01 июля 2021

Деревянная телега с мотором. Каким был «самый простой автомобиль в мире» 115 лет назад

На  заре автомобильной эпохи отличить машину от гужевой повозки было  довольно просто, сразу по двум признакам. Автомобиль не запрягался  лошадьми (но это неточно) и при движении издавал характерный шум от  работы мотора, часто похожий на стрекот кузнечика. В остальном повозка и  машина имели мало отличий.

361138_800.jpg

Эта  самобеглая коляска называется Orient Buckboard, сделана она в 1903 году  и до наших времен дошла практически без изменений. Настоящая «капсула  времени», один из символов времен, когда автомобиль еще не был  полноценным средством передвижения, скорее это была дорогая игрушка для  богачей. 

361400_800.jpg

Казалось  бы – чему тут ломаться, примитивный механизм с которым лет 20 назад  справился бы любой школьник, перебиравший свой мопед в свободное от  покатушек на нем же время. Но не всё так просто. Несовершенство  материалов и конструкции моторов, требовали постоянной регулировки,  обслуживания, часто выходили из строя. 

361509_800.jpg

Тем  не менее, производители соревновались за рынок сбыта, всячески хваля  свои машины. Orient Buckboard выпускала компания Waltham Manufacturing  из города Уолтем (Массачусетс), и в рекламных брошюрах не стесняясь,  заявляла – «Самый простой и легкий в мире автомобиль». 

361849_800.jpg

Стоил  он 500 долларов, большие деньги по тем временам, но за них на машину  даже руль не удосужились поставить, вместо него тут румпель, как на  лодке.

362230_800.jpg

Для  управления этой телегой есть две педали, одна из которых с сектором  фиксации, полагаю это ножной тормоз, вторая, полагаю, сцепление, и две  ручки сбоку сиденья, одна из которых, мне кажется, газ, а вторая –  возможно ручной тормоз. 

362411_800.jpg

В  те времена еще не было стандартизации органов управления, поэтому  каждый автопроизводитель, как настоящий художник, видел их расположение  как ему вздумается.

362651_800.jpg

Кстати,  резиновый коврик на полу тоже оригинальный, ему уже больше 100 лет, но  он до сих хорошо выглядит. Деревянная рама, пол и сиденье – всё родное,  из натуральных материалов, никакого пластика в те времена попросту не  существовало.

362845_800.jpg

Мотор  расположен в задней части. Это одноцилиндровый воздушного охлаждения  карбюраторный двигатель мощностью около 4 л.с. Заводится он ручкой,  которую видно сбоку. Зажигание от магнето.

363154_800.jpg

Коробка  передач отсутствует, привод на заднюю ось прямой от двигателя, через  муфту сцепления, прямозубыми колёсами примитивного редуктора. 

363439_800.jpg

Тормоз ленточный, он всего один, так же на задней оси. А вот как выглядит карбюратор. 

363647_800.jpg

Выпускали  Orient Buckboard, с 1902 по 1908 год. За дополнительную плату  предлагалось принудительное охлаждение мотора, небольшой бокс в качестве  багажника, еще по одному ацетиленовому (спереди) и керосиновому (сбоку)  фонарю и даже складной тент над сиденьем. Всё это в сумме делало машину  дороже еще на 140 долларов. 

363958_800.jpg

Общий  тираж мне не известен, до наших дней около двух десятков машин уцелело,  они находятся в музеях и частных коллекциях. Остальные наверняка сгнили  на задворках ферм или пошли на дрова для камина.