24 августа 2022

Ленд-лиз во время Второй мировой войны





Поставки вооружений и материалов союзниками в СССР начались в октябре 1941 года. Советский Союз обязан был выплатить лишь гражданские грузы, вернув военные после войны — за уничтоженную технику плата не взималась. Помощь США и Великобритании сыграла свою роль в разгроме нацистской Германии.


Во время личной беседы на Тегеранской конференции Иосиф Сталин заявил президенту США Франклину Рузвельту, что «без американской продукции война была бы проиграна».

Несмотря на довольно однозначную оценку советским лидером помощи из-за океана, в российском обществе и по сей день идут споры о том, какую роль сыграл ленд-лиз в успехах Красной армии в противостоянии с нацистской Германией. Несмотря на это, поставки западной техники и продовольствия являются иллюстрацией того, как державы с разным политическим строем объединились в борьбе против общего врага, а подвиги солдат, обеспечивавших доставку танков, автомобилей и самолётов в СССР, вписаны золотыми буквами в историю Второй мировой войны.


Что привело к соглашению о ленд-лизе

1 сентября 1939 года в Европе началась самая разрушительная война в новейшей мировой истории. Англия и Франция выступили единым фронтом против нацистской Германии, однако уже в 1940 году Париж капитулировал после стремительного наступления вермахта. Великобритания и её доминионы остались один на один с набиравшей обороты немецкой военной машиной.

Ещё в начале 1940 года союзники разместили на американских военных предприятиях заказы, которые выполнялись в обычном порядке. В Великобританию отправлялись самолёты и винтовки, количество которых к февралю 1941 года составило около 1 млн штук, что фактически опустошило американские складские запасы. Но администрация решила закрыть на это глаза.

В мае 1940 года, когда кампания на континенте очевидно завершилась поражением союзников, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился к президенту США Франклину Рузвельту с просьбой передать английскому флоту несколько десятков устаревших кораблей в обмен на допуск американских вооружённых сил на военные базы Туманного Альбиона на Атлантике. Уже в августе стороны смогли прийти соглашению по этим вопросам. В дальнейшем сотрудничество в оборонной сфере только усиливалось, что создало предпосылки для появления ленд-лиза.



Американские корабли перед отправкой в Великобританию по ленд-лизу. Источник: commons. wikimedia.org


Официально США заняли нейтралитет в конфликте — позиции «изоляционистов» в Конгрессе и обществе в целом были чрезвычайно сильны, хоть Рузвельт и добился увеличения ассигнований в оборонную промышленность. Симпатии президента были на стороне воевавших против нацистской Германии и её союзников, поэтому экономическая помощь Великобритании стала естественным процессом. Уже в 1941 году юридическая база для военных поставок была оформлена в виде особого акта.

Система «аренды» техники была обусловлена тем, что по обычным займам Великобритания расплачиваться уже не могла. Экономика страны находилась на грани обвала, и для поддержки оборонного потенциала Туманного Альбиона было необходимо найти новое решение. В декабре 1940 года Рузвельт на встрече с британской делегацией в Белом доме пообещал дать союзником оружие с тем условием, что после войны оно вернётся назад в США.


Акт США о ленд-лизе

Одновременно со встречами американского президента с британскими официальными лицами администрация провела серию встреч с влиятельными бизнесменами, чтобы определить рамки будущего договора и узнать отношение деловых кругов к возможному соглашению. Общественное мнение США было готово к тому, что их страна окажет помощь воюющей Великобритании при том условии, что сама Америка в войну вступать не будет.

Разработка документа проходила в начале января 1941 года специалистами из министерства финансов. Этому предшествовала большая работа в Конгрессе по оценке рисков и изучению состояния британской экономики. При составлении билля учитывалось также возможное вступление в войну Советского Союза — некоторые члены правительства и конгрессмены выразили несогласие с такой постановкой вопроса, однако, как показало голосование в марте 1941 года, таких было меньшинство. Акт о ленд-лизе был принят в Конгрессе 11 марта. В палате представителей за документ проголосовали 260 депутатов, против — 161. В сенате преимущество поддержавших было более ощутимым: 60 против 31.



