28 июня 1946 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось производство автомашины ГАЗ-М-20 «Победа», ставшей первым автомобилем, предлагавшимся к свободной продаже советским гражданам.
Расхожий анекдот гласит, что когда разработчики нового автомобиля сообщили Сталину о том, что хотят назвать его «Родиной», он иронично поинтересовался: «И по какой цене вы будете «Родину» продавать?». После этого название модели было спешно изменено.
Интересно, что в феврале 1943 года советское руководство заинтересовалось проектом создания не военного грузовика, а нового легкового автомобиля, выпускаемого в таких количествах, чтобы сделать возможным его свободную продажу населению.
На Горьковском автозаводе планами обновления модельного ряда занялись ещё раньше. Ведь «Эмка», выпускавшаяся на заводе имени Молотова, а также ГАЗ-М-1, представляли собой слегка переделанный для условий нашей страны американский «Форд-А» середины 20-х годов. А советские инженеры не собирались останавливаться на тиражировании чужих изобретений.
Тезис о том, что «Победа» была полностью скопирована с немецкого «Опель-капитана», не выдерживает критики. Да, эта немецкая модель изучалась конструкторами ЗИМ в начале войны, но знакомство с трофейным автомобилем и покупка под ключ оборудования целого автозавода – совершенно разные вещи. «Победа» была машиной советского производства.
В ряде отношений она стала прорывом в советском автомобилестроении. Пускай 4-цилиндровый двигатель в 52 лошадиные силы по нынешним временам был слабоват, обеспечивая максимальную скорость в 105 км/час, но зато расход топлива был относительно небольшим – 10-11 литров/100 км.
Каплевидный корпус нового автомобиля имел коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,34 – на уровне гоночных моделей мирового автопрома. И когда на базовый ГАЗ-М-20 устанавливали более мощный двигатель, максимальная скорость возрастала до 164 км/час.
Специальная гоночная модификация разгонялась до 180 км/час, выпускались и полноприводные модели, модификации «такси», «Скорая помощь» «аэросани»! Всего до 1958 года в СССР было выпушено 248 тысяч машин всех модификаций. В Польше, где «Победы» выпускали по лицензии до 1973 года, их выпустили 253 тысячи!
Впервые в СССР новая машина получила отопление, обдув переднего стекла, омыватель заднего. Применённая в трехступенчатой коробке передач гидромуфта позволяла водителю трогаться сразу со второй, а то и третьей передачи! И сам процесс переключения передач был очень мягким.
Если добавить к этому очень толстый металл корпуса и пайку опасных в плане коррозии мест оловянным припоем, то «Победа» получилась не просто очень крепкой, но чуть ли не вечной.
Не надо думать, что приобретение ГАЗ-М-20 было доступно лишь академикам, лауреатам и другим категориям высокооплачиваемых советских граждан. Стоимость этой машины в розничной продаже постановлением правительства была установлена в 16 тысяч рублей, притом что себестоимость производства составляла около 14,5 тысяч (торговая наценка всего-навсего чуть больше 10%).
Дорого это или нет? Средняя оплата труда в СССР в 1947 году составляла 719 рублей в месяц. Рабочие зарабатывали от 800 до 3000 рублей. Самую большую зарплату получали шахтеры-стахановцы – до 8000 рублей. Заработная плата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС зарабатывал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей.
При этом килограмм белого хлеба стоил 5 рублей 50 копеек, черный хлеб – 3 рубля, килограмм говядины – 30 рублей, литр молока – 3 рубля, масло сливочное – 64 рубля, растительное – 30 рублей. Десяток яиц стоил 12 рублей, литр водки – 60 рублей, банка крабов – 20 рублей. Пару обуви можно было приобрести за 260 рублей, метр шерстяной ткани – за 269 рублей.
Так что покупка «Победы» при некоторых накоплениях семьи была делом доступным. И на «Победу» быстро пришлось устанавливать очереди. Однако цена автомобиля не повышалась.
Первый массовый советский легковой автомобиль создавался не для пополнения бюджета. Оттого и розничная наценка была мизерной. «Победа» создавалась для того, чтобы люди почувствовали: их страна одержала грандиозную победу не только над страшным врагом, но и над вызванной войной разрухой, над неизбежными лишениями военных лет. Название машины «Победой» стало глубоко символичным.