До 31 января 2013 года женщинам во Франции было запрещено носить брюки. Это попало в заголовки газет в то время, когда закон 200-летней давности, требующий от женщин запрашивать у полиции специальное разрешение на то, чтобы «одеться как мужчины», иначе они рискуют быть взятыми под стражу, был наконец отменен. Закон оставался в силе с 1799 года, несмотря на неоднократные попытки его отменить, отчасти потому, что официальные лица заявили, что несоблюдение правила не является приоритетом, а часть французской «юридической археологии».
Короче говоря, законодатели просто забыли, что закон все еще существует в книгах. Хотя это комично и абсурдно, это острое напоминание о многих свободах, которые мы считаем само собой разумеющимися сегодня в западном обществе. В то время как современные свободы предлагают женщинам широкий выбор одежды, мы забываем, что такая простая вещь, как право носить брюки, была одним из самых обсуждаемых вопросов движения за права женщин.
Давайте обратимся к штанам женщин, которые проложили нам путь…
В то время как западные женщины на протяжении большей части истории подвергались запрету на ношение брюк, многие общества в восточных культурах не разделяли такого же мнения. По оценкам исследователей, женщины из Центральной Азии носили брюки на протяжении тысячелетий, а женщины в панталонах были широко задокументированы западными посетителями Османской империи. Так почему же тогда эти два общества разделяли совершенно разные взгляды на женщин в брюках?
Существует предположение, что желание женщин носить брюки возникло из их желания казаться менее женственными в стремлении к гендерному равенству. По правде говоря, пристрастие западных женщин к брюкам изначально проистекало не из желания подражать мужчинам, а скорее из-за османских мусульманских женщин, которые носили брюки веками.
Турецкая женщина в традиционном платье от Сары Каттералл
Леди Мэри Уортли Монтегю — один из редких в истории примеров женщин, которым посчастливилось путешествовать за границу в эпоху Просвещения. В 1716 году она поехала в Константинополь со своим британским мужем-послом и была очарована турецким стилем одежды. Будучи одной из первых европейцев, документировавших повседневную жизнь Османской империи, во время своей поездки она заметила, что женщины в целом кажутся более свободными, чем западные женщины. Они могли ходить без сопровождения ночью, добиваться развода и даже носить брюки на улице.
В отличие от западного общества, женские брюки были вопросом не моды, а практичности. В древней тюркской культуре мужская и женская одежда по внешнему виду была практически одинаковой. Оба пола привыкли к верховой езде на большие расстояния, а «унисекс» турецкой одежды демонстрировал общественное предпочтение практичности и комфорта над гендерными нормами.
Типичные турецкие брюки назывались шалвар , описывались как длинные и мешковатые, ниспадающие и плотно собирающиеся на лодыжках. Они больше напоминали современные брюки задолго до того, как европейские мужчины переняли что-то подобное (до конца 18 века они все еще носили короткие бриджи и чулочно-носочные изделия, улучшающие икры).
Леди Мэри Уортли Монтегю
Леди Мэри вернулась из поездки с чемоданами одежды, которые носили мусульманки, с которыми она столкнулась, поделилась ими с членами своего круга общения и даже позировала для публичных портретов, моделируя одежду.
Она писала о своих переживаниях и наблюдениях, создавая интригу среди модной элиты. Ее письма и рассказы из первых рук вызвали честные разговоры о свободе одежды, правах собственности и других социальных, экономических, юридических и супружеских свободах, в которых женщинам было отказано в Европе. По мере того, как все больше женщин начали путешествовать и открывать для себя иностранные культуры, казалось, что западное общество, которое придерживалось сильного европоцентристского уклона, отставало от Востока в вопросах прав женщин.
Таким образом, по удивительному историческому повороту, именно мусульманских женщин мы можем поблагодарить за то, что они оказали большое влияние на многих образованных западных женщин из высшего класса в вопросах стиля и социальных реформ.
Турецкий шалвар
Несмотря на то, что длинные юбки были нормой для западных женщин, «Движение за реформу одежды» набрало обороты в Европе и Америке в викторианскую эпоху. В этот период женщины открыто отстаивали свои права на ношение брюк. Одной из появившихся популярных концепций был аргумент «рациональной одежды», утверждавший, что брюки должны быть разрешены из-за их практичных и удобных характеристик. Ведь брюки позволяли женщине легче передвигаться и защищали ноги от холода.
Энтузиасты рациональной одежды также были стойкими сторонниками радикального движения за права женщин. Они рассматривали отказ общества от брюк как еще один символ угнетения женщин. Ярким примером является Амелия Дженкс Блумер, первая женщина, которая владела, управляла и редактировала газету для женщин. Она приняла версию женских брюк, которую носят женщины на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, с коротким платьем или юбкой и жилетом, продвигая ее в своем журнале.