Франклин Рузвельт подписывает акт о ленд-лизе. Источник: commons. wikimedia.org


Согласно акту, техника, оружие и материалы, которые поставляли США своим союзником и оказались уничтоженными или использованными в ходе военных действий, возврату не подлежали. Оплачивать предписывалось лишь то имущество, которое не было возвращено и могло быть использовано в мирных целях уже после войны. Для этого правительство в Вашингтоне выделяло долгосрочные кредиты, выгодные заёмщику. Президент был обязан отчитываться перед конгрессом за поставки каждый квартал, при этом определение перечня продукции и адресатов оставалось полностью за главой государства. Уже 27 марта 1941 года Конгресс одобрил выделение помощи союзникам в размере, эквивалентном 7 млрд долл.


Кому предназначалась американская помощь

Прежде всего, помощь требовалась Великобритании, после капитуляции Франции фактически оставшейся один на один против нацистской Германии и её союзников. Позже список стран, которым шли поставки, значительно расширился: США помогали Китайской республике, британским доминионам и европейским странам, столкнувшимся с агрессией Оси.

Наиболее крупные поставки шли из Северной Америки в Великобританию — именно она, а не СССР стала главным объектом помощи по ленд-лизу. Своей европейской союзнице Вашингтон в годы войны отправил грузы, общая стоимость которых превышала 31 млрд долл. Для сравнения, ценность поставок в Советский Союз составляла чуть более 11 млрд долл. Вашингтон отправлял в Старый Свет, прежде всего, стрелковое вооружение, артиллерию и самолёты, а также зенитные орудия, в которых англичане остро нуждались в связи с массированными налётами немецкой авиации.



Американский танк «Шерман» в Великобритании. Источник: commons.wikimedia.org


Структура поставок в Китай была схожей — армия Гоминьдана остро нуждалась в стрелковом вооружении, поэтому американцы ещё до официального вступления во Вторую мировую войну отправляли в Азию пулемёты, противотанковые ружья и боеприпасы к ним. Вообще структура ленд-лиза на этом театре военных действий была довольно запутанной в связи с большим числом противоборствующих сторон. Китайцы, вооружённые американским оружием, воевали не только на родине, но и в Бирме. Англичане посылали армии Чан Кайши самолёты, на которых выполняли боевые задачи американские добровольцы. Индийские вооружённые силы также получали грузы из Северной Америки — с их помощью они противостояли японцам в той же Бирме.

Помимо этих стран ленд-лиз распространился и на других участников войны: американское оружие и ресурсы использовали Бразилия, Норвегия, Греция, Югославия, польские отряды. Число стран, включённых в программу, исчислялось десятками.


Когда начался ленд-лиз для СССР

22 июня 1941 года Советский Союз подвергся нападению Германии и её союзников — началась Великая Отечественная война. Первые сражения показали преимущество соперника. Спешно эвакуировавшаяся на восток промышленность ещё не могла обеспечить армию всем необходимым, поэтому перед советским руководством остро встал вопрос о налаживании сотрудничества с западными странами.

Товары приобретались советскими представителями в США и Великобритании, но за наличный расчёт и в недостаточном количестве. Общая стоимость составила почти в 6,5 млн долл. Союзники были заинтересованы в том, чтобы СССР сопротивлялся как можно дольше, и были готовы помочь поставками. С целью разведки на предмет запросов России и её включения в программу ленд-лиза в июле 1941 года в Москву прибыл министр торговли США Гарри Гопкинс. По итогам переговоров в конце сентября — начале октября 1941 года в Москве состоялась конференция представителей союзников, на которой стороны договорились о поставках в Советский Союз и условиях включения СССР в программу ленд-лиза.



Гарри Гопкинс, 1942 год. Источник: commons.wikimedia.org


Было определено количество ежемесячно поставляемых в страну материалов. США согласились предоставить СССР займ в 1 млрд долл. В ответ Москва обязывалась поставлять союзникам сырьё, которое было необходимо для военной промышленности. Договор был заключён 1 октября, в самом начале реализации планов немецкого командования по овладению Москвой. В связи с этим достижение договорённостей о поставках стало важным актом не только с экономической точки зрения, но и в моральном плане. Лорд Бривербрук, принявший участие в Московской конференции, писал Черчиллю спустя несколько дней после принятия решения: «Результатом этого соглашения был огромный подъём духа в Москве. Поддержание его будет зависеть от доставки обещанных материалов».

