13 августа 2022

Крейсер «Мурманск». Гибель и утилизация.

3 июля 1992 года корабль был разоружён и исключён из состава флота, а 31 декабря 1992 года расформирован. В 1994 году крейсер был продан на металл в Индию (по другим данным, в Эмираты).

4 декабря 1994 года во время буксировки в Норвежском море крейсер попал в шторм. Тросы буксира не выдержали 15-метровых волн, и «Мурманск» был выброшен на скалы острова Сёрёйа вблизи деревушки Сёрвер (коммуна Хасвик, Финнмарк, Норвегия)
Летом 1995 года была предпринята безуспешная попытка отбуксировать «Мурманск» в безопасную гавань. В результате кораблю только исправили крен. На новые попытки денег не нашлось. Так как радиации и ядовитых веществ на крейсере не обнаружили, министр охраны окружающей среды Турбьёрн Бернтсен принял решение оставить «Мурманск» как есть, потому что «это вопрос не загрязнения, а эстетики». До 2008 года крейсер ржавел во фьорде, став местной туристической достопримечательностью и объектом для развлечения. В программу некоторых туров по Финнмарку даже включалось посещение советского корабля.

В 2008 году активисты экологической организации «Беллона» сообщили, что нашли среди оборудования корабля источник радиации. Жители Сёрёйи подняли тревогу. Появилась информация, что с появлением на побережье «Мурманска» заболеваемость раком в Сёрвере удвоилась. Прибрежная деревушка попадает в объективы телекамер со всей страны. Власти пообещали убрать крейсер любой ценой.
Разворачивается самая дорогая в Норвегии операция по утилизации. Из бюджета выделено 328 млн норвежских крон (примерно 2,3 миллиарда рублей; по другим данным, 238,9 млн крон). Тендер выигрывает компания «Деком» (AF Decom). Крейсер решено распилить, для чего вокруг него возводится мол и организуется сухой док. Мол не раз прорывает, и «Деком» тратит немало времени и ресурсов на устранение утечек.

Утилизация завершилась в 2013 году — почти на два года позже установленного срока. Контракт оговаривал фиксированную сумму, и компания понесла дополнительные расходы, величина которых хранится в тайне.
При демонтаже выяснилось, что радиация на борту в норме. Источником излучения оказались люминесцентные краски на нескольких выключателях и указателях, которые создавали дозу облучения не больше, чем полёт средней продолжительности на обычном самолёте. Медики тоже не нашли оснований полагать, что в муниципалитете повышена заболеваемость раком.
 
В результате утилизации корабля около 12 тыс. тонн стальной фракции переработано английской компанией C F Booth и местным подразделением CELSA, около 1300 тонн кабелей и 400 тонн смешанных отходов — различными норвежскими компаниями, около 6500 тонн грунта и прочих материалов, загрязнённых остатками горючего, отправлены в Германию.