Поговорка о красоте, требующей жертв, находит подтверждения на каждом шагу, чудачества моды всегда вынуждали франтов затрачивать невероятные усилия ради того, чтобы выглядеть в тренде.
Вот, казалось бы, и так непростые прически 18 века еще и требовали, чтобы парик был напудрен, а это была отдельная, непростая и, сказать прямо, неопрятная процедура.
Парики вошли в моду во время правления короля-солнца Людовика XIV, в конце 17 века. Считается, что сам король первый и начал носить парик, чтобы скрыть свое облысение. А в век, когда болезни, гигиена и образ жизни пагубно сказывались на волосах, знать быстро оценила все преимущества парика.
Король Людовик XIV: мода на светлые парики пришла не сразу
А примерно с 1710-х парики начали еще и пудрить. В качестве пудры использовали тончайше перемолотую пшеничную муку или рисовый крахмал, с парфюмерными, а позже и цветовыми добавками.
Для того, чтобы напудрить парик, требовалось до килограмма пудры – для этой процедуры в доме приходилось организовывать специальное помещение, чтобы с усилием распыляемый над головой тонкий порошок не разлетался по комнатам.
Лицо закрывали маской, одежду защищали специальными халатами-хламидами или садились в шкаф, из которого торчала только голова в парике. Напудренный парик, конечно, осыпался пудрой на все вокруг, поэтому для свеженапудренного парика даже использовали чехол, который снимали непосредственно перед придворным мероприятием или торжеством.
Эта странная и сложная мода возникла из самого обычного желания казаться богаче и знатнее, чем на самом деле. Когда в моду вошли парики, их делали из разнообразных материалов, в том числе из пакли и шерсти, но самыми дорогими, конечно, были парики из настоящих волос.
Емкости из рога и слоновой кости для хранения и распыления пудры
И престижнейшим был парик из волос светлых, чем светлее, тем реже такие попадались, и тем дороже стоили. Лучшие белокурые локоны для париков завозили из Фландрии, и спрос не успевал за предложением, так что французский король даже принял особый указ, разрешающий белый парик только членам королевского дома.
Но аристократы быстро вышли из положения – они начали пудрить свои темные парики, причем именно огромным количеством пудры, так, что темный парик становился совсем белым.
Вообще, сам прием пудрить парики пошел от актеров на французской ярмарке, которые пудрили волосы для ролей аристократов и придворных. Прием был подхвачен придворными парикмахерами, и это неожиданно оказалось очень устойчивой модной тенденцией, продержавшейся почти 80 лет.
Через некоторое время придумали цветную пудру, дамы эпохи рококо пудрили парички пудрой пастельных тонов. Потом заметили, что пудра коричнево-красноватых оттенков будто бы улучшает цвет лица – и был период моды на темные пудры.
Во второй половине 17 века дамы носили парики, напудренные пудрой голубых, сиреневых и розовых тонов
Мода пудрить прически ушла после драматических событий конца 18 века – в первую очередь Французской революции. Носить парики стало опасно, аристократы не решались выделяться из толпы и боялись провоцировать революционные массы своими старорежимными париками.
Кроме того, в 1790-е годы и в Англии и во Франции был продовольственный кризис и нехватка хлеба, а расход пшеницы на пудру для париков вовсе не был незначительным. Например, подсчитано, что в девятимиллионной Пруссии на парики уходило почти сто миллионов фунтов пудры в год, при том, что парики носила довольно небольшая часть населения.
А по другую сторону океана тоже происходили перемены – после Американской революции появился общественный запрос на стирание классовых отличий, и первыми жертвами перемен пали все те же парики.
Так что мода на пудру ушла вместе с париками, продержавшись рекордное время для такой вздорной причуды стилистов.