25 июня 2021

Первый по-настоящему великий правитель

Вот так Рамсес II Великий вполне мог выглядеть при жизни уже под старость. Кадр из кинофильма «Фараон». На экране его отдалённый потомок, но тоже Рамессид – Рамcес XII

Великие правители. После Эхнатона, который так и не стал великим во мнении египтян, а совсем даже наоборот – был проклят во веки вечные, первым истинно великим фараоном стал Рамсес II XIX династии, который правил примерно в 1279-1213 годах до н. э. По счёту он был третьим фараоном XIX династии, сыном фараона Сети I и его жены Туйи. И это время, время правления Рамсеса II Великого, стало эпохой дотоле небывалого расцвета Древнего Египта. Сам Рамсес прожил 92 года, правил 67 лет, и прославился тем, что не побоялся выступить против находящихся на пике своего могущества хеттов и лично сражался с ними в битве при Кадеше – одном из самых впечатляющих сражений Древнего мира, где участвовали боевые колесницы и даже… дрессированные львы. Получил почётный титул А-нахту – «Победитель». Причём победителем он был во многих отношениях.

Дверной косяк из храма Рамсеса II. Ок. 1279-1213 до н. э. Эти колоссальные блоки от больших ворот, воздвигнутых в ознаменование одного из юбилеев Рамсеса II. Две сцены подношения расположены одна над другой. В верхней части сцены Рамсес II изображён приносящим жертвы Амону-Ра в форме Камутефа, «Быка его матери», которого отождествляли с богом плодородия Мин. В нижней сцене король молится о подношениях Птах-Татанену, покровителю царского юбилея. На правой стороне написаны имена и титулы Рамсеса II. Внизу дверного косяка Рамсес III, царь двадцатой династии, грубо вырезал свои картуши. Блоки были обнаружены в 1912-1913 годах экспедицией Метрополитен-музея, где они были повторно использованы в фундаменте гигантского храма, построенного Рамсесом IV в долине Асасиф. Строительство было продолжено двумя преемниками Рамсеса IV, но так и не было завершено. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В прошлый раз мы говорили о том, что по-настоящему великий правитель должен позаботиться о преемственности власти и оставить после себя достойного наследника. Так и тут он преуспел. Во всяком случае, на стене храма Сети I в Абидосе сохранились изображения и даже имена 119 детей Рамсеса II, среди которых значатся 59 сыновей и 60 дочерей. Причём список этот неполный. Есть и другие данные: 111 сыновей и 67 дочерей. То есть ему было из кого выбирать себе преемника и кого с выгодой для страны связывать узами династического брака.


Картуши с именем Рамсеса. Карнак


Скарабей, изображающий Рамсеса II, поражающего пленника перед богом Птахом. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Повезло историкам и с тем, что памятников, связанных с его именем, дошло до нашего времени очень много. Есть документы, датируемые каждым годом его правления, хотя по своему характеру они очень неоднородны: есть с надписями храмы и огромные статуи, и есть горшки из-под мёда из Дейр-эль-Медины, на которых также написано имя Рамсеса.


На этом глубоко вырезанном рельефе Рамсеса II он изображён в красной короне Нижнего Египта, сидящим в храме, крыша которого украшена уреями. Это была часть сцены, показывающей, как он празднует один из праздников или юбилеев своего долгого правления. Этот рельеф был найден Флиндерсом Петри в храме, построенном Рамсесом II в Гераклеополисе, в северной части Египта, недалеко от Файюма, и посвящённом местному богу Харсафесу. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

К власти Рамсес II пришёл в 27 день третьего месяца сезона шему (месяц Засухи), когда ему было около двадцати лет. И… началось для него правление с того, что пришлось усмирять восстания в Ханаане и Нубии. Почему-то тамошнее население либо его вожди посчитали, что смена царской власти в Египте – это удобный момент для того, чтобы от него «отложиться», и что молодой фараон почему-то не сможет (или не сумеет) покарать их за этот сепаратизм.

