Герой нашего рассказа родился 13 июля 1909 года в Саратове. Начал работать слесарем, но, как и многие в те годы, по комсомольской путевке пошел на флот. Тогда было несколько таких призывов, поэтому судьба Сергея, в общем, была типичной. В 1931 году он поступил в военно-морское училище имени Фрунзе. В 1936 году окончил его. Молодой штурман Сергей Лисин служил на подводной лодке Щ-313 Балтийского флота, а потом Щ-401 Северного флота.
Когда началась война в Испании, Лисина направили в качестве советника в эту страну. Добирался до места он окольными путями: из Ленинграда на рейсовом теплоходе «Мария Ульянова» доплыл до Гавра, а оттуда поездом до Парижа. В Париже у него было всего несколько часов до отъезда в Испанию. Именно тогда, прогуливаясь по столице Франции, Лисин увидел в витрине магазина золотые часы, лежащие в изящной коробочке. Они запали в душу подводника. Потом эти часы сыграют в его жизни немаловажную роль.
Как старший помощник командира, он служил на подводных лодках С-4 и С-2 флота республиканской Испании. В Испании 29-летний Серхио Леон - под таким псевдонимом Сергей Лисин воевал – набрался боевого опыта. Подводные лодки, на которых служил, Лисин, не потопили ни одного корабля франкистов. Но опыт боевых походов, экстренных погружений при атаках авиации, поиска целей и боевого маневрирования был бесценен для молодого подводника.
Когда закончился срок его командировки, Лисин снова оказался в Париже. В этот раз он задержался в городе на неделю – консульский отдел советского посольства долго оформлял документы, так что у Диего Венсарио – с документами на это имя Лисин находился во Франции – было значительно больше времени на знакомство с Парижем. Первое, что сделал Лисин – пошел в магазин, и на сэкономленные суточные купил понравившиеся ему золотые часы, и только потом стал осматривать Эйфелеву башню, Лувр и Елисейские поля.
После возвращения из Испании его назначили командиром строившейся в Горьком (теперь Нижнем Новгороде) на заводе №112 – ныне «Красное Сормово» - подводной лодки С-7 IX-бис серии. Буква С в названии обозначало – «средняя». На флоте такие лодки называли «эски». Лодки IX серии спроектировали в Германии по заказу Советского Союза. В СССР их строили тремя сериями - IX, IX-бис и XVI. Первые три лодки первоначально назывались Н-1 – Н-3, где буква Н обозначало «немецкая». Правда, очень быстро букву Н убрали, заменив ее на С.
Немцы умели проектировать субмарины, и подводные лодки IX, IX-бис и XVI серий получились удачными и надежными. Только один пример. Во время Второй мировой войны «эски» Тихоокеанского флота через Тихий и Атлантический океаны и Панамский канал были переброшены на Северный флот, а после войны по Северному морскому пути вернулись домой. Лодка С-56, как памятник, установлена на Корабельной набережной Владивостока. Во время строительства С-7 будущий командир занимался формированием и подготовкой экипажа. С-7 предназначалась для Балтийского флота.