Однако не все были довольны тем, что союзники согласились предоставить помощь державе, которую до недавнего времени считали главной угрозой безопасности в мире. Черчилль, несмотря на то, что в публичных речах обещал оказать русскому народу всемерную поддержку, в разговорах с американскими чиновниками и своими подчинёнными высказывал определённые сомнения в том, что теперь США и Великобритания вынуждены опустошать свои военные запасы в пользу СССР. Некоторые американские конгрессмены также пытались повлиять на решение оказать помощь Москве, но их число было незначительным, а в декабре 1941 года, после нападения Японии на Перл-Харбор и вступления Америки во Вторую мировую войну, их голос и вовсе заглох.


Письма Сталина Рузвельту о ленд-лизе

После заключения Московского договора Сталин обратился непосредственно к президенту США Рузвельту. В письме в начале ноября он благодарил своего коллегу за предоставление займа на оплату поставок, отмечая, что эта помощь является серьёзной поддержкой для советской России в деле борьбы против гитлеризма. В дальнейшем в личной переписке между лидерами государств Сталин неоднократно благодарил Рузвельта за усилия, которые предпринимали союзники, поставляя вооружение и ресурсы в СССР. Особенно часто такие слова звучали в первый период войны, когда советская промышленность ещё не могла в полной мере обеспечить нужды армии, и союзническая помощь имела очень важное значение.



Сталин и Рузвельт в 1943 году. Источник: commons. wikimedia.org


Лидеры стран обсуждали и другие моменты, связанные с поставками: наиболее благоприятные маршруты перевозок, увеличение помощи, особенности использования американской техники в боевых условиях. Не стоит забывать, что США не участвовали в крупных войнах в течение 20 лет, их танки и автомобили, находившиеся на фронтах Великой Отечественной войны, фактически проходили боевое крещение. Информация о том, как ведёт себя техника в условиях реальных сражений, была крайне полезной для американцев, вступивших в войну в конце 1941 года.

30 ноября 1943 года на Тегеранской конференции делегации стран-участниц праздновали 69-й день рождения британского премьер-министра Уинстона Черчилля. Один из тостов, звучавших на вечере, произнёс Иосиф Сталин — он был за ленд-лиз.


Что СССР получал по программе ленд-лиза

Эвакуированная вглубь страны промышленность в первые месяцы войны не могла обеспечить армию техникой, вооружением и боеприпасами. Советскому Союзу прежде всего требовались готовые продукты, которые могли быть переправлены на фронт и сразу же использованы в боях с вермахтом. Ближе к середине войны, когда заводы смогли развернуть производство, союзники увеличили поставки стратегического сырья для поддержания выпуска оружия и бронетехники. Помимо этого в порты СССР доставлялось топливо и продовольствие.


Условия ленд-лиза

За время Великой Отечественной войны союзники подписали четыре договора по ленд-лизу, регулировавшие объём поставок продукции в Советский Союз и обязательства Москвы перед Вашингтоном и Лондоном. Первый протокол был заключён в Москве в октябре 1941 года — после непродолжительных прений союзники установили размер своих обязательств по обеспечению СССР техникой и ресурсами. Так, планировалось передать Советскому Союзу в течение девяти месяцев более 3,5 тыс. самолётов, 4,5 тыс. танков, около 13 тыс. артиллерийских орудий и других грузов, общим объёмом в 1,5 млн тонн.



Советские солдаты на ленд-лизовской технике в Будапеште. Источник: commons.wikimedia.org


В дальнейшем представители СССР и союзников ещё трижды подписывали протоколы: 6 ноября 1942 года в Вашингтоне, 19 ноября 1943 года в Лондоне и 17 апреля 1945 года в Оттаве. Все они определяли соотношение в поставках товаров (во второй половине войны советская промышленность смогла наладить производство нужных товаров и вооружений), маршруты и способы оплаты. Москва должна была оплатить, согласно закону о ленд-лизе, прибывшую из-за рубежа гражданскую технику при условии, что военные машины и вооружение будут списаны и уничтожены.


