Воздухоплавание в Советской России, причем только в мирных целях, начало свое возрождение уже в 1920 году. Сначала в СССР вели работы и опыты по восстановлению старых российских дирижаблей, а затем занялись и конструированием собственных моделей.
Первая попытка возрождения управляемого воздухоплавания в стране Советов была предпринята в 1920 году. Анализ доставшегося в наследство от Российской Империи оборудования и частей старых дирижаблей показал, что в наилучшем на тот момент состоянии находится оболочка дирижабля «Астра», поэтому было принято решение о работе по его восстановлению.
После производства отдельных элементов механической части и новой подвески осенью 1920 года в деревне Сализи (недалеко от Петрограда) воздухоплавательный отряд начал работы по сборке дирижабля, который переименовали в «Красную звезду».
Зимой 1921 года, во время очередного полёта, дирижабль разбился
дирижабль мягкого типа, СССР-В3 "Красная звезда"
Интересный факт, что есть дирижабль мягкого типа, СССР-В3 "Красная звезда", аналогичным названием, построенный в Ленинграде, который в мае 1932 года был передан "Дирижаблестрою" в город Долгопрудный.
Оболочка дирижабля была изготовлена на заводе "Каучук", а гондола - на "Дирижаблестрое".
Свой первый полет он совершил из Ленинграда в Москву.
7 ноября 1932 года в параде над Красной площади в Москве н в кильватерной колонне прошли все четыре советских дирижабля — В1, В2"Смольный", В3"Красная звезда" и В4 „Комсомольская правда“».
СССР - В3 (Красная звезда) — дирижабль мягкого типа, построенный в Ленинграде.
Редчайший случай произошел 6 сентября 1935 года с дирижаблем В2"Смольный".
Корабль находился на бивачной стоянке на аэродроме в городе Сталино с несколькими членами экипажа на борту. Командир был на аэродроме.
В 21.25 над городом неожиданно прошел шквал огромной силы. Он вырвал из земли 60 штопорных якорей, удерживавших дирижабль, и тот стал подниматься вверх.
Три смельчака, схватившись за тросы, попытались удержать корабль, но оказались в воздухе. Двое сорвались с высоты 10 м, а третий — командир корабля Н. С. Гудованцев — сумел добраться до гондолы.
На высоте 120 м с помощью экипажа он попал в гондолу. Когда корабль достиг 800 м высоты, удалось завести двигатели и уйти из опасной зоны. За совершенный подвиг Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.
По своим характеристикам дирижабли В2 и В3 практически не уступали зарубежным аппаратам подобного класса.
Аварий и катастроф при полетах на мягких дирижаблях В1, В2 и В3 не было. Все это позволяет сделать вывод, что, несмотря на отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов и небольшой опыт, Советский Союз к 1933 году полностью овладел техникой проектирования, постройки и эксплуатации мягких дирижаблей.
Дирижабль "СССР-В4 Комсомольская правда" сгорел 10 августа 1934 года от удара молнии.
Перед «Дирижаблестроем» была поставлена новая задача — освоение производства дирижаблей полужесткого типа, которые по сравнению с мягкими аппаратами в большей мере отвечали требованиям различных отраслей народного хозяйства.
Для технического руководства новым направлением отечественного дирижаблестроения в 1932 году был приглашен Умберто Нобиле. В мае 1932 года он прибыл в Долгопрудный вместе с группой конструкторов и рабочих.
В мае 1933 года после успешного завершения государственных приемных испытаний, которые подтвердили, что дирижабль удовлетворяет всем техническим требованиям, оговоренным в техническом задании на проектирование, В5 был принят на эксплуатацию в гражданский воздушный флот. По конструкции В5 во многом был схож с хорошо себя зарекомендовавшими итальянскими полужесткими дирижаблями.
В 1933 году было выполнено более 100 полетов, показавших, что дирижабль В5 обладал хорошими характеристиками устойчивости и управляемости во всем диапазоне встреченных метеорологических условий. В целом дирижабль выполнил поставленные перед ним задачи.
В марте 1934 года дирижабли В2 «Смольный» и СССР В4 отправились по железной дороге во Владивосток. Дальше их путь лежал на мыс Дежнева, в Уэлен, куда их должен был доставить пароход «Смоленск».
Из Уэлена предполагалось совершить полеты в лагерь Шмидта для спасения челюскинцев. Самолеты успели раньше.
Летом 1934 года дирижабль СССР В4 в разобранном виде находился в эллинге Долгопрудного. Там же проходила сборка дирижабля В7. Но 10 августа 1934 года произошло несчастье. В тот день над станцией Долгопрудная по Савеловской железной дороге гремела гроза. Молния ударила в деревянный эллинг с дирижаблями. В занявшемся пожаре оба корабля погибли.
29 сентября 1937 года "СССР В-6" поднялся в воздух с целью установить мировой рекорд продолжительности полета.
Венцом советского дирижаблестроения был, очевидно, "СССР-В6 Осоавиахим", собранный в 1935 году. В 1937 году этот дирижабль установил мировой рекорд продолжительности полёта — 130 часов 27 минут.
5 февраля 1938 года в пробный полет из Москвы в Мурманск под командованием Н.С. Гудованцева дирижабль вылетел для проверки части в условиях заполярного рейса.
В случае положительных результатов предполагалось направить этот дирижабль из Мурманска в Гренландское море для снятия с дрейфующей льдины советской экспедиции И.Д. Папанина.
6 февраля, выполняя полет на высоте 450 метров в сплошной облачности, дирижабль у города Кандалакша (Карелия) врезался в гору и потерпел катастрофу, при которой из 19 человек экипажа 13 погибли и 3 ранены.
Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов. Дирижабли перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов. Так, в 1943-44 гг. на дирижабле "СССР В-12" было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа.
В 1945 г. дирижабли "СССР-В12" и "Победа" выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа. Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3-4 аэростатов заграждения. Над осаждённым Ленинградом использовались аэростаты заграждения.
Изображениями картин из Интернета.