Война
Воевал Лисин отчаянно и красиво. Он был талантливым подводником, а самое главное, его всю жизнь хранила его звезда. Он по максимуму использовал возможности своей «эски». Лодки типа С имели более мощное пушечное вооружение, чем предшествующие им средние лодки типа Щ. Если у «щук» было две 45-мм зенитные пушки, то у «эски» была одна 100-мм пушка и одна 45-мм. Лисин всплыл на С-7 в Нарвском заливе и из 100-мм орудия обстрелял железнодорожную станцию и прилегающий к ней завод. До того, как немцы отреагировали, С-7 погрузилась и ушла. Часть историков флота утверждают, что это был первый обстрел побережья из орудий подводных лодок в Великую Отечественную войну. Атаку целей на побережье Лисин повторял еще не раз. Во время похода в 1942 году С-7 потопила финский транспорт «Kothe» («Коте»). Через несколько дней С-7 встретила еще один финский транспорт «Pohjanlahti» («Похьянлахти»). От пущенной торпеды транспорт уклонился, Лисин дал команду на всплытие и обстрел транспорта из 100-мм орудия. Но орудие заклинило. Тогда Лисин приказал преследовать финский пароход и обстреливать его из зенитной 45-мм пушки, пока пароход не утонет. Уже после войны выяснилось, что «Похьянлахти» перевозил не военные грузы, а картофель. В тот поход лодка потопила и повредила 5 транспортов противника. Справедливости ради надо сказать, что из этих пяти два были транспортами нейтральной Швеции. Еще до 22 июня 1941 года немцы перегородили Финский залив мощным минно-сетевым заграждением «Юминда». Балтийский флот оказался заперт в Кронштадте, Ленинграде и Ораниенбауме (ныне Ломоносов). Мины стали проклятием советских подводников. Всего во время войны погибли 46 подводных лодок Балтийского флота. 24 из них пропали без вести. Большая часть погибла при форсировании «Юминды». С-7 многократно проходила через минные поля. Лисин всегда успешно форсировал их. Забегая вперед, скажем, что в декабре 1942 года Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гибель С-7 и плен
Но однажды военное счастье отвернулось от Лисина. После результативного летнего похода С-7 вышла в осенний поход. В штабе Балтийского флота для «семерки» был нарезан квадрат поиска у берегов Швеции, между шведским побережьем и Аландскими островами. Благополучно преодолев минные заграждения, С-7 вышла в квадрат поиска. Вечером 21 октября 1942 года, С-7 всплыла для подзарядки аккумуляторных батарей. Историки до сих пор не установили, что же произошло. Была ли встреча С-7 и финской подводной лодки случайностью, или финны ждали советскую лодку и действовали из засады. В финском ВМФ перед Второй мировой войной было пять подводных лодок – три средних и две малых. Акустик одной из средних лодок, «Весихииси» «Vesihiisi» («Водяной») обнаружил С-7. «Эску» расстреляли практически в упор. Через несколько минут лодка ушла под воду. Спаслись только четверо, находившихся по боевому расписанию на мостике при нахождении лодки в надводном положении – командир, капитан 3-го ранга Лисин и трое матросов-сигнальщиков. Финская лодка после атаки всплыла и четверых советских моряков подняли на палубу «Водяного». Пленным дали спирта, переодели в сухую одежду и… заметили на руке командира золотые часы Longines. Версия засады опирается на первый допрос-разговор двух командиров Лисина и Олави Айттола. Финский подводник сказал, что давно ждал С-7, так как имел информацию о времени выхода советской лодки из Кронштадта. Правда это, или нет – неизвестно. Теоретически, можно предположить, что финны знали шифр, с помощью которого С-7 осуществляла связь со штабом.
У Аландских островов Лисин столкнулся с опытным подводником. Капитан-лейтенант Олави Айттола начинал войну командиром малой подводной лодки«Vesikko», и на ней потопил советский пароход «Выборг». После перевода на «Весихииси», он выставил несколько минных заграждений в Финском заливе. Айттола был награжден финскими, шведскими и немецкими орденами. После потопления С-7 Айттола назначили в оперативный отдел флота, а потом в Генеральный штаб.
В советской военной литературе нахождение в плену капитана третьего ранга Лисина описывается словами концлагерь, голод, побои и освобождение в 1944 году. Протоколы допроса подводника были переданы советским представителям, но они не публиковались. Недавно появились интересные подробности с финской стороны. Дело в том, что финский историк Тимо Лааксо нашел в архивах воспоминания финского офицера морской разведки Юкки Мякеля, который допрашивал Лисина. С этими материалами Лааксо ознакомил наследников Лисина.