Обратный ленд-лиз

Поставки вооружений и ресурсов в СССР тем не менее не были полностью безвозмездными на тот момент времени. Москва согласилась на частичный обмен, поставляя США и Великобритании свои ресурсы — этот процесс вошёл в историю как обратный ленд-лиз. Его основы были заложены в договоре, подписанном представителями США и СССР в Вашингтоне 11 июня 1942 года, «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии». Некоторые исследователи называют именно эту дату точкой отсчёта ленд-лиза, несмотря на московскую конференцию 1941 года.

Основные статьи обратного ленд-лиза касались не столько отправки сырья и материалов, сколько других услуг, которые оказывала советская сторона союзникам. Сюда включался обмен стратегической информацией, транзит важных для США и Великобритании грузов через территорию СССР, временное размещение американских военнослужащих на советских базах для выполнения операций (так, в 1944 году пилоты из Северной Америки использовали аэродромы в Украине).



Советские и американские пилоты играют в волейбол в Полтаве. 1944 год. Источник: commons. wikimedia.org


За годы войны обратный ленд-лиз достиг объёмов в 2,2 млн долл. Для сравнения, стоимость товаров, купленных Соединёнными Штатами в СССР оценивалась в 223 млн долл. — эти услуги не были включены в пакет помощи, и Вашингтон старался таким образом поддержать советскую экономику.




Помимо этого в СССР ввозилась армейская одежда (например, союзники доставили за всё время оказания помощи около 15 млн пар ботинок), одеяла, оборудование (этот пункт оценивался более чем в 1 млрд долл.), товарные вагоны, автомобильные шины, боеприпасы, оборудование для кораблей — список можно перечислять очень долго. Всего за годы войны члены коалиции (с 1943 года включая Канаду) доставили в Советский Союз грузов общей стоимостью около 13 млрд долл. (в пересчёте на современный курс цена помощи составила более 160 млрд долл.). Львиную долю поставок осуществили США (11,3 млрд долл.), за ними идут Великобритания (318 млн фунтов, 15% от общей суммы) и Канада (163 млн канадских долларов, 6,7%).


Маршруты поставок в 1941—1945 гг. и противодействие Германии

Проблема маршрутов доставки грузов в Россию практически на всём протяжении войны стояла не менее остро, чем вопрос о самих поставках. В 1941 году СССР мог обеспечить приём лишь в портах — сухопутные маршруты фактически были отрезаны. Советский Союз был готов принимать помощь во Владивостоке, Мурманске и Архангельске. В ноябре 1941 года, после ввода войск СССР и Великобритании в Иран на фоне возможной опасности вступления Тегерана в войну на стороне стран Оси, начал функционировать трансиранский маршрут, который на протяжении войны постоянно модернизировался за счёт построек и расширений железных и автомобильных дорог.

Союзники построили два автомобильных завода на территории страны, чтобы обеспечить необходимую пропускную способность маршрута. Всего через Иран союзники смогли прислать в Советский Союз чуть меньше четверти от всех грузов ленд-лиза. Перевозки осуществлялись как советскими, так и британскими военнослужащими (в основном из Индии). От советско-иранской границы материалы и вооружение доставлялись вглубь страны либо по Каспийскому морю, либо по сухопутным магистралям — центром приёмки был Владикавказ, тогда называвшийся Орджоникидзе. Маршрут считался относительно безопасным, однако в разгар битвы за Кавказ в 1942 году Люфтваффе предпринимали множество попыток нарушить линии коммуникаций. Немецкие самолёты бомбили советские корабли на Каспийском море.



Американский паровоз доставляет груз в Россию. Источник: commons. wikimedia.org


Другой маршрут поставок был связан с Владивостоком. Он считался наиболее безопасным, но отдалённость Дальнего Востока от линии фронта серьёзно увеличивала длительность переброски необходимых стране грузов. Со вступлением США во Вторую мировую войну в декабре 1941 года по маршруту во избежание инцидентов стали ходить только суда под советским флагом: Япония и СССР сохраняли нейтралитет друг по отношению к другу. Несмотря на то, что частично корабли пересекали японские территориальные воды, конвои для защиты транспортов не организовывались, а суда, с некоторой периодичностью досматривавшиеся японцами, вскоре отпускались и успешно добирались до советских портов.

