КОМАНДИРЫ ТОРПЕДНЫХ ПОДЛОДОК
Подводная лодка – оружие коллективное. Ее успех или неудача, как и жизнь или смерть, зависят от каждого члена экипажа. Лишь только слаженные и умелые действия всех моряков – штурманов, рулевых, торпедистов, дизелистов, электриков, радистов, акустиков, сигнальщиков, даже кока – могут привести корабль к победе и успешному возвращению на свою базу. Но «главную скрипку» на корабле играет все же его командир – от него зависят и обученность каждого офицера и матроса, и слаженность действий команды, и точность торпедного залпа: именно командир стоит у перископа, наводя подлодку на цель. Ведь недаром на флоте называют командира «первым после Бога». Вот самым результативным из этих «первых» и посвящена данная статья. Вот самым результативным из этих «первых» и посвящена данная статья (здесь даны рекордсмены советского ВМФ по сверке их заявок с реальными потерями врага по немецким архивным документам).
МАРИНЕСКО Александр Иванович (БФ; пл М-96, С-13)
1-е место по потопленному тоннажу (40.144 брт)
1-е место по потопленному тоннажу (40.144 брт)
Александр Иванович Маринеско (1913-1963) был направлен в 1933 г. по комсомольскому призыву в ВМФ из гражданского флота. Начало Великой Отечественной войны он встретил в должности командира малой подводной лодки М-96 Балтийского флота, которой руководил с 1940 по март 1943. В апреле 1943 Маринеско был назначен командиром балтийской средней подлодки С-13 и оставался в этой должности до конца войны. В 1941-1945 гг. он совершил 6 боевых походов: 2 на М-96 и 3 – на С-13; провел 5 торпедных атак. По докладам Маринеско ему официально было засчитано уничтожение 4 целей: 1 транспорт – торпедами на М-96, 2 транспорта – торпедами на С-13 и 1 транспорт – артиллерией на С-13. В реальности (согласно немецким документам) на счету Маринеско только 2 жертвы. Торпедный залп с М-96 был промахом (за попадание подводники приняли взрыв немецкой глубинной бомбы), а оставленный подлодкой «тонуть» после обстрела артиллерией с С-13 горящий траулер был немцами спасен и восстановлен. Тем не менее, два потопленных зимой 1945 г. крупных транспорта сделали Маринеско рекордсменом советского флота по уничтоженному тоннажу: в общей сложности 40.144 брт (25.484 брт транспорт «Вильгельм Густлоф» и 14.660 брт - транспорт «Штойбен»).
Несмотря на занимаемые в ВМФ командные должности Маринеско отличался недисциплинированностью; не раз получал взыскания за пьянство и даже был наказан за организацию в дивизионе азартных карточных игр. Соответственно, и экипаж его лодки так же отличался дебошами при увольнении на берег. В результате Маринеско едва не попал под трибунал, от которого его спасло только потопление «Густлофа». Понятно, что такое поведение отразилось на награждениях подводника – несмотря на рекордный счет Маринеско, он при жизни так и не получил звания Героя Советского Союза. Лишь 5 мая 1990 года после многочисленных ходатайств общественных организаций и ветеранов ВМФ А.И. Маринеско был все же удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
ВЛАСОВ Владимир Яковлевич (ЧФ, пл Щ-214)
1-е место по количеству уничтоженных целей (6 транспортов на 3.944 брт)
1-е место по количеству уничтоженных целей (6 транспортов на 3.944 брт)
Владимир Яковлевич Власов (1905-1942) начал службу в ВМФ в 1929 г.; на подводных лодках - с 1935. К 1939 дослужился до должности командира подлодки; в начале Великой Отечественной войны в звании капитан-лейтенанта руководил средней подводной лодкой Щ-214 Черноморского флота. В начале мая 1942 г. награжден орденом Красного Знамени и произведен в капитаны 3-го ранга.