Капитан 3-го ранга вначале пытался выдать себя за штурмана лодки. Но, во-первых, изъятые у него золотые часы говорили о том, что он не рядовой штурман. А, во-вторых, финская морская разведка предъявила ему советскую военную газету, где был сфотографирован «герой балтиец, командир подводной лодки Сергей Лисин». Пришлось признать, что он командир С-7. Финны очень гордились, что захватили в плен командира советской подводной лодки. По словам Мякеля, «долгое время Лисин был наиболее значительным нашим пленным». Как мы уже говорили, в декабре Лисину присвоили звание Героя Советского Союза. Юкки Мякель сообщил ему об этом. Содержали подводника не в тюрьме, а на офицерской гауптвахте тюремного комплекса «Катаянокка». Присматривал за ним сержант комендантского взвода, бывший моряк торгового флота. В своих показаниях Лисин выдавал за ценные сведения информацию из морских учебников и должностных инструкций. Финны это быстро поняли, но вытягивать из пленного секретную информацию не стали. Дело закрыли. Уже готовилось этапирование Лисина в лагерь, когда узнавшие о пленном командире подводной лодки немцы потребовали этапировать Лисина на допрос в Германию, что финны и сделали.
В Германии Лисина допрашивал Вернер Баубах, бывший военно-морской атташе Германии в СССР. Лисин прибегнул к старой тактике – весьма многословно пересказывал учебники и должностные инструкции. И тут случилось чудо. Почему абверу стал не интересен пленный командир подводной лодки – непонятно до сих пор, но немцы отправили Лисина обратно в Финляндию!
Старший лейтенант Юкка Мякеля очень удивился, когда в его кабинете раздался телефонный звонок от капитана порта Турку. Тот сообщил Мякелю, что прибывший из Германии на пароходе «Gotenland» («Готенланд») русский офицер пришел в администрацию порта, и просит его связать его с Юкка Мякелем. Старший лейтенант спросил: «Как фамилия русского?» Ответ был: «Его фамилия Лисин». Через некоторое время, сидя напротив финского разведчика, Лисин рассказывал историю своего двухмесячного пребывания в Германии. Немцы так же поняли, что он пересказывает им материалы учебника, и тоже потеряли к нему интерес. Кроме этого, Лисин постоянно утверждал, что он чуть ли не в ежедневном режиме консультирует морскую разведку Финляндии, и просил как можно быстрее отправить его в Суоми. Самое удивительное в этой истории было даже не то, что абвер почему то отпустил Лисина, а то, что в Финляндию на пароходе он добирался без конвоя!
Лисина перевели в офицерский лагерь №1 в Кёулиё. Через некоторое время там произошли волнения, и Лисин был признан одним из зачинщиков. Последовали репрессии – голод, побои, карцер. Неожиданно немцы снова потребовали Лисина к себе на допросы. Но, на удивление, финны отказали своим союзникам. Финская морская разведка, в какой-то мере, даже гордилась своим трофеем.
После войны
19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны. 21 сентября Лисина выпустили из лагеря. Он пробыл в плену ровно два года – день в день. Но война продолжалась, и Лисина перевели уже в советский лагерь под Подольском для проверки. Ничего хорошего ему это не сулило, но опять случилось чудо. Когда жена подводника, Антонина Григорьевна, узнала о том, что её муж жив, и проходит проверку в лагере НКВД, она обратилась за помощью к старому другу семьи – высокопоставленному офицеру Наркомата ВМФ. Тот помог. Способствовало освобождению также и то, что в СМЕРШ попали финские протоколы допросов Лисина. Из них было ясно, что капитан 3-го ранга Родину не предавал. Лисина реабилитировали, восстановили в воинском звании и вернули все награды, в том числе и звезду Героя.
Заключение
Службу Лисин продолжил на Тихом океане в Порт-Артуре, а потом переехал в Ленинград и стал преподавать в Высшем военно-морском училище. После выхода в отставку он работал в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала Макарова, где готовили моряков гражданского флота. Умер капитан 1-го ранга Лисин в 1992 году. У Сергея Лисина дома хранилась красивая коробочка от золотых часов. Сами часы финны ему не вернули.
