Это была одна из немногих военных машин, задание на производство которой было выдано, как говориться, сверху. Помимо задания была разработана и концепция вездехода, Вермахту нужен был компактный, универсальный вездеход с очень хорошей проходимостью, важной особенностью которого были обе управляемые оси.
Вообще, до недавних пор оснащение еще и задней оси рулевым управлением было не самой простой задачей, снижавшей общую надёжность машины, и сильно усложнявшую её конструкцию. Что уж говорить про середину 1930-х, когда сложностью было сделать внедорожник с колёсной формулой 4Х4. Но, как говориться, партия сказала – надо…
Воплощать задуманное в металле взялись сразу несколько германских авто производителей. Одним из них была фирма Hanomag, у неё был достаточный опыт в производстве как военной техники, так и гражданских вездеходов.
Первые образцы нового Hanomag 20 B были собраны в 1937 году. О массовом конвейерном производстве изначально не шло и речи, потому что каждый отдельный экземпляр требовал индивидуального подхода в сборке и настройках. Впрочем, массовости заказчик и не требовал, акцентируя внимание на надёжности. Но и с этим были проблемы.
Несмотря на очень простой кузов с брезентовым верхом и отсутствие неразрезных мостов (подвеска всех колёс независимая, на пружинах), вес машины превысил 1700 кг, а двигатель при этом был мощностью 50 л.с.
Коробка передач пятиступенчатая, раздатка с понижающим рядом и постоянный привод всех колёс. Никаких усилителей рулевого управления и тормозов (механических, с тросиковым приводом на барабаны всех колёс) не было, поэтому от шофёра требовалась недюжинная сила и выносливость, особенно при езде по бездорожью.
Даже на ровной дороге мотор работал на полной мощности, постоянно грелся и пил бензин как не в себя, 17-18 литров, на просёлках и в полях этот показатель удваивался.
Кузов, как я уже говорил, был без жесткого верха и мог быть трёхдверных двухместным, четырёхдверным на 4 места, и в отдельных версиях для радистов, топографов, разведчиков и т.д. Была даже версия для установки лёгкой зенитки.
Попытки использовать вездеход в песках африканских пустынь провалились сразу, по указанным выше причинам. Двигатель и управляемые ведущие мосты соревновались за первенство – кто же из них сломается первым, поэтому почти все машины оставили в Европе, где вездеходы еще более-менее выживали, особенно если редко сворачивали с асфальта городских улиц или хорошо укатанных сельских грунтовок.
В 1940-м году выпуск Hanomag 20 B был прекращен, а годом позже большую часть машин отправили на Восточный фронт.
Отсутствие дорог, своевременного (весьма непростого) технического обслуживания и зимние морозы добили оставшиеся вездеходы еще в то время, когда немецкая армия активно продвигалась вперед, почти не встречая сопротивления.
До наших дней уцелели по разным данным около десятка экземпляров этого сложного и ненадёжного внедорожника, о котором, к слову, сами немцы не очень-то любят вспоминать. Oldtimer