Сложно себе даже представить, насколько другим могло быть прошлое, оказаться настоящее и будущее, если хотя бы некоторые из описанных ниже технологий пошли бы в серию. Ещё в начале прошлого века в СССР придумали систему видеонаблюдения на современный лад, а к его середине прошли испытания реактивного автомобиля.
К началу нового тысячелетия жители Советского Союза могли бы путешествовать поездами на воздушной подушке и изучать морских обитателей на экскурсионных подводных лодках. Жаль, многое из перечисленного осталось лишь на бумаге.Система внешнего наблюдения Термена (1920)
Да, о видеонаблюдении в СССР задумались ещё в начале прошлого века — её придумал Лев Термен (он же создал особенный музыкальный инструмент по имени терменвокс). Ближе к 1920-му его пригласили в лабораторию Абрама Иоффе — на её базе предложили заняться передачей видеоряда на расстояние. Там он и придумал особенную развёртку видеоряда, которая позволяла передавать картинку на расстояние через систему линз и зеркал. Изобретение высоко оценили в кругах физиков, а первый опытный образец испытали в Кремле и даже начали использовать. Впрочем, однажды в кадр попал Сталин, после чего систему засекретили. К концу 30-х о ней уже даже не писали в научных газетах и журналах.
▶︎ Факт: само по себе видеонаблюдение очень нравилось Ворошилову — он показывал его гостям и даже планировал использовать для охраны государственных границ. Впрочем, после происшествия эту идею пришлось отложить в долгий ящик.
Подводный самолёт Ушакова (1934)
Идея летающей подводной лодки активно продвигалась на волне желания усилить флот Советского Союза. К 1934-му Константин Ушаков предложил высшему командованию проект мощного самолёта, который мог садиться на морскую гладь, погружаться под воду и следить за окружением с помощью перископа. К 1937-му идею хотели воплотить в жизнь, но упёрлись в несовершенство технологий своего времени, а также недостаток средств. По различным институтам СССР Ушаков попытался самостоятельно найти деньги на постройку хотя бы трёх экземпляров специфического гидроплана с отделением для гребного электродвигателя. Впрочем, военные в итоге завернули проект, сославшись на его низкую скорость перемещения под водой.
Реактивный самолёт-амфибия Бартини (1952)
В послевоенные годы в СССР озадачились созданием максимально эффективных бомбардировщиков для сдерживания потенциальных вражеских сил. На вооружении тогда стояли Ту-4, которые справлялись с этим не так хорошо, как хотелось бы. Создание чего-то принципиально нового легло на плечи Роберта Бартини. Он просчитал несколько компоновок сугубо математическим методом и выбрал лучшие варианты. В итоге получилось несколько проектов: сначала Т-203, а потом А-55 и А-57 (и даже А-58). Последние представляли собой амфибии, которые могли садиться на воду, производить дозаправку из кораблей или подводных лодок, а потом продолжать перемещение, — для них также предполагались лыжи для льда. Жаль, в итоге проект посчитали слишком сложным и не выпустили даже опытный образец.
▶︎ Факт: после закрытия проекта А-57 на его базе начали разработку Ф-57. Он был меньше по размеру и не настолько сложным в технологическом плане. Его долго пытались довести до ума, но в итоге также закрыли. Причины оказались теми же — слишком сложно и хлопотно.
Реактивный автомобиль ГАЗ-ТР «Стрела» (1954)
Важно понимать, что инженерный потенциал Союза использовался не только в военном разрезе. Этот реактивный автомобиль, к примеру, создали для развития отрасли. У него был весьма аэродинамический профиль — кузов обшили алюминиевыми листами, добавили киль курсовой устойчивости. На каждой из сторон самолёта расположились реактивные двигатели с тягой под 1600 кгс (около 16000 ньютонов). В числе первых за руль попал чемпион СССР по автогонкам Метелев. Его попросили не разгонять транспортное средство до потенциально возможных 500 км/час, остановившись приблизительно на 300 км/час. Испытания прошли успешно, но советские дороги явно не были предназначены для настолько больших скоростей, поэтому проект в итоге свернули.