За 1941-1942 гг. совершил 4 боевых похода и 1 транспортный (в осажденный Севастополь); провел 2 торпедные, 3 артиллерийские и 3 абордажные атаки. Потопил 1 танкер на 3.336 брт (торпедой - 5.11.1941) и 5 шхун общим водоизмещением 608 брт (артиллерией и подрывными патронами). Все 6 побед одержаны на Щ-214; по количеству реальных потоплений подлодка Щ-214 и ее командир В.Я. Власов являются рекордсменами советского ВМФ (правда, так как большинство уничтоженных судов были малоразмерными шхунами, общий утопленный тоннаж относительно невелик – всего 3.944 брт).
Капитан 3-го ранга В.Я. Власов и его подлодка погибли в ночь с 19 на 20.06.1942 – Щ-214 потоплена итальянским торпедным катером.
Орден Красного Знамени, которого Власов был удостоен в мае 1942, остался единственной наградой одного из самых успешных командиров советского подплава. И его лодка, хоть и стала самой результативной по количеству реально потопленных целей, никаких почетных званий не получила - вероятно потому, что Щ-214 и ее командир погибли еще в начальный, самый тяжелый период войны, когда командованию было не до награждений отличившихся…
ЩЕДРИН Григорий Иванович (СФ, пл С-56)
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделил с С.П. Лисиным)
2 транспорта на 6.174 брт + 2 боевых корабля = 4 уничтоженные цели
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделил с С.П. Лисиным)
2 транспорта на 6.174 брт + 2 боевых корабля = 4 уничтоженные цели
Григорий Иванович Щедрин (1912-1995) был направлен в ВМФ в 1934 г. по комсомольскому призыву из гражданского флота. Начало Великой Отечественной войны капитан-лейтенант Щедрин встретил на Тихом океане в должности командира средней подводной лодки С-56. В октябре 1942 – марте 1943 С-56 под его командованием совершила переход через Тихий и Атлантический океаны на Север (из Владивостока в Полярный через Панамский канал - за 2.220 ходовых часов пройдено 17 тыс. миль). В составе Северного флота Щедрин на С-56 совершил еще 7 боевых походов (125 суток в море), и провел 12 торпедных атак. В результате этих атак он заявил о потоплении 11 и повреждении 2 целей; на самом деле (по немецким документам) С-56 потопила 4 цели: 2 транспорта (6.174 брт) и 2 боевых корабля (тральщик и сторожевик). Тем не менее, это – один из лучших результатов в советском подводном флоте. Лодка С-56 была удостоена званий «Гвардейская» и «Краснознаменная»; Григорий Иванович Щедрин за успехи в борьбе с противником был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден рядом орденов. После войны адмирал Щедрин занимал командные должности на Балтийском, а затем на Тихоокеанском флоте. Его подлодка С-56 установлена на Корабельной набережной Владивостока как корабль-памятник.
ЛИСИН Сергей Прокофьевич (БФ, пл С-7)
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделил с Г.И. Щедриным)
Потоплено 4 цели (9.164 брт)
2-е место по количеству уничтоженных целей (разделил с Г.И. Щедриным)
Потоплено 4 цели (9.164 брт)
Сергей Прокофьевич Лисин (1909-1992) был направлен в ВМФ в 1931 г с комсомольской работы. В 1938 г Лисин в качестве добровольца принял участие в гражданской войне в Испании; сражался в должности помощника командира республиканской подлодки. Начало Великой Отечественной войны встретил на Балтике в должности командира средней подлодки С-7. В 1941-1942 Лисин совершил на этой лоден 5 боевых походов, провел 19 торпедных и 1 артиллерийскую атаку. Лисин заявил о потоплении торпедами и артиллерией 4-х целей; еще 1 судно было объявлено поврежденным. Все заявки при сверке с архивными документами немцев оказались реальными. С-7 действительно потопила торпедами 3 транспорта и артиллерией еще 1 (общий тоннаж 9.164 брт); а так же повредила еще одно судно. Хотя по количеству реально уничтоженных целей С-7 оказалась на верхних ступенях рейтинга среди советских подлодок, субмарина не была удостоена никаких почетных званий. Однако сам Лисин за боевые успехи был представлен в 1942 к званию Героя Советского Союза, а весь его экипаж был отмечен правительственными наградами.
