С 5 августа по 17 октября 1940 года экипаж подлодки «Щ-423» под командованием капитана 3-го ранга Измаила Зайдулина впервые в мировой истории совершил переход за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток. За 73 дня лодка прошла 7 тыс. 227 миль через 2 океана и 8 морей.
82 года назад подводная лодка «Щ-423» первой в мире пробилась сквозь льды Северного Ледовитого океана, пройдя вдоль всего побережья России от Мурманска до Владивостока. Субмарину могли раздавить льды, она могла попасть в ледовый плен, вмерзнуть на много месяцев в застывшие воды Северного океана. К счастью, этого не произошло.
Чтобы попасть из европейского севера России во Владивосток, подлодка преодолела Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское моря. Поход завершился успешно.
Северный морской путь вдоль берегов России был в разы короче, чем другие маршруты с запада на восток страны. А самое главное - не зависел от политики и вооруженных сил других государств.
Для обычных кораблей такое плавание представляет смертельную опасность: большую часть года лед в этих краях очень толстый и плотный. Впервые надводный корабль смог пройти вдоль северного побережья России за одну навигацию только в 1932 году: ледокол «Александр Сибиряков» в июле вышел из Архангельска и в октябре достиг Петропавловска-Камчатского. Без ЧП в тот раз не обошлось: проходя по Чукотскому морю, ледокол сломал гребной винт, пришлось спасаться при помощи самодельных парусов.
В 1933 году только что построенный «Челюскин», пытаясь пройти тем же путем, был намертво блокирован льдами в Чукотском море. Пять месяцев судно дрейфовало в ледовом плену, было раздавлено льдами и погибло.
Для экстремального заплыва была выбрана подлодка типа «Щ», именуемая моряками «Щукой». И это несмотря на то, что ее корпус был не приспособлен для плавания в толстых льдах. Готовя субмарину к походу, морской инженер Андрей Дубравин решил одеть ее в «шубу»: обшивку из двух слоев дерева, толщиной 20 см, прикрытых сверху металлическими листами. При этом подлодка сохраняла возможность погружения и подводного хода. Были продуманы все детали и возможные трудности плавания во льдах. Долговечные в соленой воде, но хрупкие бронзовые винты заменили на стальные со съемными лопастями – их могли заменить в случае поломки о куски льда при стремительном вращении. Изменили конструкцию и форму рулей подлодки – их сделали более короткими и прочными, также предусмотрев возможность замены в случае поломки о лед.
Предполагалось, что плавание «Щуки» начнется летом 1938 года. Но в 1937-ом выдалась очень сложная навигация, льда было слишком много и в Арктике вмерзло и застряло на всю зиму свыше 20 кораблей, причем один из них — пароход «Рабочий» - раздавило льдами, судно затонуло.
Чтобы не рисковать подлодкой и подготовиться к походу максимально тщательно, заплыв отложили на год. Однако лето 1939-го, накануне Второй мировой войны, выдалось слишком тревожным. Все лодки оставили на Балтике и в Баренцевом море на случай возможных боевых действий.
Только в 1940 году плавание через северные моря, наконец, состоялось. В конце мая сформировали Экспедицию особого назначения. Руководить ее подготовкой назначили военного инженера Иосифа Сендика, в 1936 и 1937 годах дважды участвовавшего в прохождении боевых кораблей Северным морским путем.
В целях секретности площадку с подлодкой обнесли высоким забором, выставили усиленную охрану. За месяц «Щуку» нарядили в «шубу», заменили винты и рули и др. Последние учения и погружения субмарина провела в конце июля.
Северный морской путь «Щ-423» должна была пройти над водой, при необходимости она могла погружаться и даже стрелять из торпедных аппаратов.
5 августа 1940 года лодка вышла в море. Субмарину провожало все высшее командование Северного флота. Сначала «Щуку» сопровождал транспортный пароход «Анатолий Серов», а в проливе, соединяющем Баренцево море с Карским, ждал ледокол «Ленин». На пароходе было не только оборудование для ремонта, но и запасы на тот случай, если подлодка вмерзнет в льды. Для всех подводников на «Серове» был предусмотрительно оборудован жилой кубрик на 36 мест (для отдыха во время коротких стоянок или на случай вынужденной зимовки).
Баренцево море встретило подводников неприветливо — штормило, временами подлодка попадала в полосы густого тумана. Сложная обстановка сразу же потребовала от экипажа максимума внимания и собранности.
Через две недели субмарина достигла полуострова Таймыр и вошла в море Лаптевых. Экипажу лодки пришлось преодолевать многолетние нетающие льды, пытаясь найти проходы между торосами. Сменяя друг друга, впереди попеременно шли ледоколы «Ленин», «Сталин» и «Литке».
Самой сложной задачей стало пройти в районе так называемого Айонского ледового массива.
На отдельных участках ледоколы буквально тащили за собой на тросах лодку в крошеве из глыб и обломков льда. Прибавьте к этому сильнейший мороз и повышенную влажность. Конденсация влаги выводила из строя электропроводку, в отсеках стоял туман.
В условиях постоянной ледовой опасности командованию подлодки приходилось почти неотлучно находиться на открытом, продуваемом полярными ветрами мостике. Чтобы в Чукотском море обсушить помещения «Щуки», пришлось с ледокола несколько раз подавать закрепленный на тросе шланг, по которому внутрь субмарины пускали раскаленный пар.
9 сентября 1940 года, через 37 суток «ледяного похода» лодка пришла в бухту Провидения на Чукотке. Там экипаж капитана Зайдулина 6 суток занимался осмотром и ремонтом механизмов, прежде чем пройти Берингово, Охотское и Японское моря.
17 октября лодка «Щ-423» встала на якорь в бухте Золотой Рог. Владивосток стал конечным пунктом похода во льдах.
Командование Тихоокеанского флота поздравило экипаж с завершением этого исторического плавания. Народный комиссар ВМФ объявил всему экипажу «Щ-423» благодарность и наградил участников похода знаком «Отличник РК ВМФ».
7 ноября 1940 года Измаилу Зайдулину присвоили звание капитана 2-го ранга. Спустя четыре года, после трагической гибели Зайдулина в августе 1944 года, ему присвоили воинское звание капитана 1-го ранга и представили к ордену Отечественной войны I степени посмертно.
Свой первый орден Красной Звезды Измаил Зайдулин получил за рекорд, поставленный в 1938 году: лодка «Щ-123» под его управлением провела в автономном плавании 75 суток при норме 20. Товарищи отзывались о нем как о грамотном, решительном и смелом командире.
Подлодка «Щ-423» после докового осмотра, смены винтов и снятия ледовой защиты уже через три недели вышла в море на боевую подготовку. В 1942 году ее переименовали в «Щ-139».
В дальнейшем по пути, проложенному «Щ-423», прошли целые караваны подводных лодок послевоенной постройки. С появлением атомных подводных лодок в 60-е гг. советские подводники покорили Северный полюс и стали осуществлять трансарктические переходы в подводном положении.