«Летающий» автомобиль ГАЗ-16 (1962)
Если бы в Советском Союзе не так часто сворачивали автомобильные проекты, к концу века страна наверняка была бы ведущим мировым производителем транспортных средств. Чего только стоит машина «повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой» — именно так называли это условно летающее чудо. Автомобиль фактически мог как ездить по дорогам общего пользования со скоростью до 170 км/час, так и парить над ними на высоте до 150 мм с помощью воздушной подушки. Чтобы создать необходимый поток воздуха, использовался двигатель от вертолёта Ми-2. Испытания транспортного средства были вполне успешными практически везде — единственное, при движении над водой оно буквально создавало туман, ограничивающий видимость. Вполне возможно, что проект свернули именно из-за этого.
▶︎ Факт: фрагменты «летающего» автомобиля ГАЗ-16 и сейчас хранятся в музее Горьковского автозавода. Во время просмотра данного экспоната важно обязательно визуализировать советский вариант фильма «Назад в будущее».
Реактивный поезд на базе ЭР22 (1970)
Финальный вариант локомотива должен был носить название «Русская тройка». Всему виной пара тяжёлых авиадвигателей от Як-40, установленных по бокам его передней части. Они создавали тягу 3000 кгс (около 30000 ньютонов). Предполагалось, что, кроме прочего, внутри также будет находиться научная лаборатория. Испытания этого чуда техники вполне успешно прошли в 1971-м. В их рамках локомотив удалось разогнать почти до 250 км/час. Сложно сказать, насколько целесообразным было бы использование подобного транспортного средства с точки зрения стоимости обслуживания и расхода топлива. Впрочем, проект официально свернули из-за того, что советские железные дороги не были предназначены для настолько больших скоростей.
Интроцикл-вездеход Мельникова (1976)
Интроцикл представляет собой мотоцикл, водитель которого размещается внутри единственного колеса. Подобный вид транспортного средства придумали не в СССР. Он известен с начала прошлого века — в Великобритании, США и других странах мира были как электрические варианты, так и модели на базе двигателей внутреннего сгорания. В 1976-м Эдуард Мельников представил подобную разработку на территории Советского Союза. Она позиционировалась как транспортное средство, которому вообще не нужны дороги. Очевидно, это имело достаточно мало общего с реальностью.
▶︎ Факт: рекордом скорости для интроцикла считается отметка в 98,5 км/час. Советский вариант не разгоняли настолько сильно, чтобы не ставить под угрозу жизнь водителя. Нормальной скоростью для него считаются значения до 60 км/час.
Поезд на воздушной подушке ТА-05 (1986)
Если бы Советский Союз в конечном итоге не развалился на отдельные страны, вполне возможно, что именно по его железным дорогам ездили бы самые быстрые поезда. Уже в 1986-м недалеко от Москвы удачно прошли испытания локомотива, использующего магнитную подушку. Транспортное средство нового образца удалось разогнать до фантастических 250 км/час — причём при этом он двигался относительно бесшумно. Впрочем, это не было его единственным новшеством — он также выглядел весьма футуристично. Впрочем, в 1988-м году финансирование проекта сначала приостановили, а после прекращения существования Союза проект пришлось закрыть полностью.
Подводная лодка для экскурсий «Нептун» (1990)
Эту подводную лодку предполагалось использовать в сугубо туристических целях — чтобы во всех красках показать гостям подводный мир. Корпус посудины изготавливался из стали — его габариты составляли 28×4 метра. У него было 22 обзорных иллюминатора и масса ограничений. Посудину нельзя было эксплуатировать при волнении больше 2 баллов, а также за пределами температурных рамок 0–35℃. После развала СССР лодку планировали эксплуатировать на острове Антигуа в Карибском море. Там вложенные в проект деньги предполагалось отбить благодаря регулярным экскурсиям. Впрочем, «Нептун» в конечном итоге запретили эксплуатировать из-за вопросов по безопасности.
▶︎ Факт: после того, как «Нептун» отправили в Северодвинск ржаветь у причала, ходили слухи, что реальной причиной для остановки эксплуатации посудины стала конкуренция со стороны американской компании Atlantis. Судя по всему, она пролоббировала данный вопрос.