Подвиг экипажа подводной лодки «Щ-408». Художник И. Родионов
В мае 1941 года героически погибла советская подводная лодка Щ-408, прозванная «Балтийским Варягом». Как и в случае с крейсером «Варяг», экипаж подводной лодки до последнего бился с превосходящими силами противника в надводном положении, а когда ситуация стала критической, то задраив люки лодка ушла под воду, где субмарина и затонула.
Во время Великой Отечественной войны, 7 мая 43-го года, подлодка Щ-408 под командованием капитан-лейтенанта Павла Семеновича Кузьмина отправилась из Кронштадта в поход, ставший для нее роковым.
Неудачи постигли субмарину с самого начала, что фактически и привело в дальнейшем к ее гибели.
С 7 по 10 мая Щ-408 пыталась пройти расставленные немцами минные заграждения и сети. В ходе этих попыток на субмарине был практически полностью истрачен запас воздуха, а аккумуляторы сели и требовали подзарядки.
Для устранения возникших проблем подводная лодка всплыла. К несчастью, подводники не знали, что их уже отследили немцы, хотя у них и выбора особого не было.
Как только Щ-408 всплыла, немецкие сторожевые катера тут же набросились на нее. Противников было сильно больше, а уйти обратно под воду субмарина уже не могла, поэтому Кузьмин приказал принять бой на палубе.
Вместе с этим, командир отправил донесение в штаб флота и запросил срочной помощи.
Щ-408, пыталась отстреливаться в течение 2 часов. При этом экипаж нес потери как в раненых, так и в убитых. Кроме того, и сама субмарина получила несколько серьезных попаданий от немецких кораблей.
Фотографии нескольких членов экипажа Щ-408. Наверху - командир корабля, Павел Семенович Кузьмин
Параллельно с боем, советские матросы пытались ускоренными темпами зарядить аккумуляторные батареи субмарины. Подлодка оказывала столь яростное сопротивление, что уничтожила 2 немецких катера, повредила еще 1, а также нанесла серьезный урон финскому катеру.
Но даже несмотря на это, упрямый враг не отступал и подбирался все ближе.
Когда ситуация стала складываться совсем плохо, командир субмарины Кузьмин дал приказ о погружении, но было уже поздно. Едва она скрылась под водой, как на нее были сброшены 2 глубинные бомбы.
Очевидцы сообщили, что практически тут же всплыли масляные пятна и некоторое количество обломков, что может говорить об уничтожении Щ-408.
Как выяснилось уже в наши дни, все было немного иначе. По координатам гибели подлодки, полученным российскими специалистами от финнов, Щ-408 найти не удалось.
Зато ее нашли примерно в 2 километрах от места боя.
Примечательно, что глубинные бомбы не нанесли ей серьезных повреждений, и тот факт, что она ушла от сражения на 2 километра, говорит о ее гибели по другим причинам.
Возможно, аккумуляторные батареи так и не успели зарядиться, и из-за этого лодка легла на дно навсегда. Сколько после трагедии прожили моряки под водой – не известно, но смерть их была страшной.
В 2016 году субмарина Щ-408 была обнаружена на дне моря.
А что помощь, запрошенная Павлом Кузьминым? Ее отправили, но и тут все получилось крайне неудачно.
На группу самолетов напали немецкие истребители, одну ее часть связали боем, а вторая просто не смогла обнаружить место боя и вернулась на базу ни с чем. При этом в воздушном бою было сбито 4 советских самолета.
Интересный факт данной истории еще и вот в чем: никаких советских наград капитан-лейтенант Кузьмин за свой подвиг не получил.
Зато совершенно неожиданно британский король Георг VI присвоил герою звание почетного офицера Британской империи V степени и знак отличия к нему.