На заре автомобильной эпохи отличить машину от гужевой повозки было довольно просто, сразу по двум признакам. Автомобиль не запрягался лошадьми (но это неточно) и при движении издавал характерный шум от работы мотора, часто похожий на стрекот кузнечика. В остальном повозка и машина имели мало отличий.
Эта самобеглая коляска называется Orient Buckboard, сделана она в 1903 году и до наших времен дошла практически без изменений. Настоящая «капсула времени», один из символов времен, когда автомобиль еще не был полноценным средством передвижения, скорее это была дорогая игрушка для богачей.
Казалось бы – чему тут ломаться, примитивный механизм с которым лет 20 назад справился бы любой школьник, перебиравший свой мопед в свободное от покатушек на нем же время. Но не всё так просто. Несовершенство материалов и конструкции моторов, требовали постоянной регулировки, обслуживания, часто выходили из строя.
Тем не менее, производители соревновались за рынок сбыта, всячески хваля свои машины. Orient Buckboard выпускала компания Waltham Manufacturing из города Уолтем (Массачусетс), и в рекламных брошюрах не стесняясь, заявляла – «Самый простой и легкий в мире автомобиль».
Стоил он 500 долларов, большие деньги по тем временам, но за них на машину даже руль не удосужились поставить, вместо него тут румпель, как на лодке.
Для управления этой телегой есть две педали, одна из которых с сектором фиксации, полагаю это ножной тормоз, вторая, полагаю, сцепление, и две ручки сбоку сиденья, одна из которых, мне кажется, газ, а вторая – возможно ручной тормоз.
В те времена еще не было стандартизации органов управления, поэтому каждый автопроизводитель, как настоящий художник, видел их расположение как ему вздумается.
Кстати, резиновый коврик на полу тоже оригинальный, ему уже больше 100 лет, но он до сих хорошо выглядит. Деревянная рама, пол и сиденье – всё родное, из натуральных материалов, никакого пластика в те времена попросту не существовало.
Мотор расположен в задней части. Это одноцилиндровый воздушного охлаждения карбюраторный двигатель мощностью около 4 л.с. Заводится он ручкой, которую видно сбоку. Зажигание от магнето.
Коробка передач отсутствует, привод на заднюю ось прямой от двигателя, через муфту сцепления, прямозубыми колёсами примитивного редуктора.
Тормоз ленточный, он всего один, так же на задней оси. А вот как выглядит карбюратор.
Выпускали Orient Buckboard, с 1902 по 1908 год. За дополнительную плату предлагалось принудительное охлаждение мотора, небольшой бокс в качестве багажника, еще по одному ацетиленовому (спереди) и керосиновому (сбоку) фонарю и даже складной тент над сиденьем. Всё это в сумме делало машину дороже еще на 140 долларов.
Общий тираж мне не известен, до наших дней около двух десятков машин уцелело, они находятся в музеях и частных коллекциях. Остальные наверняка сгнили на задворках ферм или пошли на дрова для камина.