Давненько я о тракторах что-то не рассказывал, а тут повод как раз появился. Перебирая фото интересной техники, которые я сохранял в разное время, увидел снимок интересного трактора. Внешне он похож на Т-125, малоизвестный колёсный трактор Харьковского завода, но, как видите, он на гусеничном ходу.
фото З.Э.Забелышинский из архива ХТЗ
Производство колёсных Т-125 началось в начале шестидесятых. В те времена в отраслевых министерствах еще не было четкого понимания, что в поле лучше – колесо или гусеница. Консерваторы, так сказать, придерживались мнения что для тяжелых пропашных работ пригодны только гусеничные тракторы, а колёсные – это такое, для садов всяких и работы на овощных полях.
Колёсный трактор Т-125
Инженеры – новаторы в свою очередь настаивали, что колёсная техника ничуть не хуже может справляться с тяжелой работой в поле, чем гусеничная. Механизаторы и аграрии тоже разделились на два лагеря, но большая часть специалистов всё же пришла к мнению о необходимости обоих видов техники. Поэтому, вскоре после начала малосерийного производства Т-125 на ХТЗ разработали его гусеничную версию третьего тягового класса, получившую название ДТ-125.
фото З.Э.Забелышинский из архива ХТЗ
Несмотря на внешнюю схожесть машин, отличий здесь масса. Раму пришлось сделать новую, так как у колёсного собрата она состоит из двух половин. Двигатель остался тот же, шестицилиндровый алтайский дизель АМ 03 мощностью 130 л.с. ,но изменилась трансмиссия и системы управления. Раздатку убрали, конструкцию заднего моста изменили, адаптировав его под гусеничный ход, изменили передаточные числа КПП. Всего было 8 скоростей.
Масштабная модель трактора ДТ-125
ДТ-125 успешно прошел испытания, но в массовое производство он не пошел. К слову, колёсная версия тоже не стала массовой, но большинство конструкционных решений, на них отработанных, испытанных и хорошо себя показавших легли в основу самого массового харьковского трактора Т-150, который выпускали с колёсной и гусеничной версиях. Oldtimer