23 августа 2022
О фотографии
19 августа – Всемирный день фотографии (World Photography Day) – учреждённый, правда, только в 2009 году… по всей видимости – в связи с круглой датой: 19 августа 1839 года заслуженный физик и астроном Доминик Франсуа Жан Араго выступил на совместном заседании двух Академий (наук и изящных искусств) с докладом о революционном изобретении Луи Дагера…
Впервые в истории картины стало возможно рисовать без красок и кистей!.. (Нам, привыкшим ежедневно таскать фотокамеру в кармане, трудно себе это представить – но каких-нибудь полтора столетия назад монополией на «увековечивание» обладали исключительно живописцы!.. Наверно, в связи с этими «новыми веяниями» они вскоре разочаруются в своём ремесле, разучатся рисовать – и начнут сооружать исполненные глубокого и потаённого смысла инсталляции…)
…Что касается Луи Жака Манде Дагера, то он был, как раз, живописцем – но промышлял не портретами-пейзажами – а, не мелочась, соорудил диораму. (На минуточку – более двадцати метров в длину и около тринадцати в высоту). Расписывать такую площадь было ещё той работёнкой… и продвинутый француз сначала сообразил облегчить себе жизнь с помощью камеры-обскуры, а потом задумался – нельзя ли как-нибудь проекцию закрепить?..
…После множества экспериментов, Дагер обнаруживает, что аналогичными работами занимается почтенный (в смысле возраста – ему было за шестьдесят) изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс. Став официальными компаньонами, они продолжают изыскания, медленно, но верно приближаясь к успеху… и через десятилетие Дагер открывает светочувствительность йодистого серебра (не вдаваясь в технические детали – принцип дагеротипии основан именно на этом) – а Ньепс помирает…
…Как это часто случается, сходу монетизировать инновацию не вышло… (То есть – и диковинные отпечатки, и сам Дагер со своей гигантской камерой интерес вызывали – но желающих подписаться на новый девайс (по тысяче франков) или выкупить ноу-хау целиком (за двести тысяч) почему-то не находилось.… Зато заинтересуется вышеупомянутый профессор Араго!.. 7 января 1839 года он делает первое сообщение о дагеротипии в Парижской академии – и начинает сложные переговоры… (С одной стороны – с правительством, уговаривая выкупить изобретение; с другой – с самим Дагером, призывая того не жадничать и удовлетвориться пожизненной пенсией).
Всё получилось!.. Уже 14 июня стороны ударят по рукам – Дагер согласится на шесть тысяч франков. (Его партнёру и сыну покойного Ньепса, Исидору, перепадёт четыре тысячи… С самим Ньепсом, вообще говоря, вышло нехорошо – про него все забудут, в то время как имена Дагера и Араго увековечены в списке величайших учёных Франции на первом этаже Эйфелевой башни).
P.S. …Примечательно, что французское правительство немедленно передаст свежевыкупленную технологию в общественное достояние!.. (Как живописно выскажется Араго в своём историческом докладе: «Франция усыновила это открытие и с самого начала продемонстрировала свое благородство, щедро предоставив его всему миру!») …Ещё примечательней, что осмотрительный Дагер неделей раньше получит патент в Англии – а заниматься совершенствованием своего детища с этого момента предоставит другим… Впрочем, это – совсем другая история.