05 августа 2022

1МВ: Российский Черноморский флот. Миноносцы и эсминцы

 1МВ: Российский Черноморский флот. Миноносцы и эсминцы

2w
01 эсминец Керчь (645x366, 137Kb)

Что касается класса миноносных кораблей, то количество миноносцев и эсминцев в составе Черноморского флота в период 1-й мировой войны в разных исследованиях указывается разное. Если же обратиться к поименному списку корабельного состава, то можно утверждать, что к началу боевых действий на Черном море русский флот в этом районе имел 7 миноносцев и 17 эсминцев (из них только 4 новых). Причем все миноносцы, как утратившие боевую ценность, уже в 1915 г были переоборудованы в тральщики, и исключены из разряда миноносных кораблей. Девять устаревших эсминцев типа «Заветный» лишь в начальный период войны привлекались к набеговым операциям, а затем перешли к конвойной службе и обеспечению действий подводных лодок. От начала же и до конца войны миноносные функции выполняли только четыре «угольных» эсминца типа «Лейтенант Шестаков» и четыре новейших «нефтяника» типа «Дерзкий», к которым в 1915 году присоединились еще пять только что построенных «нефтяников» второй серии «Дерзких». В 1917 компанию черноморских эсминцев пополнили четыре новейших эсминца «ушаковской серии».

Таким образом, общее число реально выполнявших миноносные функции кораблей в Черноморском флоте во время Первой мировой войны составило 22 единицы, из которых 13 были новейшими скоростными турбинными эсминцами, работавшими не на угле, а на нефти. В боевых походах войны черноморцы потеряли только 3 устаревших «угольных» эсминца (2 в 1916 и 1 в 1917 годах). Но вот вспыхнувшая в России гражданская война стала для этого вида кораблей настоящей катастрофой. Девять черноморских эсминцев в 1918 году по приказу Ленина были потоплены своими же экипажами – чтобы не достались немцам. Еще девять эсминцев были уведены белогвардейцами за границу и впоследствии порезаны на металл. Два эсминца – затонули при штормах во время белой эвакуации. И лишь два из участвовавших в 1-й мировой войне эсминца достались Советскому Черноморскому флоту. В 20-е годы их дополнили три достроенных эсминцев «ушаковской» серии, заложенных еще в ходе войны.

Миноносцы типа «Пернов»
3 единицы (из 4-х, один погиб накануне войны)
02 РРњ ЧФ номерной (600x391, 115Kb)

Водоизмещение от 130 до 170 т. Размеры 42x4,5x2 м. Двигатель паровой на угле (2000 л.с.), скорость 24 уз. Вооружение 2х37-мм пушки, 2x380-мм торпедных аппарата. Экипаж 25 человек.

Эти миноносцы имели № 270 — 273; они были построены в Николаевском Адмиралтействе в 1894 - 1899 гг. по типу заказанного во Франции миноносца «Пернов». № 272 погиб еще до боев с турецким флотом, в результате столкновения 9.08.1914 с портовым судном «Успех». Остальные три корабля в июле 1915 г. переоборудованы в тральщики Т-5 — Т-7; 29.09.1916 они были переименованы в Т-275 — Т-277. Сданы на слом в 1923 - 1924 гг.

Миноносцы типа «Сокол»
4 единицы - «Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный».
03 тип Сокол (624x351, 101Kb)

Водоизмещение 300 т. Размеры 58.14x5.64x1,98 м. Двигатель паровой на угле (3800 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение 2х75-мм пушки, 2 пулемета, 2х450 мм торпедных аппарата, 12 мин заграждения. Экипаж 62 чел.

Построены в Петербурге в 1899 - 1902 гг, и осенью 1902 г совершили переход с Балтики на Черное море. К началу 1-й мировой войны миноносцы устарели и износились, теперь они развивали скорость не более 22 — 24 узлов. Тем не менее, эти корабли активно участвовали в боевых действиях. «Строгий» 20.03.1915 таранным ударом повредил немецкую подлодку U-33.
В 1915 - 1916 гг. все миноносцы этого типа были переоборудованы в тральщики. В декабре 1917 г они вошли в состав советского флота. При наступлении немцев в 1918 г «Сметливый» и «Стремительный» ушли в Новороссийск, где были затоплены экипажами (18.06.1918). «Строгий» и «Свирепый» были захвачены немцами, затем – английскими интервентами, и в апреле 1919 переданы ими белогвардейцам. Вошли в состав Морских сил Юга России. В ноябре 1920 в неисправном состоянии брошены Врангелем в Севастополе; захвачены красными, восстановлены и включены в состав РККФ. Переименованы в «Марти» и «Лейтенант Шмидт»; служили в составе Морских сил Черного моря до 1927 —1929 гг.

