
Эстамп (гравюра) Шарля Монне "Заседание 4 августа 1879 г."
4 августа 1789 года во Франции известно как «Ночь чудес». Обычно пишут, что в эту ночь Учредительное собрание положило конец феодальному строю, отменив основные привилегии и повинности. Строго говоря, это не совсем так. В ту ночь собрание лишь декларировало такое намерение. Соответствующие декреты вышли позднее.
После взятия Бастилии по Франции покатилась волна беспорядков. Крестьяне начали массово отказываться от выплаты сборов, налогов. Заполыхали некоторые усадьбы. Кое-где подняли помещиков на вилы.
Следовало срочно навести порядок. Но какой? Старый не годился, нового еще не было. Вечером 4 августа в Учредительном собрании был сделан доклад о смутах и средствах к их прекращению. Тут-то и посыпались благородные пожелания об упразднении самих причин смуты – феодальных повинностей и привилегий.
Тут интересен феномен революционного угара, охвативший даже 1-е и 2-е сословия (духовенство и дворянство). На волне энтузиазма священники и аристократы едва ли не рвали на груди тельняшки, требуя лишить себя привилегий. Насколько они были действительно увлечены и насколько неискренни?
Как заметил историк Адольф Тьер:
«Увлечение стало общим, но среди этого энтузиазма легко было видеть, что некоторые не совсем искренние обладатели привилегий старались довести дело до опасной крайности. От действия этой ночи и этого толчка могло произойти всё что угодно».
И далее:
«Эти резолюции были приняты в общей форме, оставалось привести их в форму декретов; вот тут-то, когда прошел первый порыв великодушия и каждый возвратился к своим интересам, одни естественным образом должны были стараться расширить, а другие сузить сделанные уступки. Прения оживились, и запоздалое неразумное сопротивление убило всякое чувство благодарности».
В общем, декреты с большим скрипом и с формальными ограничениями были приняты, но вместо умиротворения Франция получила углубление революции и новые беспорядки. Реформа в общем важная, но она шла вслед за событиями, а не определяла их ход.
P. S. А в это время на окраине Парижа в холодной мансарде сидел за столом нищий полуголодный адвокат. Пройдет совсем немного времени и его имя узнает вся Европа. Его звали - Робеспьер.