По мере того, как все больше женщин подражали этому стилю, в том числе видные американские лидеры по защите прав женщин, такие как Элизабет Стэнтон, вскоре его окрестили костюмом шаровары или «блумерами ».
Но для большей части викторианского общества, ценившего скромность и женственность, женским брюкам не было места. В частности, для Кристиана юбки и платья были единственной подходящей нижней одеждой для женщин, а все остальное находилось во власти мужчин. Кроме того, многие считали принятие турецкой культуры языческим и нехристианским.
Тот факт, что шаровары позволяли женщинам участвовать в большем количестве занятий, таких как верховая езда и другие виды упражнений, также вызвал негативную реакцию со стороны медицинского сообщества, которое утверждало, что ношение брюк опасно для женской фертильности. Таким образом, женщины в шароварах изображались нечестивыми, морально развращенными бесплодными язычницами!
Модные юбки-кольца в 19 веке через Getty Images
Критика, домогательства и унижения, которым подвергались женщины в шароварах, в конце концов оказались слишком сильными. Даже сама Амелия Блумер отказалась от моды к 1859 году в пользу недавно изобретенного кринолина, который она считала «достаточной реформой». Новые юбки-кольца были намного легче и «проще» в управлении, и женщины быстро забыли альтернативу турецкому платью. Активисты опасались, что внимание к женским брюкам отвлечет внимание от других, более насущных вопросов в дебатах женского движения. И снова они стали одеваться более «женственно», чтобы обеспечить важные вопросы, такие как право голоса женщин.
Французские женщины, подавшие вино на поле боя
Это не означает, что в 19 веке женщины больше никогда не носили брюк. Во время Гражданской войны в США, а также войн в Европе некоторые женщины надевали брюки, работая полевыми медсестрами. И давайте не будем забывать о женщинах-воинах, подававших вино на поле боя , и гендерно-изменчивых «секретных солдатах» Гражданской войны в США . Некоторые из наиболее смелых и амбициозных женщин также поняли, что могут получать больше за работу или получить доступ к определенным профессиям, если будут маскироваться под мужчин.
Изменившие гендер «секретные солдаты» Гражданской войны в США
К началу 20 века отношение к женщинам в брюках начало расширяться, а масштабы женских занятий, таких как женский теннис и езда на велосипеде , стали нормой. В очередной раз женщины меняли одежду для достижения своих желаний, но все же ношение брюк было допустимо только в спортивных целях, и они не имели права носить брюки в общественных местах. В 1938 году американская учительница Хелен Хьюлик была заключена в тюрьму на пять дней после того, как отказала трем судьям в просьбе явиться в суд не в брюках. На снимке ниже изображена Марлен Дитрих, предположительно арестованная на вокзале в Париже в 1933 году за нарушение запрета на ношение женщинами брюк. Когда ее сфотографировали на борту SS Europa по пути во Францию в брюках парижская полиция прислала предупреждение, что она будет арестована, если во время визита в город будет носить мужскую одежду.
Однако именно такие иконы стиля, как Дитрих, Коко Шанель и Кэтрин Хепберн, помогли вывести брюки или брюки на основной западный рынок одежды в 1930-х годах.
Кэтрин Хепберн в слаксах
Одна выдержка из Vogue гласит:
«…если люди обвиняют вас в подражании мужчинам, не обращайте внимания. Наши новые брюки безукоризненно мужественны в своем покрое, но женщины сделали их полностью своими благодаря цветам, которые они заказывают, и аксессуарам, которые они добавляют». Она предложила модной современной женщине носить брюки «практически все время» — если только она не является гостьей «эдуардианской реликвии с реакционными взглядами».
Рабочие в перерыве, журнал Time
Фасоны женских брюк
В 1940-х годах Вторая мировая война еще больше побудила женщин носить брюки в своем повседневном гардеробе, поскольку они играли жизненно важную роль в военных действиях. Однако, сделав шаг назад в 1950-е годы, послевоенные ценности призывали женщин оставить работу и снова заняться воспитанием детей, вернув женские тенденции обратно к платьям и юбкам.
Во время второй волны феминизма в 1960-х и 1970-х женские брюки, наконец, стали приемлемыми на рабочем месте, и законы нескольких штатов в Америке объявили незаконным для работодателей отказывать работникам в праве носить брюки на основании их пола. Мы видели расцвет или «брючных костюмов» в 80-х и 90-х годах, когда американские женщины, занимающие политические посты, наконец-то получили право носить брюки в своем местном и правительственном сенате. Сегодня, мы, дамы, не задумываемся над тем, чтобы надеть винтажные джинсы, леггинсы или модные вельветовые брюки перед выходом из дома. Легко забыть о долгой и бурной борьбе женщин за такое элементарное право, как право носить брюки.