«В результате боя, происшедшего 18 июля 1941 года в Рижском заливе, эсминец под командованием капитана 3-го ранга Збрицкого уничтожил 5 вражеских транспортов с войсками и военными грузами, один транспорт загнал на минное поле, потопил два торпедных катера». Такое сообщение опубликовало Совинформбюро в самом начале Великой Отечественной войны. Один сравнительно небольшой корабль – эскадренный миноносец «Стерегущий» – отправил на дно целый вражеский караван!
Такое в какой-то мере стало возможным потому, что еще в начале 30-х годов ХХ века в СССР была принята программа создания современного Военно-морского флота. В рамках этой программы и был создан проект эскадренного миноносца, который ни в чем не уступал иностранным кораблям этого класса. Новым эсминцам предстояло заменить прославленные «новики», большинство которых вступило в строй еще в годы Первой мировой войны.
Работа над эсминцами проекта 7 заняла немало времени. Первоначальные характеристики не раз пересматривались, улучшались, усиливалось артиллерийское и торпедное вооружение. В итоге удалось создать скоростной высокоманевренный корабль. Эти качества, в частности, обеспечивались и мощной силовой установкой – три водотрубных котла вырабатывали пар для двух турбин, а также тщательно продуманными обводами необычно длинного и узкого корпуса.
Артиллерийское вооружение «семерок» состояло из четырех 130-мм орудий главного калибра, поражавших цели на дистанции 25,5 км. Для сравнения – аналогичные немецкие и английские орудия стреляли на 18–15 км. На центральной надстройке находилось два 76-мм универсальных орудия, которые могли вести огонь по самолетам и надводным целям. Для отражения атак авиации также служили 45-мм полуавтоматические пушки и крупнокалиберные пулеметы. И, наконец, основное оружие эсминцев – строенные торпедные аппараты – могло выпускать 533-миллиметровые торпеды залпом и поодиночке.
Еще в Первую мировую войну, по словам историка Павла Веселова, эсминцы показали себя универсальными кораблями. Они не только ходили в лихие торпедные атаки, но и преследовали вражеские подлодки, охраняли свои линкоры и транспорты, высаживали десанты, ставили минные заграждения. Советские судостроители учли это обстоятельство – «семерки», кроме всего прочего, принимали на борт по десять больших и двадцать малых глубинных бомб и на верхнюю палубу до 60 якорных мин заграждения.
Всего к началу Второй мировой войны в СССР было построено около трех десятков «семерок». «Стерегущий» вступил в строй летом 1939 года. А войну начал в составе 1-го дивизиона эсминцев, входившего в состав Отряда легких сил краснознаменного Балтийского флота.
Уже на второй день войны крейсер «Максим Горький», а также эсминцы «Стерегущий», «Гневный» и «Гордый» вышли к устью Финского залива, чтобы прикрыть свои минные заградители. Моряки не знали, что нацисты еще до начала военных действий тайно поставили мины в наших водах. На одной из них подорвались «Гневный» и крейсер. «Стерегущий» проводил поврежденный крейсер в порт, несколько раз протралив ему путь своими параванами.
А 2 июля «Стерегущий» вместе с эсминцем «Калинин» и тральщиком «Бугель» сам ставил мины там, где могли появиться корабли противника. Еще через десять дней дивизион перебазировался из Таллина в Моонзунд, вел его «Стерегущий», на котором держал флаг командир соединения.
А когда 18 июля наша разведка заметила неприятельский караван – 26 транспортов под охраной торпедных катеров и тральщиков, оказалось, что «Гордый» и «Свирепый» не успели пополнить запасы топлива. И на перехват ринулся только «Стерегущий».
Когда эсминец приблизился к острову Муху, по нему открыла огонь вражеская береговая батарея. «Стерегущий» ответил залпом главного калибра – батарея на берегу замолчала. А вскоре сигнальщики заметили суда каравана, над которым уже кружили советские бомбардировщики. Первые выстрелы 130-мм пушек накрыли головные транспорты неприятеля, один задымил, второй резко осел и стал тонуть. Так начался тот самый бой, о котором на следующий день сообщило Совинформбюро.
В начале августа команда «Стерегущего» выполнила и вообще необычное задание. Корабль доставил на остров Сааремаа… авиабомбы. Через несколько дней балтийские летчики сбросили их на столицу Третьего рейха.
То, что именно «Стерегущему» выпадали самые трудные, рискованные операции, было закономерно. Корабль славился отличной выучкой команды, примером для которой был командир Е. Збрицкий. За операции, проведенные в войну с белофиннами, капитан-лейтенант удостоен ордена Красной Звезды…
Наверное, поэтому 12 августа именно Е. Збрицкий получил приказ: провести из Таллина в Кронштадт крупный санитарный транспорт. Идти предстояло через минные поля, а на борту подопечного судна – свыше 3000 раненых бойцов.
Уже на траверзе мыса Юминда взорвались на минах и погибли два тральщика. Следующая мина взорвалась в параване «Стерегущего», корабль на время потерял ход. Новые взрывы, теперь у борта санитарного транспорта, с него семафорят: «Затоплено котельное отделение». И тогда Збрицкий принимает неожиданное решение – заводит буксирный трос за… кормовую пушку главного калибра и ведет почти не управляемое судно в тумане через пролив, ширина которого чуть больше кабельтова (185 м), благополучно добравшись до Кронштадта.
А когда 30 августа войска противника приблизились к Ленинграду, «Стерегущий» включили в систему артиллерийской обороны города. Маневрируя по узкому Морскому каналу и на рейде Петергофа, эсминец вместе с линкором «Октябрьская революция» отражал налеты вражеской авиации, бил по позициям врага.
Однако численное превосходство неприятеля все же сказалось 21 сентября – в тот день в «Стерегущий», стоявший на позиции на Большом Кронштадтском рейде, попало несколько авиабомб и он затонул.
Подняли эсминец со дна морского 20 июля 1944 года. И еще с десяток лет восстановленный «Стерегущий» охранял морские рубежи нашей Родины. Лишь в 50-е годы он уступил место в строю новому боевому кораблю, передав ему и свое имя.