Его визави, капитан 3-го ранга Олави Айттола тоже прошел советскую проверку и избежал репрессий. В конце 40-х годов он ушел с флота и стал работать в киноиндустрии. Много раз бывал в Советском Союзе. Фотографию Лисина он хранил у себя дома. Форму с орденами он надел только один раз – когда его первую лодку «Vesikko» установили на берегу в Свеаборге.
В 1998 году «С-7» была обнаружена группой шведских аквалангистов-любителей вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море.
Радиограмма, посланная командиру подводной лодки С-7 Лисину, почти ничем не отличалась от той, которую приняли на Щ-406. Тем же самым Указом от 23 октября 1942 года ему, как и Осипову, было присвоено звание Героя Советского Союза. Но, в отличие от Осипова, Лисин не ответил на поздравление. Это вызвало тревогу в штабе флота. Все попытки радистов установить связь с С-7 оказались безуспешными.
И все-таки Лисина ждали. Ждали долго, даже когда истекли все сроки. Зимой 1943 года С-7 была исключена из состава действующих кораблей. Антонина Григорьевна Лисина, как и жены других членов экипажа этой лодки, получила печальную весть о том, что ее муж, капитан 3-го ранга Лисин Сергей Прокофьевич, погиб при выполнении боевого задания.
И вот спустя двадцать лет после этого я поднимаюсь по лестнице одного из домов Петроградской стороны.
Дверь открывает женщина с молодыми глазами и с седой головой. Это Антонина Григорьевна Лисина. Сбивчиво объясняю, что интересуюсь Сергеем Лисиным.
— Сережа! К тебе пришли.
В прихожую входит юноша. Мне вспоминается встреча с сыном Василия Гречишкина - летчика, который направил свой горящий бомбардировщик в батарею, обстреливавшую Ленинград. Вспоминается, как, протягивая мне руку, юноша сказал: "Василий Гре-чишкин..."
Я невольно думаю: сына Лисина тоже назвали, как отца, - Сергеем.
Однако едва юноша появился в прихожей, Антонина Григорьевна всплеснула руками:
— Да не тебя! Папу!
...Приказ, извещение о гибели, выписки из наградного листа, старая фотография - все в сторону. Зачем это, когда есть возможность сделать самый последний снимок героя и от него самого узнать о том, что скупо изложено в наградном листе.
Подробнее всего Сергей Прокофьевич рассказал о походе, который совершил летом 1942 года. Пошутил, что в этом походе дебит сошелся с кредитом: сорок суток пробыли в море и сорок тысяч тонн пустили на дно. Да еще привезли с собой капитана потопленного вражеского транспорта.
Когда Лисин доставил этого капитана в Кронштадт, все удивились. С победой возвращались многие подводные лодки, только пленных не привозила ни одна.
А получилось это так. Потопив четыре судна, С-7 готовилась к возвращению на базу. И вдруг показался транспорт. Хорошо бы для ровного счета пустить и его на дно. С пятью победами возвращаться еще приятней. Но выпущена последняя торпеда...
Из раздумья Лисина вывел комендор Субботин:
— Товарищ командир, орудие к бою готово!
Прав Субботин! Конечно же, надо бить из пушки. Не беда, что калибр ее не так уж велик. Если бить ниже ватерлинии, можно насверлить в борту столько дыр, что вода зальет трюмы.
И подводная лодка стала обычным кораблем: всплыв, открыла огонь из пушки. От обоих бортов транспорта отвалили шлюпки. Команда покидала тонущее судно. Подводная лодка подошла к шлюпкам. Лисин увидел человека с пухлым портфелем на коленях и приказал ему перейти на подводную лодку.
Человек оказался капитаном транспорта. А в портфеле, кроме судовых документов, находилась карта, на которой были отмечены немецкие минные поля.
Да, победа эта была необычной. И все же досталась она без особого труда. Более опасной оказалась встреча с крупным вражеским транспортом водоизмещением в двенадцать тысяч тонн. Чтобы потопить этот транспорт, пришлось испытать, у кого нервы крепче - у командира советской подводной лодки или у командира фашистского миноносца из конвоя.