Через Дальний восток было доставлено 47% от общего числа грузов. За годы войны несколько судов не дошло до родных берегов: транспорты «Кола» и «Белоруссия» затонули в результате торпедных атак, а экипаж корабля «Двина» был арестован японскими властями более чем на месяц — в плену моряки подвергались истязаниям. Шесть судов по ошибке оказались потоплены американскими военно-морскими силами.

Наиболее коротким маршрутом, по которому проходили поставки по ленд-лизу, был путь через Северное и Баренцево моря в Мурманск и Архангельск. На его долю приходилось около 23% поставок, которые шли в СССР. Насколько путь являлся короче других, настолько же он был опаснее — проходя чрезвычайно близко к немецким военно-морским базам, транспорты и их экипажи подвергались большому риску найти свою смерть в холодных водах. Арктические конвои вошли в историю как пример героизма союзников и верности общему делу — разгрому Германии.

Первые корабли конвоя «Дервиш», отправившиеся из Исландии, прибыли в архангельский порт 31 августа 1941 года. До конца весны следующего года союзники и СССР, который в рамках программы обратного ленд-лиза также отправлял материалы через северный путь, наращивали объёмы перевозок, пока в Берлине не осознали, что необходимо прикладывать намного больше усилий: немецкие патрули, хоть и потопляли грузовые суда, но урон не был значительным.



Британский плакат, посвящённый арктическим конвоям. Источник: commons.wikimedia.org


Усиление немецкого военного присутствия на морских коммуникациях привело к печально известной истории, связанной с конвоем PQ-17. Она произошла летом 1942 года. Британские корабли сопровождения получили разведданные о том, что в море на перехват транспортов выходит усиленная линкором «Тирпитц» группа военных кораблей кригсмарине. По до сих пор не ясным причинам, когда суда проходили к югу от Шпицбергена, из Лондона пришло сообщение, согласно которому кораблям конвоя было приказано рассеяться, а британское прикрытие ушло на запад. В результате транспорты оказались без прикрытия и стали лёгкой добычей для немецких подлодок и военных кораблей. Из 35 судов лишь 11 смогли добраться до Архангельска. Произошедшие с PQ-17 события стали одной из трагических страниц Второй мировой войны: разгрому конвоя посвящены песни, художественные произведения (например, книга Валентина Пикуля) и кинофильмы.

Роль, которую играли арктические конвои и их ценные грузы в борьбе с нацистской Германией, признавали как союзники, так и немецкие военные. Вице-адмирал Фридрих Рюге отмечал: «Англо-американская морская мощь оказала решающее влияние на ход сухопутных операций в Восточной Европе».


Значение ленд-лиза для СССР

Уже после войны, когда социалистический и капиталистический блоки вступили в противостояние друг с другом, не было принято поминать добрым словом союзническую помощь. СССР справился бы своими силами без США и Великобритании, а та техника, которую поставляли из-за рубежа, зачастую была плохого качества или приходила в порты уже в неисправности. Однако в большей степени такая оценка была порождением набиравшей обороты антизападной пропаганды. Даже после войны звучали авторитетные положительные оценки. Ярким примером могут служить слова Георгия Жукова: «Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии».

Простые статистические подсчёты показывают, насколько важной оказалась помощь союзников особенно в начальный этап Великой Отечественной войны. В то время, когда почти две трети парка бронетехники оказались уничтожены или выведены из строя, американские и британские танки смогли залатать дыры. По подсчётам исследователей, в конце войны пятая часть бронетехники Красной армии была ленд-лизовской. На отдельных фронтах союзнические танки и БТРы составляли половину от общих сил: такая ситуация, например, была на Кавказе, где часто танки прямо с транспортов шли в бой. Советские военные хорошо отзывались о западной технике. Танкист Владимир Головачёв отмечал различие: «В наших танках всё приходилось делать вручную: и башню поворачивать, и пушку наводить, а в «Шермане» всё электрическое».

Огромное значение имели поставки грузовиков. Во Второй мировой войне важную роль играла мобильность, которая без моторизации откатывалась на десятки лет назад. Около трети автопарка СССР составляли союзнические грузовики, которые не только обеспечивали логистику, но также служили базой для ракетного вооружения. Большинство «Катюш», выпущенных в годы Великой Отечественной войны, использовали в качестве основы шасси «Студебеккера». В самих Соединённых Штатах этому грузовику применения не нашли — но в Советском Союзе он стал символом ленд-лиза. Водители любили его за неприхотливость в обслуживании и надёжность — многие машины, выкупленные у США, использовались в экономике ещё 20 лет, пока советские конструкторы не придумали им достойную замену.



