Как-то не ассоциируется советский автомобиль с таким важным и нужным устройством как кондиционер. Его устанавливали разве что на лимузины «Чайка» и «ЗИЛ», понятно, верхушке компартии комфорт нравился не меньше, чем любым капиталистам «загнивающего запада».
В остальных же советских машинах, даже номенклатурных «Волгах» черного цвета (в летнюю жару они грелись как духовка) кондиционер не предусматривался в принципе. Из климатических устройств был лишь простенький отопитель. Поэтому даже само словосочетание «Жигули» с кондеем звучит как фантастика. Но это – реальность. Хоть и малоизвестная.
Сразу говорю, речь идет о фабричном изделии, а не самоделках, собранных из компрессора от «Матиза», трубок и шланг с ближайших разборок, и охладителя от холодильника. Ничего против таких решений не имею, но нам ведь интересны заводские аппараты. Пришлось изрядно постараться, что бы найти его в комплектном виде.
Кондиционер называется «Прохлада» и представляет собой готовый установочный комплект на автомобиль. Подразумевается установка на вазовскую классику (кронштейн крепления шел в комплекте), но в целом, можно хоть на Москвич поставить.
Выпускали эту штуку в Запорожской области, на Вильнянском заводе им. Шевченко. Конкретно этот комплект сделан уже после распада СССР, в 1992 году, но, насколько мне известно, выпуск был налажен еще в конце 1980-х, так, что эта разработка еще советских времен.
Саму концепцию охладительного блока, мне кажется, подсмотрели у американцев. Там подобные комплекты выпускали еще с 1960-х, ими можно было оснастить любую машину, их часто ставили в пикапы и грузовички. В начале восьмидесятых японцы тоже стали делать подобные системы для старых машин.
Как видите, здесь нет никакой электроники, всё примитивно просто, как в старом оконном блоке-кондиционере, которыми до появления сплит систем были утыканы окна разных контор. БК-1500, я такие еще застал.
Всё сделано по такому же принципу – компрессор прокачивает фреон через конденсатор (то, что мы называем радиатором), далее – фильтр осушитель и испаритель. И так по кругу. Главное все трубки герметично соединить, аккуратно устанавливая эту систему.
Почему же она не получила распространения? Наверное, причин тут несколько, но основные, на мой взгляд, две. Высокая цена комплекта, вместе с его малой распространенностью и сложностью самостоятельного монтажа, дополнительный отбор мощности и так не самого мощного мотора.
Двигатель грелся и бензина расходовал в среднем на 40% больше, что как бы, многовато.
Насколько я знаю, было еще очень похожий девайс японского производства, не помню уже какой именно фирмы. Однажды его увидел, вот прям один в один выглядит. Говорят, он был экономичнее и эффективнее. Oldtimer