Сейчас лидеры РФ, олигархи и бизнесмены предпочитают передвигаться на собственных самолетах и вертолетах даже на небольшие расстояния. Но было время, когда для дипломатических визитов и поездок по стране в СССР и в имперской России использовали специальные «литерные» поезда. Они отличались повышенной степенью защиты и комфорта. Особенно на таком поезде любил ездить по стране Советов Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Например, в 1978 году он проехал через весь СССР до Владивостока, останавливаясь во всех крупных городах страны. Разумеется, «литерный» был оборудован всем, необходимым для работы Генсека и для приема им гостей.
Наследство царской России
Впервые подобный поезд появился еще в XIX веке, во времена правления императора Николая I, или как его называли большевики – Николая Палкина. Этот «ретроград» оказался весьма прогрессивно мыслящим человеком. Для путешествий по стране императора и его семейства уже в 1836 году был построен специальный четырехосный вагон, богато убранный внутри. Стены были обиты алым штофом и белоснежным атласом, купе имели повышенный комфорт. С торцов вагон имел обширные площадки, на которые император мог выходить, чтобы приветствовать народ; над окнами располагались золотые двуглавые орлы.
В 1851 году в России появился первый императорский «литерный» состав. Вагон Николая I имел длину 36 метров, а весь поезд состоял из 15 вагонов.
После крушения «литерного» под Харьковом в 1889 году, император Александр III повелел изготовить на Александровском заводе новый состав, который вскоре перешел по наследству Николаю II – тот пользовался им до 1905 года. Позже у последнего царя появилось несколько собственных «литерных» – одни он использовал вблизи Санкт-Петербурга, на других ездил по стране на дальние расстояния. Основной императорский состав имел «близнеца» – для того, чтобы вводить в заблуждение террористов.
Свое отречение от престола Николай II подписал в вагоне-салоне «литерного».
После революции почти все вагоны императорского поезда погибли в огне. Их облюбовали вожди революции и военачальники. Например, в вагонах Николая II в Гражданскую войну почти два года провел вождь большевиков Лев Троцкий, свои поезда имели Тухачевский, Фрунзе и Буденный.
Поезда в СССР
Традицию путешествовать по стране на поезде продолжил Иосиф Виссарионович Сталин. У него был свой собственный «литерный» поезд No501, в котором для вождя был оборудован бронированный вагон весом в 80 тонн. Сопровождавшие вождя военные, дипломаты и наркомы располагались в других вагонах. На поезде No501 Сталин добирался до аэродрома в Баку, откуда самолетом полетел на Тегеранскую конференцию, на нем он ездил в Ялту и на послевоенную конференцию лидеров стран-союзников в Потсдам. Ради такой поездки была быстро построена новая железнодорожная ветка, которая шла от границы СССР до самого Потсдама – ее длина составляла 828 км.
Следующий «вождь» СССР Никита Сергеевич Хрущев продолжил традиции – у него тоже был свой спецпоезд. Известно, что на нем Хрущев путешествовал по СССР в Крым и на Кавказ, именно на нем он прибыл в Вену на встречу с Джоном Кеннеди – президентом США.
Поезд Леонида Ильича
Но больше всех своих предшественников поезда любил Леонид Ильич Брежнев. Дело в том, что он был гипертоником, и медики запрещали ему летать самолетами без особой надобности. Поэтому Брежнев путешествовал по стране в комфортабельном вагоне.
Надо признаться, что запросы у Генеральных секретарей во времена СССР по сравнению с имперской Россией были весьма скромными, и та добротная мебель, золотой декор и некоторые дополнительные удобства, которые были установлены для Генсека, сейчас кажутся довольно обычными.
Трёхосные тележки шестиосного бронированного пассажирского вагона
Шестиосный бронированный пассажирский вагон правительственного поезда
Спецпоезд Брежнева был построен на Ленинградском вагоностроительном заводе и мог быть разной длины – от пяти до семи вагонов на трехосных тележках, которые толкали два сцепленных электровоза ЧС2 производства Чехословакии. Обслуживали поезд в цехах Московского вагоноремонтного завода им. Войтовича.
Сам Генсек путешествовал в бронированном вагоне 1959 года выпуска. Вес вагона составлял 100 тонн. Для эвакуации во время чрезвычайных ситуаций в полу купе Брежнева был оборудован специальный люк. В вагоне находилось два купе, оборудованных мини-гардеробными. Купе соединялись между собой ванной комнатой, в которой была настоящая ванна.
Отделка соответствовала времени: много лакированного дерева, золото, римские шторы, немецкая система подачи свежего воздуха была скрыта деревянными панелями.
Кроме купе в вагоне находился зал для совещаний – здесь, за большим овальным столом, прикрепленным к полу, собирались партийные бонзы.
Как пишет в статье «Литерный поезд Леонида Брежнева» автор Игорь Ленский (газета «Гудок»), Генсек садился в поезд на станции Москва-Каланчевская (Алексеевской ветки). Обычно среди людей, провожавших его в поездку, был руководитель партийной ячейки Московско-Курского отделения МЖД Леонид Михайлович Луговский. Он свидетельствовал, что ни разу не видел, чтобы кортеж Брежнева подъезжал к станции. Это давало повод для слухов о том, что от Кремля к станции вел подземный тоннель, по которому Брежнева на автомобиле подвозили до станции.
Весь состав «литерного» в обязательном порядке находился под контролем работников девятого отделения КГБ. Они размещались во всех вагонах и даже в кабине машиниста. Спецкараулы были расставлены по всему пути следования «литерного» – на всех полустанках, стрелках, путепроводах, тоннелях и мостах.
Даже во время поездок на отдых Брежнев делал получасовые остановки на вокзалах крупных городов – в это время к нему подъезжали партийные работники с докладами.
Ни разу за все время правления Брежнева на железной дороге не было ни одного происшествия с «литерным» поездом – работники дороги и сотрудники КГБ работали безупречно.
После распада страны Советов СССР вагон Брежнева использовали нечасто. По слухам, в 1996 году на нем до Ростова-на-Дону проехался первый президент РФ Борис Ельцин, в 2000 году им один раз воспользовался Владимир Путин. Но в основном, вагон арендовали звезды и политики. Сейчас из всего состава уцелел именно вагон Брежнева – иногда его выставляют на обозрение во время праздников. Для использования на железной дороге он несколько устарел.
Майя Новик