Заметив перископ лодки, миноносец пошел ей наперерез. Как быть? Уйти на глубину - значит не атаковать большой транспорт, который уже был в прицеле. Продолжать сближение - это рисковать лодкой, жизнью экипажа, собственной жизнью. Бронированный нос эсминца легко таранит лодку...
Лисин продолжал сближение с транспортом, а справа надвигался эсминец. Едва достигнув дистанции залпа, Лисин приказал выпустить две торпеды. И тут же, выиграв секунды, лодка начала уходить на глубину. Подводники услышали над головой шум винтов миноносца, два отдаленных взрыва торпед, попавших в транспорт, и затем разрывы глубинных бомб. Лисин насчитал двадцать три. Лодка получила повреждения, но, к счастью, легкие. Когда преследование прекратилось, командир решил всплыть под перископ. Транспорта уже не было: его поглотили волны Балтики...
Рассказав об этом бое, Сергей Прокофьевич закуривает. Он затягивается часто, будто торопится. Видимо, это осталось от тех времен, когда редко удавалось вдоволь покурить. Всплыв на поверхность, надо каждую секунду быть готовым к срочному погружению.
После нескольких затяжек говорит:
— В общем, походы, атаки дали мне богатейший фактический материал, который помог в работе над диссертацией о проблемах подводного плавания.
И тут выясняется, что Сергей Прокофьевич - кандидат военно-морских наук, доцент.
А как же все-таки с приказом об исключении подводной лодки С-7 из состава флота, как с извещением о гибели капитана 3-го ранга Лисина?
В приказе ошибки не было. Подводная лодка С-7 действительно погибла. Что же касается извещения, полученного Антониной Григорьевной, то в нем, конечно, была ошибка. Только винить в ней некого. Кто же мог предположить, что командир погибшей в бою лодки и еще несколько подводников каким-то чудом останутся живы?
Уже неспособных двигаться, их вытащили из ледяной воды крючьями. Затем тюремные камеры, лагеря. Снести все это, выстоять помогла вера в победу, которая обязательно будет и обязательно принесет спасение, свободу.
Все это сбылось. Первое время трудно было поверить, что ужасы плена позади. Лисин ловил себя на том, что слишком часто, будто молодой, только пришедший на флот матрос, оглядывает свою новенькую форму. Но еще чаще моряк посматривал на Золотую Звезду. Ее вручили Лисину через два с половиной года после того, как была передана радиограмма, уже не принятая радистом подводной лодки С-7...
А фотографию Сергей Прокофьевич попросил поместить все-таки старую. Пожалуй, он прав: снимок, сделанный в боевом походе, в самом деле напоминает о том грозном, незабываемом времени.
Cергей Прокофьевич Лисин, капитан-лейтенант, командир подводной лодки С-7 Краснознаменного Балтийского флота. Родился 13 июля 1909 года в г. Саратове.
В октябре 1943 года Звание Героя Советского Союза присвоено Сергею Прокофьевичу Лисину за уничтожение пяти транспортов противника и проявленные при этом доблесть и мужество.
На флоте служил с 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 1938 году в рядах добровольцев-интернационалистов принимал участие в борьбе с фашистами за свободу и независимость Испанской республики.
В годы Великой Отечественной войны сражался на Балтике. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда" и четырьмя другими медалями.
6 июля 1942 года подводная лодка С-7 под командованием капитан-лейтенанта Лисина, преодолев многочисленные заграждения гитлеровцев в финском заливе, вышла в просторы Балтики. Через несколько дней плавания Лисин обнаружил вражеский конвой, состоявший из 16 транспортов и 10 кораблей охранения. Выбрав в качестве цели самый крупный транспорт, он произвел соответствующие расчеты для торпедного удара. В это время лодку заметил вражеский миноносец. Отделившись от строя, он помчался на перископ. Несмотря на опасность, Лисин продолжал атаку. Только после того, как были выпущены по цели две торпеды, С-7 погрузилась на глубину. Миноносец, не сумев нанести таранный удар, забросал лодку глубинными бомбами. В отсеках погас свет, потекли сальники, в трещины стала поступать вода. А взрывы бомб продолжались. Подводники насчитали их 23.