Эсминцы типа «Заветный»
9 единиц - «Жаркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Заветный», «Завидный», «Звонкий», «Зоркий», «Лейтенант Пущин». Все вошли в строй в 1904 – 1907 гг.
04 тип Заветный (608x395, 117Kb)

Водоизмещение нормальное 410 - 445 т, полное 490 - 515 т. Размеры 64,0x6,4x2,2 м. Двигатель паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение 2-75 мм пушки, 4 пулемета, 2 однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения. Экипаж 72 чел.

Повторяли эсминцы типа «Буйный» Балтийского флота. Отличались от прототипа усиленным корпусом, компоновкой надстроек и внутренних помещений. К моменту начала 1-й мировой войны морально устарели и большой боевой ценности не представляли. Тем не менее, в начальный период войны привлекались к набеговым операциям на побережье Турции и к артиллерийской поддержке приморских флангов армии. Но в 1916 — 1917 гг. использовались уже только для конвойной службы и обеспечения деятельности подводных лодок. «Лейтенант Пущин» погиб 25.02.1916 у Варны, «Живучий» - 12.04.1916 у Севастополя (оба – от подрыва на минах). «Заветный» 18.06.1919 затоплен экипажем по приказу большевиков. «Живой» затонул 15.11.1920 во время шторма у Севастополя. «Жаркий». «Звонкий» и «Зоркий» уведены белогвардейцами в Бизерту. «Завидный» и «Жуткий» брошены Врангелем, но в состав советского флота не вводились и вскоре были сданы на слом (в течение 1923-1924 гг).

Эсминцы типа «Лейтенант Шестаков»
4 единицы - «Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацарённый». Все вступили в строй в 1909 г.
05 эм Лейт Шестаков (484x391, 106Kb)

Водоизмещение нормальное 635 т, полное 849 т. Размеры 74.1x8,3x2.6 м. Двигатель паровой (на угле) 6.500 л.с. Скорость 25 узлов. Вооружение 2-120 мм, 2-47 мм зенитных пушки, 4 пулемета, 3 однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения. Экипаж 94 чел.

Эти корабли строились с учетом опыта русско-японской войны; проект был разработан на основе минного крейсера «Всадник». «Черноморцы» отличались от прототипа увеличенными размерами и составом артиллерийского вооружения. В ходе 1-й мировой войны эсминцы этой серии оказывали огневую поддержку сухопутным частям, несли блокадную службу у берегов Турции и Болгарии. В общей сложности эсминцы этого типа уничтожили около 40 парусных судов и небольших пароходов противника. «Лейтенант Зацаренный» затонул 17.6.1917 к юго-востоку от маяка Фидониси после подрыва на мине. «Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Шестаков» 18.6.1918 затоплены экипажами по приказу большевиков у Новороссийска, «Капитан Сакен» белогвардейцы увели в Бизерту, где он был разобран на металл в 1924 г.

Эсминцы типа «Дерзкий» 9 единиц
1-я серия (в строй в 1914): «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный»
2-я серия (в строй в 1915): «Счастливый», «Громкий», «Пылкий», «Поспешный», «Быстрый»
06 тип Дерзкий (642x396, 108Kb)

Водоизмещение нормальное 1.190 т, полное 1.460 т. Размеры 93.8x9.3x3,2 м (1-я серия); 1.110 т, 1.450 т, размеры 97,9x9,3x3.4 м (2-я серия). Двигатель нефтяной паротурбинный (23.000 – 25.500 л.с.). Скорость 34 узла. Вооружение 3 - 102 мм пушки, 2 пулемета, 5 двухтрубных поворотных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 112 чел.

