16 августа 2022

Александр III Великий: в истории навсегда!



Кадр из эпического фильма Оливера Стоуна, снятый на основе книги «Александр Великий», историка Оксфордского университета Робина Фокса. Фильм рассказывает о восьми годах самых активных сражений Александра и его отношениях со своим другом детства и боевым товарищем Гефестионом (2004)




Великие правители. Вот, наконец, мы и добрались до личности Александра Македонского, Александра III по счёту, получившего прозвище «Великий». До сих пор мы в основном рассматривали тех владык, которые по какой-либо причине его не получили. Известны и такие, которых тоже называли «Великими», но что-то в памяти людской от их величия мало что осталось. А вот слава Александра и память о его величии пережили века. Почему? Очевидно, для этого были причины…


Кадр из кинофильма «Александр Великий», который был снят в 1956 году. Какой-то тут Александр слишком уж старый…

Начнём с того, что ещё раз вспомним ряд нехитрых правил, которыми руководствовались правители Древней Греции, желая усидеть на своих тронах подольше. Воевать или готовиться к войне, давать работу народу, т. е. строить общественные сооружения, устраивать праздники и веселить народ, держать шпионов и – очень важное условие – не давать выдвигаться достойным, «даже казнить». И вот тут, наверное, едва ли не каждый вспомнит, что Александр именно этим последним правилом не пользовался, хотя известно, что людей из своего ближайшего окружения казнил. То есть мнение народное – а оно есть главный оценщик деяний правителей, было снисходительно к нему в этих случаях. То есть, очевидно, что казнённые им лица пострадали за дело, а не пали жертвой, ну, скажем, его маниакальной подозрительности либо боязни потерять власть.


А вот в кинофильме Оливера Стоуна он даже похож на свой бюст из Лувра

Очевидно, что корни величия Александра лежат в его… детстве. Потому что все мы родом оттуда, и именно там закладывается наше будущее. Заглянув в него, мы увидим «сына преуспевающего отца», многоженца и пьяницы, но выдающегося полководца и организатора. Мать Александра Олимпиада была женщиной крутого нрава, и поскольку Филипп часто отсутствовал, находясь в походах, ребёнок воспитывался при ней. К мужу она тёплых чувств не испытывала, так что об отце он услышал от неё немало «хорошего». Хронисты древности отмечают, что уже ребёнком Александр был очень вспыльчив, но при этом проявлял такие качества, как чувствительность, любознательность и прилежание. Что же касается его отца, царя Филиппа II, то он был женат в общей сложности семь раз, причём со всеми жёнами жил одновременно, что в глазах греков было достойно только варвара. От всех этих жен у него были дети – сёстры Александра и единокровный брат Арридей, который был старше его на год, но отличался слабоумием, вследствие чего Александр был единственно возможным наследником Филиппа. Данное ему образование было традиционным для греческого юноши знатного рода.

Александр III Великий: в истории навсегда!
Римская копия с работы Лисиппа (музей Лувра). Одно из наиболее достоверных изображений Александра

С отцом у царевича дело дошло до открытой размолвки, так что когда тот был убит, высказывалось мнение о его причастности к этому дело, вот только никаких доказательств тому предъявлено не было. Зато смерть мужа и отца Олимпиада и Александр использовали очень умело, а именно истребив всех своих родственников, возможных претендентов на престол. Так что волей судьбы и… войска, которое уже знало Александра как смелого и решительного полководца, он был провозглашён царём. И оставив позади всё своё двойственное с точки зрения психологии прошлое, он устремился в будущее к величию собственному и величию созданной им державы!


Тетрадрахма Александра Македонского с его профилем. Кливлендский музей искусств

И на этом пути он действительно совершил поистине великие дела: взойдя на престол в 20 лет, он подавил восстание фракийцев и вновь подчинил себе Грецию. В 334 году до н. э. начался поход в Малую Азию, где показал свой талант полководца в битвах при Гранике, при Иссе и при Гавгамелах. Одержав решительную победу над Персидской державой, провозгласил себя «царём Азии» и всего за три года завоевал Среднюю Азию, затем вторгся в Индию, вот только его утомлённое войско дальше идти отказалось.


Александр вступает в Вавилон. Шарль Лебрен, ок. 1664 года. Лувр

Вернувшись в 324 году до н. э. в Вавилон, который он сделал своей столицей, Александр начал готовить поход в Аравию, но умер в 32 года. То есть активно властвовать ему довелось всего лишь 12 лет!


