Ровно 250 лет назад, 5 августа 1772 года, был обнародован совместный манифест России, Австрии и Пруссии о так называемом первом разделе Речи Посполитой. Согласно этому манифесту, три черных орла оттяпали у орла-альбиноса изрядные куски территории.
России отошло Инфляндское воеводство (нынешняя восточная часть Латвии) и восточная Белоруссия с городами Витебск, Полоцк и Мстиславль. Австрия отхватила Галицию с Львовом, Галичем, Перемышлем и мало кому известным городком Освенцим, а Пруссия - прибалтийскую провинцию Эрмланд (по-польски Вармия) с городами Быдгощ, Торунь и Эльблонг, тем самым установив сухопутную связь с ранее отдельной от нее Восточной Пруссией. Только Гданьск остался под властью Польши в виде изолированного эксклава в глубине прусской территории.
Все отторгнутые от Польши территории к моменту издания манифеста уже были захвачены вторгшимися на ее территорию русскими, австрийскими и прусскими войсками. Противостоять этому скоординированному вторжению Польша не могла, тем более что значительная часть местной дворянской элиты была заранее подкуплена интервентами и откровеннно саботировала организацию отпора.
Российским агентом влияния был и сам последний польский король, а "по совместительству" - любовник Екатерины Второй Станислав Понятовский. Кстати, надо заметить, что на протяжении предыдущих 150 лет, с момента окончания "смутного времени", Польша ни разу не предпринимала агрессивных действий в отношении России. Напротив, в Северной и Семилетней войнах она была ее союзницей.
Но Екатерину это не остановило. Впрочем, по мнению ряда историков, инициатором "дерибана" Польши была не она, а прусский король Фридрих, в итоге получивший гораздо более важные для него земли, нежели российские приобретения. Он сперва склонил на свою сторону Вену, а потом и Петербург, убедив царский двор в том, что ослабленная внутренними распрями Польша не окажет серьезного сопротивления, а за ее счет можно неплохо поживиться. Так и случилось.
В апреле 1773 года в оккупированной интервентами Варшаве прошло заседание Сейма, утвердившее раздел Польши и отторжение от нее обширных территорий. Все делегаты, которые могли проголосовать против этого, были заранее арестованы. А чтобы не случилось накладок, спикер парламента Адам Понинский, получивший взятку от российского посла Отто фон Штакельберга, на время отменил правило "либерум вето", согласно которому любой депутат мог заблокировать решение Сейма.
В результате, всё прошло как по маслу: решение об "урезании" польских земель в пользу агрессоров было "демократично" утверждено парламентом. Но этим дело не ограничилось, ведь аппетит, как известно, приходит во время еды. В 1793 году состоялся второй, а в 1795-м - третий раздел Польши, который, как тогда казалось правителям России, Австрии и Пруссии, окончательно уничтожил эту страну. Однако они ошиблись.
На заставке - картина Яна Матейко "Упадок Польши". На ней изображен драматичный момент "капитулянтского Сейма". Белорусский шляхтич Тадеуш Рейтан пытается преградить депутатам путь в зал заседаний, чтобы не допустить их согласия на раздел. По легенде, при этом он кричал "Зарубите меня, но не рубите отчизну!"
Но Понинский в роскошном мундире показывает ему на российских гренадер, стоящих в дверях. И все это действо происходит под портретом Екатерины Второй. Общий минорный настрой картины немного сглаживает изображенный на заднем плане молодой человек, держащий в поднятых руках саблю и конфедератку - символ будущего сопротивления.
Карта-схема первого раздела Речи Посполитой с указанием земель, отошедших Пруссии, Австрии и России.