10 июля 2021

Фантастическая русская подлодка




27 октября 1981 года неподалеку от шведской военно-морской базы «Карлскруна» на мель села советская подлодка «С-363». 

ноября ТАСС сообщил советским гражданам о ЧП в Балтийском море:
«В ночь с 27 на 28 октября сего года советская дизельная подводная лодка  137,совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции.


В настоящее время подводная лодка снята с мели шведскими спасательными судами и стоит на якоре в безопасном месте. Ведутся переговоры со шведскими властями о выводе подводной лодки за пределы территориальных вод Швеции».


28 октября 1981 года шведский рыбак Ингвар Свенссон, ранехонько поутру отправился проверить рыболовные сети. Он шел не спеша, так-как прошлым вечером крепко поддал с мужиками.

Рядом с домом рыбака располагалась главная база военно-морского флота «Карлскруна», с инфраструктурой, размещенной на 33 островах. Внезапно швед остановился и стал тереть кулаками красные от перепоя глаза, он увидел сидевшую на отмели русскую подлодку. Поднятый над рубкой бело синий-флаг с красной звездой, серпом и молотом нагнал на неробкого по-жизни Свенссона такого страху, что за секунду из него выветрился весь вчерашний хмель.

Добежав до дома, рыбак схватил телефон и позвонил по горячему номеру дежурному офицеру на базу «Карлскрун». Выслушав пьянчугу, трубка завибрировала от раскатистого смеха абонента, посоветовала Свенссону опохмелиться и не отвлекать серьезных людей берегущих покой Швеции, всякими не трезвыми бреднями. Махнув для храбрости стаканчик водки, рыбак повторно набрал тот же номер. На этот раз его выслушали предельно серьезно, особенно когда он описал развивавшейся над лодкой флаг.

Рассекая волны скоростным катером, посмотреть на привидевшуюся рыбаку советскую субмарину, отправился начальник штаба военно-морской базы Карл Андерсон. Надо было слышать каким матом начштаба встретил величественную картину, достойную кисти Айвазовского: «Явление русской подлодки, в спокойной шведской воде».

Наши подводники не разрешили шведам подняться на борт, разговор проходил на вражеском «корыте». На вопрос шведского начштаба, как лодка очутилась в территориальных водах Швеции командир «С-363» лаконично ответил: «У нас засбоили навигационные приборы. Андерсон лихорадочно думал, что на это ответить, он не мог сказать русским, что их лодка практически вошла в шведский «Секретный фарватер». В это время на базе работала натовская делегация во главе с американским адмиралом, если бы янки увидел у себя под носом советскую подлодку, то он поднял бы такой вой, что все 2 000 шведских морских офицеров и матросов навсегда бы были с позором изгнаны с флота.

Заискивающе заглядывая в глаза русскому командиру, Андерсон сказал: «Давайте мы нежно снимем вашу лодку с отмели, вы тихонечко нырнете под воду и уйдете к себе восвояси. Командир советской подлодки хитро прищурил глаз и представил совсем не радужную картину... Шведы снимают лодку с мели и отправляют в советское посольство счет за проведение спасательных работ на астрономическую сумму в 1 000 000 крон. Испугавшись этой фантазии командир «С-363» ответил категорическим отказом.

Забавно, что до этого похода командир подлодки и его штурман самостоятельно в море ни разу не выходили, это была их премьера. Де-факто «С-363» управлял начштаба бригады подводных лодок, но и у него в тот раз что-то не срослось. 

29 октября вся карликовая Швеция обсуждала инцидент с русской подлодкой. Стянув к«С-363» силы спецназа, потомки воинственных викингов готовились к штурму лодки, а советские подводники к подрыву боекомплекта. По Швеции поползли слухи, что на вооружении подлодки находятся ядерные торпеды. Каждую минуту через громкоговорители шведы обращались к советским подводникам: «RYSSARNA ÖVERLÄMNANDE» (РУССКИЕ СДАВАЙТЕСЬ).

Тем времен Москва и Стокгольм договаривались о дипломатическом решении инцидента.
Только 6 ноября шведская спасательная команда сдернула лодку с мели. Москва разрешила шведам допросить наших офицеров, оплатила шведам работы связанные с вызволением лодки из плена и принесла МИД королевства официальное извинение.

После возвращения лодки на базу ее командир словно по мановению волшебной палочки превратился в заведующего армейским магазином, начштаба уволили в запас, а штурман отделался «строгачаом». 

Карла Андерсона за то что пытался «втихую» договорится о помощи с советскими подводниками, так же отправили в отставку.