Александр Македонский в шлеме Геракла (голова льва) на саркофаге из Сидона

Но Александру было мало завоеваний. Он ещё и строил города, причём сколько – точно никто не знает: пишут и о 34, 16 или 13 Александриях. В любом случае Александрия Египетская и Мараканда Крайняя, сегодняшний Самарканд, всем хорошо известны.


Бракосочетание Александра и Статиры в виде Ареса и Афродиты. Помпейская фреска, копия с картины Аэтиона. Около 60 года н. э., Антиквариум, Помпеи

А ещё он был дальновидным, этот молодой человек. Чтобы укрепить свою державу, он заставил 10 тысяч македонян взять в жёны азиатских женщин, причём сам женился на Статире – старшей дочери Дария III, и на Парисатиде, дочери Артаксеркса III. А Селевк, например, и вовсе женился на дочери Спитамена Апаме. При этом свадьба игралась на восточный манер, а все новобрачные получили от царя богатые подарки.


Александр привлекал к себе персидскую знать, чем вызвал недовольство своих недалёких товарищей македонян. Что поделать, не хватает подавляющему большинству людей широты мышления. Крепко держатся они за обветшалые догмы, всё новое их пугает и отталкивает. Кадр из фильма «Александр Великий» (2004)

Да, были и казни сподвижников. Так, командира конницы гетайров Филоту казнили за то, что он знал о заговоре приближённых к царю, но не донёс. Отца казнённого, Пармениона, убили без суда, поскольку кровную месть в то время ещё никто не отменял. Клита Чёрного царь убил копьём в пылу пьяной ссоры, хотя тот был братом его кормилицы Ланики и спас ему жизнь в битве при Гранике. Но не подумал тогда Клит и сказал: что Александра теперь окружают «варвары и рабы, которые поклоняются его персидскому поясу и белому хитону», а тот, находясь в зените своей славы, естественного, такого самовольства не стерпел. Сжёг дворец Ахеменидов в Персеполе, подзуживаемый гетерой Таис (в романе Ивана Ефремова «Таис Афинская» данный поступок в целом оправдывается).


Александр перерубает гордиев узел. Жан-Симон Бертелеми, конец XVIII – начало XIX вв.

Очевидно, что с годами Александр и вином стал злоупотреблять, а в этом море и богатыри тонут, и преисполнился чрезмерного чувства собственной значимости, а всё потому, что обладал абсолютной властью, а абсолютная власть и разлагает человека абсолютно!


Александр побеждает индийского царя Пора. Миниатюра из рукописи «Романа об Александре», 1420-е гг. Британская Библиотека

Но несомненно, что он создал первое в мире государство, объединившее столь разные по своей культуре народы, и распространил греческую культуру на всю известную Азию. И даже то, что оно после его смерти тут же и распалось, а его полководцы-диадохи воевали затем друг с другом вплоть до 281 г. до н. э., не умаляет последствий завоеваний Александра.


Поединок с Пором в кинофильме Оливера Стоуна. Реально его вроде бы не было, но разве спустя столько лет мы можем что-либо утверждать с абсолютной точностью?

И получается, что люди могут признать и слабости, и даже преступления правителя, если последние не переходят некую черту, а вот сделанное им действительно влияет на многие страны и народы.


Золотая монета с профилем Александра. Археологический музей в Пелле

И также совсем неудивительно, что образ Александра занял совершенно уникальное место в мировой культуре. Доказано, что никто, кроме него, так и не стал объектом такого пристального внимания со стороны людей науки и искусства, а уж примером для подражания он кому только не был. Даже и сегодня вожди ряда афганских племён свою родословную возводят именно к нему (что совсем неудивительно, кстати!), а Греция и Северная Македония до сих пор спорят, кто из них имеет больше прав считаться наследником Александра.


Л. Карраччи. «Александр и Таис поджигают Персеполис», ок. 1592 г. Палаццо Франча, Болонья

О нём писали романы, его запечатлели в мраморе и на полотне, о нём ставили радиопьесы и кинокартины. Пожалуй, ни одна другая личность в истории человечества не оставила по себе столь яркого, всеобъемлющего и памятного следа. Так что право называться Великим он вполне заслужил, причём куда больше, чем многие другие, которые затем тоже стали… «великими».