Подлодка С-7 погибла вечером 21.10.1942. Лодка находилась в надводном положении для подзарядки аккумуляторов, когда ее обнаружила и торпедирована финская субмарина «Весихииси». Четыре человека, находившиеся на мостике (в т.ч. командир лодки) были сброшены взрывом в море, и спасены противником. С этого момента и до выхода Финляндии из войны в октябре 1944 года С.П. Лисин находился в плену. При возвращении из плена он прошел спецпроверку в НКВД, после чего был восстановлен в звании и наградах. После войны капитан 1 ранга Лисин преподавал в военно-морских училищах и Высших офицерских классах подводного плавания.
КОМАНДИРЫ ПОДВОДНЫХ МИННЫХ ЗАГРАДИТЕЛЕЙ
Как уже говорилось в предыдущих статьях о советских подводных лодках, ущерб, нанесенный противнику выставленными с подлодок плавучими минами, обычно не суммируется с ущербом, нанесенным врагу в прямых боевых столкновениях торпедами и артиллерией. Причина - в обилии минных постановок в одних и тех же районах не только с подводных заградителей, но и с надводных кораблей, и с самолетов. Соответственно, уверенно утверждать, что то или иное судно подорвалось именно на мине, выставленной лодкой, просто невозможно. Поэтому победы при помощи минного оружия выделяются в категорию только предположительных. Тем не менее, потери врага от минного оружия были достаточно ощутимыми, и потому есть смысл назвать здесь имена лучших командиров подводных минзагов.
АВГУСТИНОВИЧ Михаил Петрович (СФ, пл К-1)
1-е место среди минзагов по количеству предположительно потопленных целей и тоннажу
Вероятно 7 потопленных целей (15.947 брт)
1-е место среди минзагов по количеству предположительно потопленных целей и тоннажу
Вероятно 7 потопленных целей (15.947 брт)
Михаил Петрович Августинович (1912-1984) вступил в ВМФ в 1930 г.; на подводных лодках служил с 1933 года. Начало Великой Отечественной войны встретил на Северном флоте в должности начальника штаба бригады подлодок, но уже в июле 1941 принял командование над большой подводной лодкой К-1. Совершил на ней 13 боевых походов (172 суток в море), провел 1 торпедную атаку и 8 минных постановок (выставлено 146 мин). Торпедная атака была безрезультатной; но в районах минных полей с К-1 погибли 5 транспортов (15.947 брт) и 2 боевых корабля противника. Весной 1943 Августиновича перевели на штабную работу, а весной 1944 он возглавил 1-й дивизион бригады подлодок СФ. За боевую результативность Михаил Петрович был отмечен в годы войны пятью орденами. После войны адмирал Августинович руководил различными соединениями ВМФ.
МОГИЛЕВСКИЙ Сергей Сергеевич (БФ, пл Л-21)
2-е место среди минзагов по количеству предположительно потопленных целей
2 торпедами + предположительно 4 на минах
2-е место среди минзагов по количеству предположительно потопленных целей
2 торпедами + предположительно 4 на минах
Сергей Сергеевич Могилевский (1909-1986) служил в ВМФ с 1931 г. В 1939 г участвовал в советско-финской «Зимней» войне как командир подводного минного заградителя Л-1 (совершил 2 минные постановки). Начало Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич встретил работником штаба Балтийского флота. В октябре 1941 Могилевский принял командование над подводным минным заградителем Л-21, которым и руководил до конца войны. За это время совершил 3 боевых похода, провел 8 торпедных атак (выпущены 23 торпеды) и 2 минные постановки (выставлено 36 мин). Торпедными ударами Л-21 были потоплены 1 транспорт (563 брт) и СКР. В районах минных постановок с Л-21 у противника погибли 1 транспорт (1.837 брт) и 3 боевых корабля (2 миноносца и подлодка); еще 1 транспорт и СКР получили при подрывах повреждения.
За боевую деятельность Сергей Сергеевич был награжден в 1940 орденом, а в ходе Великой Отечественной войны - еще тремя орденами. После войны капитан 1 ранга Могилевский руководил дивизионом подлодок.