20-го века Аспазию чаще изображали «счастливой куртизанкой» — уверенной в себе женщиной, не боящейся менять любовников. Так она стала героиней нескольких любовно-исторических романов.