Умело маневрируя, Лисин увел лодку из опасной зоны и, всплыв под перископ, заметил над морем густое облако черного дыма и плававшие на воде обломки затонувшего фашистского транспорта.
Утром 30 июля Лисин увидел на горизонте несколько транспортов противника, шедших севернее Либавы (ныне г. Лиепая) в Павловскую гавань, и принял решение атаковать один из них. Но по мере сближения с целью глубины все время уменьшались, и лодка в любую минуту могла наскочить на мель. И все же Лисин не отказался от атаки. В самую последнюю секунду, когда он готовился произнести команду "пли", транспорты вдруг изменили курс. Атака кормовыми аппаратами стала невозможной, а в носовых оставалась всего лишь одна торпеда. Да и торпеды теперь из-за мелководья могли взорваться при толчке о грунт. В этой обстановке Лисин дал команду на всплытие. В надводном положении лодка выпустила две торпеды, одна из которых угодила в кормовую часть вражеского транспорта. Торпедированное судно "Кете" затонуло у входа в гавань.
За тридцать восемь суток автономного плавания экипаж Лисина потопил четыре вражеских транспорта и один транспорт заставил выброситься на мель.
После короткого отдыха экипаж С-7 17 октября 1942 года вновь вышел в опасное автономное плавание. Успешно форсировав минные заграждения на меридиане полуострова Порккала-Удд, Лисин послал в штаб телеграмму: "Прошли двадцать второй меридиан". Как позже выяснилось, по этой радиопередаче противник запеленговал С-7. 21 октября вечером в районе Аландских (островов лодка была торпедировала подводной лодкой противника. Из всего экипажа чудом уцелели четверо, в том числе Сергей Прокофьевич Лисин. Все они испытали ужасы и пытки гитлеровского плена.
В 1945 - 1948 году С.П. Лисин служил на Тихоокеанском флоте, затем вновь был переведен на Балтику и находился на преподавательской работе.
Умер 5 января 1992 года.
Радиограмма, посланная командиру подводной лодки С-7 Лисину, почти ничем не отличалась от той, которую приняли на Щ-406. Тем же самым Указом от 23 октября 1942 года ему, как и Осипову, было присвоено звание Героя Советского Союза. Но, в отличие от Осипова, Лисин не ответил на поздравление. Это вызвало тревогу в штабе флота. Все попытки радистов установить связь с С-7 оказались безуспешными.
И все-таки Лисина ждали. Ждали долго, даже когда истекли все сроки. Зимой 1943 года С-7 была исключена из состава действующих кораблей. Антонина Григорьевна Лисина, как и жены других членов экипажа этой лодки, получила печальную весть о том, что ее муж, капитан 3-го ранга Лисин Сергей Прокофьевич, погиб при выполнении боевого задания.
И вот спустя двадцать лет после этого я поднимаюсь по лестнице одного из домов Петроградской стороны.
Дверь открывает женщина с молодыми глазами и с седой головой. Это Антонина Григорьевна Лисина. Сбивчиво объясняю, что интересуюсь Сергеем Лисиным.
— Сережа! К тебе пришли.
В прихожую входит юноша. Мне вспоминается встреча с сыном Василия Гречишкина - летчика, который направил свой горящий бомбардировщик в батарею, обстреливавшую Ленинград. Вспоминается, как, протягивая мне руку, юноша сказал: "Василий Гре-чишкин..."
Я невольно думаю: сына Лисина тоже назвали, как отца, - Сергеем.
Однако едва юноша появился в прихожей, Антонина Григорьевна всплеснула руками:
— Да не тебя! Папу!
...Приказ, извещение о гибели, выписки из наградного листа, старая фотография - все в сторону. Зачем это, когда есть возможность сделать самый последний снимок героя и от него самого узнать о том, что скупо изложено в наградном листе.
