29 июня 2021

Кондиционер для Жигулей. Как он выглядит и почему не стал популярным

 Как-то  не ассоциируется советский автомобиль с таким важным и нужным  устройством как кондиционер. Его устанавливали разве что на лимузины  «Чайка» и «ЗИЛ», понятно, верхушке компартии комфорт нравился не меньше,  чем любым капиталистам «загнивающего запада». 

358988_800.jpg

В  остальных же советских машинах, даже номенклатурных «Волгах» черного  цвета (в летнюю жару они грелись как духовка) кондиционер не  предусматривался в принципе. Из климатических устройств был лишь  простенький отопитель. Поэтому даже само словосочетание «Жигули» с  кондеем звучит как фантастика. Но это – реальность. Хоть и  малоизвестная.

359250_800.jpg

Сразу  говорю, речь идет о фабричном изделии, а не самоделках, собранных из  компрессора от «Матиза», трубок и шланг с ближайших разборок, и  охладителя от холодильника. Ничего против таких решений не имею, но нам  ведь интересны заводские аппараты. Пришлось изрядно постараться, что бы  найти его в комплектном виде.

359570_800.jpg

Кондиционер  называется «Прохлада» и представляет собой готовый установочный  комплект на автомобиль. Подразумевается установка на вазовскую классику  (кронштейн крепления шел в комплекте), но в целом, можно хоть на Москвич  поставить.

359856_800.jpg

Выпускали  эту штуку в Запорожской области, на Вильнянском заводе им. Шевченко.  Конкретно этот комплект сделан уже после распада СССР, в 1992 году, но,  насколько мне известно, выпуск был налажен еще в конце 1980-х, так, что  эта разработка еще советских времен.

359968_800.jpg

Саму  концепцию охладительного блока, мне кажется, подсмотрели у американцев.  Там подобные комплекты выпускали еще с 1960-х, ими можно было оснастить  любую машину, их часто ставили в пикапы и грузовички. В начале  восьмидесятых японцы тоже стали делать подобные системы для старых  машин. 

360376_800.jpg

Как  видите, здесь нет никакой электроники, всё примитивно просто, как в  старом оконном блоке-кондиционере, которыми до появления сплит систем  были утыканы окна разных контор. БК-1500, я такие еще застал. 

Всё  сделано по такому же принципу – компрессор прокачивает фреон через  конденсатор (то, что мы называем радиатором), далее – фильтр осушитель и  испаритель. И так по кругу. Главное все трубки герметично соединить,  аккуратно устанавливая эту систему.

360670_800.jpg

Почему  же она не получила распространения? Наверное, причин тут несколько, но  основные, на мой взгляд, две. Высокая цена комплекта, вместе с его малой  распространенностью и сложностью самостоятельного монтажа,  дополнительный отбор мощности и так не самого мощного мотора. 

360781_original.jpg

Двигатель грелся и бензина расходовал в среднем на 40% больше, что как бы, многовато.

Насколько  я знаю, было еще очень похожий девайс японского производства, не помню  уже какой именно фирмы. Однажды его увидел, вот прям один в один  выглядит. Говорят, он был экономичнее и эффективнее. Oldtimer