29 июня 2021

Провал «келейного переворота»

29 июня 1957 года на заключительном заседании внеочередного Пленума ЦК КПСС было принято Постановление об отстранении от власти «антипартийной группы», выступившей за отставку первого секретаря ЦК Никиты Хрущева.  

Никита Хрущев Никита Хрущев

Членами «антипартийной группы» были объявлены: члены ЦК КПСС Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович, Георгий Маленков; кандидат в члены Президиума ЦК Дмитрий Шепилов; председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов; председатель Совета министров СССР Николай Булганин; зампредседателя Совмина СССР Михаил Первухин; член Президиума ЦК КПСС Максим Сабуров. Попыткой «келейного переворота» их выступление назвал министр обороны СССР Георгий Жуков, который в событиях тех дней принимал активное и во многом судьбоносное участие.  

226400_800.jpg
«Незадолго до этого, 18 июня 1957 года, на заседании Президиума ЦК Хрущев был обвинен коллегами по Президиуму ЦК в волюнтаризме и создании нового культа личности. Атаку против него начал Маленков, которого поддержали другие члены Президиума ЦК КПСС: Молотов, Каганович, Булганин, Ворошилов, Первухин и Сабуров. Они обвинили Хрущева во многих политических ошибках, в нарушении коллективного руководства и в культе собственной личности. Семью голосами против четырех Хрущев был смещен с поста первого секретаря. Его поддержали только Микоян, Суслов и Кириченко (ранее работавший с Хрущевым на Украине).
Потерпев поражение на заседании Президиума, Хрущев и его сторонники потребовали созыва более высокой партийной инстанции – Пленума ЦК КПСС. Осознав, что руководители армии и КГБ на стороне Хрущева, его противники вынуждены были согласиться созвать Пленум ЦК КПСС. С этого момента они были обречены. Жуков и Серов, возглавлявший КГБ, срочно организовали доставку членов Центрального Комитета в Москву военными самолетами, и 22 июня открылся Пленум ЦК КПСС. Первым выступил Жуков, который предъявил Маленкову, Молотову и Кагановичу убийственные документы, уличавшие их в том, что они вместе со Сталиным организовывали массовые репрессии»,  

- позже вспоминал о событиях тех дней профессор МГУ Владислав Смирнов (кн. В.П. Смирнова «От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи»).  

«Товарищи Маленков, Каганович и Молотов упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил Центральный Комитет и вся наша партия по ликвидации последствий культа личности. (…) Как теперь установлено, товарищи Маленков, Каганович и Молотов несут персональную ответственность за необоснованные массовые репрессии в отношении партийных, советских, хозяйственных, военных и комсомольских кадров... Они рассчитывали путём захвата ключевых позиций в партии и государстве скрыть следы своих прошлых преступных действий»,  

- говорилось в Постановлении «Об антипартийной группе…».  

Если бы подобное постановление вышло за несколько лет до этого, то всех, на кого оно распространялось, ждало бы неминуемое физическое уничтожение, но изменились времена, изменились и нравы…  

Как сообщает профессор МГУ Владислав Смирнов в кн. «От Сталина до Ельцина: автопортрет на фоне эпохи», членам «антипартийной группы», опасавшимся скорой расправы, пришлось только признавать ошибки, отмечать «большие заслуги тов. Хрущева», заверять, что они одобряют «ленинскую политику» руководимой Хрущевым партии:  

«По свидетельству Хрущева, после окончания Пленума Каганович позвонил ему и сказал: «Товарищ Хрущев, я тебя знаю много лет. Прошу не допустить того, чтобы со мной поступили так, как расправлялись с людьми при Сталине». Я тоже ожидал, что по примеру прошлых лет и совсем недавнего устранения Берии над членами «антипартийной группы» организуют очередной судебный процесс, который завершится их расстрелом, но, к счастью, ошибся. Молотова, Маленкова, Кагановича и Шепилова только сняли со всех постов, исключили из ЦК КПСС (а потом и из партии), но оставили в живых, не арестовали и даже разрешили работать. Молотова отправили послом в далекую Монголию, Маленкова – директором электростанции в Казахстане, Кагановича – директором химического комбината на Урале – подальше от столицы. Об участии в «антипартийной группе» других членов Президиума ЦК КПСС – Ворошилова, Булганина, Первухина и Сабурова – долго не упоминали, скрывая, что против Хрущева выступило большинство членов Президиума. Булганина без всякой огласки послали руководить Ставропольским совнархозом, лишили звания маршала и в 1960 г. отправили на пенсию. Ворошилов еще несколько лет оставался председателем Президиума Верховного Совета СССР, но потерял всякое влияние. Первухин и Сабуров остались на министерских постах. Шепилова, которого остряки называли человеком с самой длинной фамилией («примкнувший к ним Шепилов»), перевели на «низовую работу» в историческом архиве».