Подробнее всего Сергей Прокофьевич рассказал о походе, который совершил летом 1942 года. Пошутил, что в этом походе дебит сошелся с кредитом: сорок суток пробыли в море и сорок тысяч тонн пустили на дно. Да еще привезли с собой капитана потопленного вражеского транспорта.
Когда Лисин доставил этого капитана в Кронштадт, все удивились. С победой возвращались многие подводные лодки, только пленных не привозила ни одна.
А получилось это так. Потопив четыре судна, С-7 готовилась к возвращению на базу. И вдруг показался транспорт. Хорошо бы для ровного счета пустить и его на дно. С пятью победами возвращаться еще приятней. Но выпущена последняя торпеда...
Из раздумья Лисина вывел комендор Субботин:
— Товарищ командир, орудие к бою готово!
Прав Субботин! Конечно же, надо бить из пушки. Не беда, что калибр ее не так уж велик. Если бить ниже ватерлинии, можно насверлить в борту столько дыр, что вода зальет трюмы.
И подводная лодка стала обычным кораблем: всплыв, открыла огонь из пушки. От обоих бортов транспорта отвалили шлюпки. Команда покидала тонущее судно. Подводная лодка подошла к шлюпкам. Лисин увидел человека с пухлым портфелем на коленях и приказал ему перейти на подводную лодку.
Человек оказался капитаном транспорта. А в портфеле, кроме судовых документов, находилась карта, на которой были отмечены немецкие минные поля.
Да, победа эта была необычной. И все же досталась она без особого труда. Более опасной оказалась встреча с крупным вражеским транспортом водоизмещением в двенадцать тысяч тонн. Чтобы потопить этот транспорт, пришлось испытать, у кого нервы крепче - у командира советской подводной лодки или у командира фашистского миноносца из конвоя.
Заметив перископ лодки, миноносец пошел ей наперерез. Как быть? Уйти на глубину - значит не атаковать большой транспорт, который уже был в прицеле. Продолжать сближение - это рисковать лодкой, жизнью экипажа, собственной жизнью. Бронированный нос эсминца легко таранит лодку...
Лисин продолжал сближение с транспортом, а справа надвигался эсминец. Едва достигнув дистанции залпа, Лисин приказал выпустить две торпеды. И тут же, выиграв секунды, лодка начала уходить на глубину. Подводники услышали над головой шум винтов миноносца, два отдаленных взрыва торпед, попавших в транспорт, и затем разрывы глубинных бомб. Лисин насчитал двадцать три. Лодка получила повреждения, но, к счастью, легкие. Когда преследование прекратилось, командир решил всплыть под перископ. Транспорта уже не было: его поглотили волны Балтики...
Рассказав об этом бое, Сергей Прокофьевич закуривает. Он затягивается часто, будто торопится. Видимо, это осталось от тех времен, когда редко удавалось вдоволь покурить. Всплыв на поверхность, надо каждую секунду быть готовым к срочному погружению.
После нескольких затяжек говорит:
— В общем, походы, атаки дали мне богатейший фактический материал, который помог в работе над диссертацией о проблемах подводного плавания.
И тут выясняется, что Сергей Прокофьевич - кандидат военно-морских наук, доцент.
А как же все-таки с приказом об исключении подводной лодки С-7 из состава флота, как с извещением о гибели капитана 3-го ранга Лисина?
В приказе ошибки не было. Подводная лодка С-7 действительно погибла. Что же касается извещения, полученного Антониной Григорьевной, то в нем, конечно, была ошибка. Только винить в ней некого. Кто же мог предположить, что командир погибшей в бою лодки и еще несколько подводников каким-то чудом останутся живы?
Уже неспособных двигаться, их вытащили из ледяной воды крючьями. Затем тюремные камеры, лагеря. Снести все это, выстоять помогла вера в победу, которая обязательно будет и обязательно принесет спасение, свободу.
