В нынешнем году у бронепоездов юбилей. Ровно 160 лет назад, в начале американской гражданской войны в Филадельфии был построен первый в мире броневагон под названиием “Рельсовый монитор” (Railroad Monitor).
Согласно книге американского историка Эдвина Александера Civil War Railroads & Models, он предназначался не для фронта, а для патрулирования тыловых железных дорог в районе Балтимора с целью предотвращения диверсий. Стимулом к его строительству стали действия партизан-конфедератов, которые сожгли несколько деревянных железнодорожных мостов.
Правда, не совсем понятно, зачем в “антитеррористический” броневагон воткнули старую 12-фунтовую дульнозарядную пушку “Наполеон”. Возможно, просто для острастки. Вагон имел железную противопульную броню.
Вскоре у федералов появился второй “Монитор”, вооруженный двумя “Наполеонами”, направленными в разные стороны. Этот броневагон также служил для защиты железнодорожных объектов от диверсантов.
.
.
Третий “Монитор”, на котором стояли уже три пушки, северяне, наконец, решились отправить на фронт и послать в бой. Однако решение оказалось неудачным. В первом же сражении у Милл Фолк 1 августа 1864 года меткий пушечный выстрел конфедератов сразу вывел из строя паровоз и парализовал состав. Затем еще один снаряд пробил борт броневагона, убив нескольких солдат.
Уцелевшие члены команды, убедившись, что тонкая броня не защищает от артиллерии, выскочили из вагона и бросились бежать. Честь первой в истории победы над бронепоездом принадлежит наводчику легкой полевой артбатареи южан Джорджу Мак Элви, а северяне больше не пытались применять бронепоезда в регулярном бою.
.
Надо заметить, что “Мониторы” не являлись бронепоездами в полном смысле слова, поскольку у них не были забронированы паровозы. Возможно, их создатели считали, что толстое котельное железо само по себе служит достаточной защитой от безоболочечных свинцовых пуль тогдашних ружей. Однако риск, которому подвергались машинист и кочегар, нельзя назвать оправданным.
У южан первая блиндированная железнодорожная установка была построена в Ричмонде по предложению командующего артиллерией конфедератов генерала Горджеса летом 1862 года. Автор проекта – лейтенант Джон Брукс. Установка получила название Lady Merrimac (согласно другому источнику, Dry Land Merrimac).
Она была вооружена 32-фунтовым дульнозарядным морским орудием. Защиту спереди обеспечивал наклонный щит из толстых досок, к которому были прикреплены отрезки рельсов. Сзади и с боков защита отсутствовала. Расчет орудия составляли 13 человек, масса установки – 26 тонн.
.
.
В дальнейшем конфедераты построили еще, несколько подобных установок. По крайней мере, одна из них имела полную защиту из деревянных брусьев, усиленных коваными железными полосами. Как видно на рисунке, вражеские пули и осколки снарядов оставляли на них лишь неглубокие вмятины. Но почему американцы так и не додумались до бронировки паровоза, я понять не могу.
Более широкое распространение в армии Юга получили “броневагоны”, блиндированные тюками с прессованным хлопком. Эта “броня” была наиболее дешевой и доступной в Диксиленде, но она обеспечивала защиту лишь от гладкоствольных ружей и винтовочных пуль на излете, а от снарядов и ядер – совершенно не спасала.
Северяне, познакомившись с “Леди Мерримак” позаимствовали идею и сделали две собственных аналогичных орудийных платформы, но – гораздо более мощных и лучше защищенных. Их орудия и расчеты имели прикрытие не только спереди, но и с боков. Внизу – две фотографии и чертеж одной из них.
Это 60-фунтовое нарезное орудие Пэррота, установленное на 14-колесном шасси и блиндированное трехслойными щитами из деревянных брусьев максимальной толщиной, судя по фото, около полуметра. Такая защита удерживала не только пули, но и ядра небольшого калибра на дальних дистанциях. Данная установка, которую с определенной натяжкой можно назвать броневагоном, использовалась северянами на заключительном этапе войны в боях под Петербургом и Ричмондом.
В заголовке приведен рисунок солдата федеральной армии Роберта Снедена, на котором он по памяти изобразил атаку бронепоезда конфедератов под перекрестным ружейным огнем северян. За орудийной бронеплощадкой следуют платформы со стрелками, блиндированные тюками с хлопком. Паровоз же снова не имеет никакой защиты. В общем, можно констатировать, что люди, решившиеся на такую атаку, были отчаянными парнями…
Теперь о бронепоездах Парижской коммуны.
Помимо речных броненосцев, парижские коммунары использовали рельсовые, также доставшиеся им от прежнего режима. К концу 1860-х годов французские военные знали о первых попытках применения бронепоездов на фронтах американской гражданской войны и сделали из этой информации правильные выводы.
