«Дикий гусь»
Себастьян Шертлин родился 12 февраля 1496 года в городе Шорндорф на юго-западе Германии. Его отец был человеком довольно обеспеченным и отправил сына на учёбу в Тюбингенский университет. Юноша получил юридическое образование и начал трудиться магистром канцелярии у себя на родине.
Шорндорф был тогда центром вербовки швабских ландскнехтов — наёмников-пехотинцев, которые хорошо себя зарекомендовали на войне.В тавернах при гостиницах ветераны хвастались о своих похождениях, а вербовщики пересказывали легенды о золотых горах. Вполне возможно, что молодой магистр Шертлин был пленён этими баснями о жизни «солдата удачи». В 22 года он уже находился в рядах ландскнехтов, которые служили императору Максимилиану I. Далее Шертлин сражался в боях на стороне ряда знатных особ юго-запада Германии. В 1521 году наёмник участвовал в битвах Итальянских войн и встретился со своим кумиром — прославленным предводителем ландскнехтов Георгом фон Фрундсбергом.
Через год Себастьян Шертлин занимал должность гауптмана 12 отрядов ландскнехтов и воевал с турками. В 1523-м Шертлин работал вербовщиком наёмников у курфюрста Бранденбурга и помогал в сборе армии для датского короля Кристиана II.
Однако работа по привлечению новых кадров в наёмную армию ему наскучила. В 1524-м Шертлин самостоятельно перебрался через Альпы. Военная служба вновь оказалась в приоритете: Себастьян участвовал в боях под Марселем и одержал победу у Павии в 1525 году над французскими войсками. Затем он вернулся на родину и принял участие в подавлении крестьянских выступлений. Шертлин воевал с мятежниками в битвах при Кёнигсхофе и под Клеттгау, где получил многочисленные ранения.
В 1527 году Себастьян и его «учитель» в деле наёмничества Георг Фрундсберг вновь оказались в Италии. Ландскнехты приняли участие в разграблении Рима, когда Вечный город был захвачен немецкими наёмниками. Папа римский был подвергнут чудовищным издевательствам. Во время этого похода Шертлин заболел: ему пришлось с огромными рисками покинуть территорию Италии. Переодевшись купцом, он попал в Венецию и лишь в мае 1529 года смог выехать к жене и детям. Наёмник вёз домой приличную сумму денег — 15 тыс. гульденов.
«Рыцарь Буртенбахский»
Баварские герцоги и власти Вюртемберга увидели в Себастьяне Шертлине талантливого военного. Ему была предложена должность капитана за приличную ежегодную ренту. Будучи в Вене в 1529 году, Шертлин выступил с войсками против турок, но враг довольно быстро свернул наступление, и капитан понёс серьёзные финансовые потери. Такое положение дел не устроило Шертлина, и он отказался от дальнейшей службы у баварцев и вюртемберцев. Наёмник заключил выгодное соглашение с городским советом Аугсбурга и поселился там с семьёй. Он даже стал деловым партнёром известных немецких кредиторов Вельзеров и Фуггеров. В 1532 году Шертлин получил звание лейтенанта имперской пехоты и за бой при Поттенштейне с турками был посвящён в рыцари.
Собрав свои сбережения, Шертлин выкупил поместье Буртенбах, принадлежавшее маркграфству Бургау. Там он занимался разведением рыбы, садоводством, поддерживал местную общину и вступал в конфликты с местной знатью. «Рыцарь Буртенбахский» столкнулся с Гансом Адамом фон Штейном. Их споры регулировали герцог Ульрих Вюртембергский и ландграф Филипп Гессенский. Общение с протестантской элитой поспособствовало переходу Себастьяна Шертлина в другую конфессию и привело к разрыву старых дружеских отношений с баварскими герцогами.
