24 августа 2022

Побег из Кандагара





Это произошло 26 лет назад. В те не столь отдаленные времена в нашей стране царил разгул демократии, американцы были тогда нашими друзьями и помогали чем могли, а талибы наоборот, были нашими врагами и захватили в Афганистане российский транспортный самолёт Ил-76ТД вместе со всем экипажем.

16 августа 1996 года экипаж захваченного в Афганистане российского транспортного самолёта смог совершить героический побег на своём же самолёте.
До этого более года (378 дней) семеро членов экипажа самолёта находились в плену у Талибов в чрезвычайно тяжёлых условиях.

Всё началось 3 августа 1995 года, когда самолёт Ил-76ТД с 7 членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле в рамках межправительственного соглашения с Албанией, вопреки решению СССР и РФ о прекращении поставок оружия, боеприпасов и топлива конфликтующим сторонам в Афганистане, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана (Албания)—Кабул (Афганистан) с грузом стрелковых боеприпасов.

Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителем МиГ-21 движения «Талибан» и принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Находясь в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи, экипаж долго не замечал никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Им удалось добиться права на редкие личные встречи с представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега.



Экипаж захваченного самолета

Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

16 августа 1996, при очередном техобслуживании экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв.

Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать.

Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс и топливо не было слито. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию через Среднюю Азию), причём на предельно малых высотах.

Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в Шарджу (ОАЭ).

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики вернулись в Казань.

22 августа 1996 года был подписан указ о награждении экипажа борта RA-76842. Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.