Уже в 1869 году был построен первый французский, да и вообще первый европейский бронепоезд, представлявший собой три двухосных броневагона в составе личного эшелона императора Наполеона-III. Они предназначались для укрытия августейшей особы и ее свиты в случае обстрела противником или нападения террористов. Луи Бонапарт к тому времени уже пережил несколько покушений, в него стреляли и кидали бомбу, так что, предосторожность была далеко не лишней.
По некоторым данным, бронепоезд без затей назвали “Наполеон-III” по имени его владельца. Из-за болезненной секретности, которой всегда страдали французы, сохранился только один не очень качественный фотоснимок “имперских” броневагонов:
На нем видно видно, что это это совсем маленькие “будки” на колесах со скошенными углами и дверями в торцах. Вагоны обеспечивали стрельбу из ружей через окна-амбразуры, которые закрывались поворотными броневыми заслонками. Технической документации по ним пока не найдено, но, судя по размерам заклепок, броня у них была довольно толстая. Возможно, она держала не только пули, но и снаряды легких полевых пушек.
Во время Франко-прусской войны император почему-то не воспользовался новинкой и отправился на фронт без нее. Броневагоны оставались в Париже, а после начала гражданской войны комунары решили использовать попавшее к ним в руки “вундерваффе” против версальцев.
На гравюре из английского журнала “Лондон иллюстрейтед ньюс”, согласно подрисуночной подписи, изображена атака коммунаров при поддержке бронепоезда “Наполеон-III”. Впрочем, можно предположить, что эти люди, люто ненавидевшие свергнутого монарха, наверняка переименовали состав.
“Наполеон-III”, конечно, представляет определенный историко-технический интерес, но гораздо более любопытен, на мой взгляд, другой французский бронепоезд, безусловно, ставший этапным явлением в развитии военной техники. Этот бронепоезд, спроектированный инженером Станиславом Дюпуи де Ломом и названный “Орлеан”, предвосхитил развитие рельсовой бронетехники не только в девятнадцатом, но и в двадцатом веке. В нем впервые было воплощено то, что в дальнейшем считалось общепринятым и очевидным, – бронированный локомотив и поворотные орудийные башни.
Бронепоезд был построен в в Париже, предположительно, 1870 году, но, поскольку немцы так и не решились штурмовать город, в бой он вступил против французов во время кровавой разборки между коммунарами и версальцами. Он не сыграл заметной роли в судьбе Франции, но остался в истории как очень интересный, хотя и почти неизвестный технический артефакт.
“Орлеан” в бою. Обратите внимание, что он движется по двум параллельным рельсовым путям, а его орудийные платформы скреплены бортами. Такая оригинальная схема не встречалась более нигде, кроме сверхтяжелых железнодорожных орудий вроде германской “Доры”. В данном же случае подобную компоновку состава можно объяснить желанием обеспечить обоим броневагонам возможность вести курсовой огонь.
На заставке – еще одно изображение бронепоезда Дюпуи да Лома, ведущего на берегу Сены перестрелку с версальцами, занимающими позиции на противоположной стороне реки.
Чертеж первого в мире бронепаровоза Дюпуи де Лома. В отличие от локомотивов более поздних бронепоездов он одновременно являлся боевым броневагоном с амбразурами для стрельбы. Его защита состояла из толстых деревянных брусьев, обшитых снаружи железными листами.
Пушечный вагон бронепоезда “Орлеан”. На чертежах хорошо видно, что его верхняя часть представляла собой цельноповоротную броневую башню с ручным приводом, опирающуюся на центральный штырь и кольцевой погон. Блиндирование, как и на паровозе, состояло из деревянных брусьев с железной обшивкой на заклепках или на болтах. Такая броня обеспечивала защиту от огня стрелкового оружия и легких полевых пушек.
Вооружение броневагона – 160-миллиметровое дульнозарядное морское орудие Дальгрена.
С 15 апреля по 22 мая 1871 года бронепоезд занимал боевые позиции в районе уже знакомого нам по предыдущей заметке виадука Пойнт де Жур. Оттуда он вел огонь по “белогвардейцам” совместно с броненосными плавбатареями и канонеркой “Либерте”. Когда версальцы обошли бронепоезд с тыла, отрезав ему пути отхода, команда взорвала его на оставшихся боеприпасах.
И в заключение – еще один чертеж, найденный на просторах инета. В соответствии с подписью, на нем изображены блиндированные вагоны коммунаров. Видно, что их “броня” состояла из толстых деревянных брусьев, которые могли защитить, разве что, от от мелких осколков и пуль на излете. На левой бронеплатформе установлена вращающаяся деревянная башня округлой формы, возможно, накрытая броневым куполом.
Ничего больше про эти вагоны я сказать не могу, так как никакой другой информации отыскать не удалось. Неизвестно даже – были ли они построены. Также возможно, что это предварительный проект броневагонов Дюпуи де Лома.