Все это сбылось. Первое время трудно было поверить, что ужасы плена позади. Лисин ловил себя на том, что слишком часто, будто молодой, только пришедший на флот матрос, оглядывает свою новенькую форму. Но еще чаще моряк посматривал на Золотую Звезду. Ее вручили Лисину через два с половиной года после того, как была передана радиограмма, уже не принятая радистом подводной лодки С-7...
А фотографию Сергей Прокофьевич попросил поместить все-таки старую. Пожалуй, он прав: снимок, сделанный в боевом походе, в самом деле напоминает о том грозном, незабываемом времени.
Cергей Прокофьевич Лисин, капитан-лейтенант, командир подводной лодки С-7 Краснознаменного Балтийского флота. Родился 13 июля 1909 года в г. Саратове.
В октябре 1943 года Звание Героя Советского Союза присвоено Сергею Прокофьевичу Лисину за уничтожение пяти транспортов противника и проявленные при этом доблесть и мужество.
На флоте служил с 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. В 1938 году в рядах добровольцев-интернационалистов принимал участие в борьбе с фашистами за свободу и независимость Испанской республики.
В годы Великой Отечественной войны сражался на Балтике. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда" и четырьмя другими медалями.
6 июля 1942 года подводная лодка С-7 под командованием капитан-лейтенанта Лисина, преодолев многочисленные заграждения гитлеровцев в финском заливе, вышла в просторы Балтики. Через несколько дней плавания Лисин обнаружил вражеский конвой, состоявший из 16 транспортов и 10 кораблей охранения. Выбрав в качестве цели самый крупный транспорт, он произвел соответствующие расчеты для торпедного удара. В это время лодку заметил вражеский миноносец. Отделившись от строя, он помчался на перископ. Несмотря на опасность, Лисин продолжал атаку. Только после того, как были выпущены по цели две торпеды, С-7 погрузилась на глубину. Миноносец, не сумев нанести таранный удар, забросал лодку глубинными бомбами. В отсеках погас свет, потекли сальники, в трещины стала поступать вода. А взрывы бомб продолжались. Подводники насчитали их 23.
Умело маневрируя, Лисин увел лодку из опасной зоны и, всплыв под перископ, заметил над морем густое облако черного дыма и плававшие на воде обломки затонувшего фашистского транспорта.
Утром 30 июля Лисин увидел на горизонте несколько транспортов противника, шедших севернее Либавы (ныне г. Лиепая) в Павловскую гавань, и принял решение атаковать один из них. Но по мере сближения с целью глубины все время уменьшались, и лодка в любую минуту могла наскочить на мель. И все же Лисин не отказался от атаки. В самую последнюю секунду, когда он готовился произнести команду "пли", транспорты вдруг изменили курс. Атака кормовыми аппаратами стала невозможной, а в носовых оставалась всего лишь одна торпеда. Да и торпеды теперь из-за мелководья могли взорваться при толчке о грунт. В этой обстановке Лисин дал команду на всплытие. В надводном положении лодка выпустила две торпеды, одна из которых угодила в кормовую часть вражеского транспорта. Торпедированное судно "Кете" затонуло у входа в гавань.
За тридцать восемь суток автономного плавания экипаж Лисина потопил четыре вражеских транспорта и один транспорт заставил выброситься на мель.
После короткого отдыха экипаж С-7 17 октября 1942 года вновь вышел в опасное автономное плавание. Успешно форсировав минные заграждения на меридиане полуострова Порккала-Удд, Лисин послал в штаб телеграмму: "Прошли двадцать второй меридиан". Как позже выяснилось, по этой радиопередаче противник запеленговал С-7. 21 октября вечером в районе Аландских (островов лодка была торпедировала подводной лодкой противника. Из всего экипажа чудом уцелели четверо, в том числе Сергей Прокофьевич Лисин. Все они испытали ужасы и пытки гитлеровского плена.
В 1945 - 1948 году С.П. Лисин служил на Тихоокеанском флоте, затем вновь был переведен на Балтику и находился на преподавательской работе.
Умер 5 января 1992 года.