Полководец протестантов
В 1536 году наёмник присоединился к протестантскому Шмалькальденскому союзу, который выступал оппозицией сторонникам императора Карла V. Однако это не помешало Шертлину стать гауптманом в имперской армии в походе на Францию, который не увенчался успехом. Одним из серьёзных противников Себастьяна Шертлина был эрцгерцог Фердинанд. Ландграф Филипп Великодушный всё больше втягивал полководца в дела своего союза. В 1539 году Шертлин принял участие во встрече вождей Шмалькальденского союза в Ульме.
Фердинанд специально в 1541 году отправил Шертлина в поход против турок. В 1544 году полководец получил в Шпейере звание великого маршала от самого императора. Но такие «подачки» Шертлину со стороны имперских властей не радовали ландграфа Филиппа: противоречия внутри страны накалялись, и следовало держать ухо востро. После ряда встреч с вождями протестантского движения Себастьян Шертлин фон Буртенбах окончательно определился: весной 1546 года он ввёл в своём поместье евангелистскую службу, что вызвало гнев сторонников имперской власти.
Началась Шмалькальденская война. Шертлин стал главнокомандующим армией протестантов. По началу инициатива была в руках протестантов: полководец намеревался взять под контроль все альпийские перевалы, чтобы не пустить подкрепление императора с юга. Ему действительно удалось войти в ряд приальпийских городов и закрепиться там. Войска Шертлина обчистили все католические церкви и монастыри в округе. Однако ссора с Ульрихом Вюртембергским и городскими советами плохо сказались на успехе общего дела. Шертлина постоянно перемещали с места на место.
Противник перешёл в наступление в сентябре 1546 года, и протестантам пришлось несладко. Шмалькальденский союз дробился: после героической обороны Аугсбурга осенью, которой командовал Себастьян Шертлин, полководец принял решение покинуть город. Себастьян и его сын Ганс-Себастьян добрались до Констанца и смогли договориться об убежище в Базеле.
Изгнание и возвращение
В Швейцарии на Шертлина вышли люди французского монарха и предложили послужить династии Валуа. Наёмник долго сопротивлялся, но всё-таки согласился на условия Генриха II.
Имущество бывшего маршала империи было конфисковано. В Швейцарии агенты Карла V устроили настоящую охоту на «рыцаря Буртенбахского». Французскому монарху было выгодно, что Шертлин, состоящий на королевской службе, оставался на швейцарской земле. Протестант не появлялся при дворе консервативного и религиозного короля Франции. В 1550 году городской совет Бадена отказал Шертлину в предоставлении убежища, а затем и базельские чиновники указали ему на дверь.
Себастьян Шертлин вынужден был уехать ко двору Генриха II, где с двумя своими сыновьями пробыл там до 20 февраля 1552 года. Шертлин подговорил французов дать ему денег на войско и ударить по слабеющему Карлу V. План был прост и красив: собрать достаточное количество денег у французов на немецкое войско, которое под его предводительством отправится в горы, займёт альпийские перевалы, победит имперские города на юге и заставит императора сдаться. В марте 1552 года Шертлин договорился со швейцарскими властями о беспрепятственном проходе его армии. Конфедерация даже выставила 1000 копий в помощь армии изгнанника. «Вторая Шмалькальденская война» увенчалась успехом евангелистов. К лету Габсбурги оказались в незавидном положении: имперская власть пошла на переговоры с протестантской элитой.
Наконец, к исходу 1553 года Себастьян Шертлин благополучно вернулся в семейное гнездо Буртенбах. С этого момента прославленный наёмник вышел на пенсию. Его повседневность представляла собой комфортное существование пожилого землевладельца, окружённого многочисленными друзьями и родственниками. Можно сказать, что всё же ему не хватало ссор и распрей со знатными соседями. Шертлин занялся написанием автобиографии, где рассказал историю своих взлётов и падений. 16 марта 1577 года старика хватил удар. Казалось, что он сможет оправиться, но 18 ноября его сердце остановилось.