Первые в русском флоте серийные турбинные эсминцы; за прототип был взят «Новик». Заказывая эти корабли, Морской Генштаб стремился компенсировать отсутствие на Черном море современных крейсеров. 2-я серия отличалась от 1-й срезом и формой дымовых труб. Черноморские турбинные эсминцы активно участвовали в боевых действиях. Использовались в основном на торговых коммуникациях и у побережья Турции, занимались минными постановками. В общей сложности турбинные эсминцы типа «Дерзкий» уничтожили свыше 30 турецких парусников, 5 транспортов, буксир и канонерскую лодку.
Одержав за время участия в мировой войне множество побед без потерь со своей стороны, черноморские турбинные эсминцы нашли свой конец в годы гражданской войны. Так, «Пронзительный» и «Громкий» были затоплены 17.06.1918 по приказу большевиков у Новороссийска своими же экипажами. «Беспокойный», «Гневный» и «Дерзкий», оставшиеся в Севастополе, так же, как и эсминцы 2-й серии «Счастливый», «Пылкий» и «Поспешный», в 1919 были уведены английскими интервентами в турецкий порт Измир. При этом погиб «Счастливый», который 24.10.1919 затонул при буксировке во время шторма в Эгейском море. Остальные эсминцы были возвращены белогвардейцам, но в ноябре 1920 г. Врангелю пришлось уводить эти корабли в Бизерту, где их в 1924 г разобрали на металл. При этом отступлении поврежденный «Быстрый» был брошен врангелевцами в Севастополе; после окончания Гражданской войны он вошел в состав советского флота под названием «Фрунзе», и погиб в годы Великой Отечественной войны. Это произошло 8.7.1941 у Тендровской косы: «Фрунзе» подвергся атаке 9-ти пикировщиков Ju.87, получил попадания 5 бомб и затонул (погибло 50 человек экипажа).

Эсминцы «ушаковской» серии
4 единицы + 4 после войны: «Фидониси», «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия». Вступили в строй в 1917 г;
07 эм Ушаковской серии (546x391, 102Kb)

после окончания войны в строй вступили: «Цериго», «Занте» («Незаможник»), «Корфу» («Петровский»), «Левкас» («Шаумян»)

Водоизмещение нормальное 1.326 т, полное 1.580 т. Размеры 92,5x9.1x3.2 м. Двигатель нефтяной паротурбинный (29.000 л.с.). Скорость 33 узла. Вооружение 4 - 102 мм пушки, 2 - 57 мм зенитки, 4 пулемета, 4 трехтрубных поворотных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 136 чел.

Эсминцы «ушаковской» серии были заказаны сразу после начала 1-й мировой войны. По конструкции повторяли эсминцы типа «Дерзкий»; отличались от них наличием турбинных приводов вспомогательных механизмов, усиленным артиллерийским вооружением и новыми трехтрубными торпедными аппаратами. Корабли были названы в память побед, одержанных русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова, и потому известны как «ушаковская» серия. Из 8 заложенных кораблей в строй в 1917 успели вступить только 4 эсминца. Они привлекались для несения дозорной службы и конвоирования линейных кораблей, Но боевая служба «ушаковцев» была недолгой: 18-19 июня 1918 г «Керчь», «Фидониси». «Калиакрия» и «Гаджибей» были затоплены экипажами по приказу В.И.Ленина у Новороссийска и Туапсе. Неукомплектованный «Цериго» белогвардейцы увели в Бизерту, где его разобрали на металл в начале 30-х гг. Оставшиеся на Черном море «Занте», «Корфу» и «Левкас» были достроены в 20-е гг.; они вошли в строй Красного флота под названиями «Незаможник», «Петровский» и «Шаумян». Затопленный у Новороссийска эсминец «Калиакрия» в 1925 г. был поднят, восстановлен и переименован в «Дзержинский». Все 4 оставшихся эсминца принимали участие в Великой Отечественной войне. «Шаумян» (бывший «Левкас») погиб 3.04.1942: из-за штурманской ошибки выскочил на камни, и вскоре был полностью разрушен немецкими авиабомбами и штормами. «Дзержинский» («Калиакрия») 14.05.1942 у Севастополя подорвался на минном заграждении, переломился пополам и затонул (спаслось 27 человек). Остальные «ушаковцы» дожили до конца войны. «Незаможник» (бывший «Занте») был исключен из списков флота в 1949 году, а «Петровский» («Корфу») – в 1956.
Еще во время 1-й мировой войны адмиралы Морского Генштаба оценили эсминцы «ушаковской» серии как наиболее удачные среди кораблей данного класса. Поэтому в 1916 г. было заказано строительство еще 12 единиц таких эсминцев. Однако из них заложили только три — «Тенедос», «Хиос» и «Самос», которые так и не успели спустить на воду. После Гражданской войны их разобрали на стапелях.