Советские солдаты на «Студебеккере» в Будапеште. Источник: commons.wikimedia.org


Самолёты тоже сильно повлияли на ситуацию на фронте в первые месяцы войны, когда значительная часть советского авиационного парка оказалась уничтожена. Советские лётчики пересаживались на зарубежные «Харрикейны» и «Спитфайры» и зачастую не хотели возвращаться к советским самолётам.

Ленд-лиз сыграл положительную роль и для союзников. Дело не только в том, что поставки укрепили вооружённые силы СССР и не дали вермахту разгромить Красную армию. Польза от поставок была и чисто экономическая. Советские заказы нагружали военную промышленность Соединённых Штатов, заставляли заводы расширять производство. Во многом благодаря этому, когда в декабре 1941 года американцы вступили во Вторую мировую, они были готовы с экономической точки зрения к противостоянию.


Сколько СССР заплатил за ленд-лиз

Несмотря на то, что США доставили в Советский Союз за время войны грузов почти на 11 млрд долл., к оплате подлежало не всё. Уцелевшая военная техника возвращалась, а гражданские поставки составляли меньшую часть от общей суммы. В 1946 году, когда на повестке дня встал вопрос о погашении задолженности, американцы оценили собственность, оставшуюся в СССР, в 2,6 млрд долл., но, учитывая тяжёлое положение послевоенной Европы, которой ещё предстояло восстановиться после разрушительной войны, снизили свои требования в два раза. История погашения долга оказалась довольно долгой и проблематичной. Начавшаяся холодная война затормозила переговоры о выплатах, а в СССР всё чаще стали принижать роль союзнических поставок, приводя в качестве доказательства своей позиции статистические выкладки конца войны, когда советская промышленность смогла встать на ноги и доля зарубежного оборудования и вооружения, очевидно, понижалась.

В 1948—1949 годах советские и американские представители пытались договориться о сумме выплат: первоначально Москва соглашалась погасить 170 млн долл., повысив позднее эту цифру до 200 миллионов. Вашингтон, в свою очередь, тоже шёл на некоторые уступки, например, снизил требования в 1949 году до 1 млрд долл. Однако различие в позициях сторон было настолько большим, что договориться о выплатах не удалось — да и внешнеполитическая ситуация не располагала к решению этой проблемы.

Договориться о порядках платежей, сроку их выполнения и об окончательной сумме удалось лишь в 1970-е годы, на фоне разрядки и благодаря серии встреч высокопоставленных советских и американских чиновников. В 1972 году стороны достигли соглашения, по которому СССР соглашался выплатить 722 млн долл. с процентами до 2001 года. Первый транш в 48 млн долл. был осуществлён уже в следующем году, однако новый виток напряжённости в отношениях Советского Союза и Соединённых Штатов стал причиной прекращения намеченных выплат.



Мемориал в Аляске, посвящённый ленд-лизу. Отсюда в Сибирь переправлялись самолёты. Источник: commons.wikimedia.org


Лишь на закате перестройки, перед самым распадом СССР, страны смогли договориться о выплатах. В 1990 году была определена новая сумма (674 млн долл.) и сроки погашения (2030 год). Казалось, что проблема наконец решена, но исчезновение Советского Союза с политической карты мира породило новые проблемы.

Было необходимо решить, какую долю от общего долга возьмёт на себя каждая из бывших советских республик. Большая часть из них отказалась выполнять обязательства по ленд-лизу, из-за чего Россия как правопреемница СССР заключила с оставшимися особые договоры, в которых брала на себя долговые обязательства в обмен на отказ новых независимых стран от своих долей в активах исчезнувшего государства. После этого платежи возобновились. В 2006 году Россия окончательно погасила свой долг перед США, совершив последний транш 21 августа.


Источники
Быстрова И.В. Ленд-лиз для СССР: экономика, техника, люди (1941 – 1945). М., 2019
Jones R.H. The Roads to Russia: United State Lend-Lease to the Soviet Union. University of Oklahoma, 1969
Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М., 2004