Первый по-настоящему великий правитель…
Глазурованный кирпич с именем Рамсеса. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Сумел, однако, причём только в одной из малонаселённых областей перебил семь тысяч человек, что было с точностью подсчитано по их… отрубленным рукам! Но пока фараон усмирял нубийцев, зачем-то восстали ливийцы (впрочем, они во времена фараонов только тем и занимались, что периодически восставали), но… Рамсес тут же вернулся с юга и тоже их покарал, о чём мы знаем по сохранившемуся изображению его торжества над своими западными соседями.

На второй год правления Рамсеса в его страну вторглись «народы моря» – шерданы. Но тоже какие-то они были «глупые». Приплыли на кораблях и расположились в дельте Нила, где их ночью во сне и перебили египтяне. Но не всех! Пленные шерданы-мужчины были включены в состав египетского войска. И служили фараону честно. Во всяком случае, есть их изображения, на которых они в Сирии и Палестине бьются в первых рядах армии Рамсеса.

Но самым, пожалуй, главным достижением третьего года царствования Рамсеса был вроде бы и не слишком значимый на первый взгляд факт: на золотых рудниках в Вади-Аки под землёй наконец-то нашли воду, которую раньше туда завозили в кувшинах. Теперь с нехваткой воды было покончено, и добыча золота возросла в несколько раз!

Теперь ему было чем оплачивать верность наёмников, и армия Рамсеса превысила 20 тысяч человек – численность для того времени просто огромная. А дальше состоялся первый поход в Палестину, а за ним и второй, в котором как раз и участвовала его 20-тысячная армия в составе четырёх корпусов, названных именами богов: Амона, Ра, Пта и Сэта. В сражении при Кадеше Рамсесу пришлось столкнуться с армией хеттов, в которой, по египетским источникам, было 3500 колесниц (на каждой из которых было по три воина!) и ещё 17 тысяч пехотинцев. Правда, собственно хеттских воинов в ней было не так уж и много, зато в избытке присутствовали едва ли не все анатолийские и сирийские союзники со своими войсками: цари Арцавы, Лукки, Киццуватны, Араванны, приевфратской Сирии, Каркемиша, Халаба, Угарита, Нухашша, Кадеша, и вдобавок ещё и кочевники из пустыни. Понятно, что хеттскому царю Муваталли было очень трудно командовать всем этим «табором» и, видимо, именно поэтому-то ему и не удалось разгромить армию Рамсеса, хотя он и смог нанести ей серьёзные потери.


Рамсес в битве при Кадеше. Рис. Дж. Рава

Можно сказать, что это историческое сражение закончилось вничью. Однако важно то, что сам Рамсес II посчитал его победой и приказал рассказ о нём выбить в виде рельефов на стенах многих построенных им храмовых комплексов в Абидосе, Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и в пещерном храме в Абу-Симбеле.


Рамессеум. Голова статуи Рамсеса II

Вторым своим великим деянием после победы при Кадеше Рамсес посчитал взятие расположенной в «стране Хатти» крепости Дапур – событие также нашедшее отражение на стенах Рамессеума. Причём, если его предшественник Тутмос III двумя столетиями раньше предпочитал неприятельские города брать измором, и зачастую цели не добившись, совершенно безрассудно опустошал окружавшие их нивы и сады, Рамсес II научился брать большие и малые крепости приступом. Опять же список городов, захваченных им в Азии, можно прочитать на стене Рамессеума, хотя многие из них по названиям идентифицировать так до сих пор и не удалось.


Фараон на колеснице. Рис. Дж. Рава

Впрочем, несмотря на все одержанные победы, созданная при Тутмосе III «мировая держава» восстановлена полностью так и не была: целый ряд земель, ранее подчинённых Египту, отбить у хеттов всё-таки не удалось. Война между египетским и хеттским царствами в целом шла с переменным успехом, причём много лет!

И только лишь после смерти непримиримого врага египтян царя Муваталли, случившейся на десятом году царствования Рамсеса II, между Египтом и Хеттской державой произошло явное улучшение отношений. Но прошло ещё одиннадцать лет, прежде чем в столице египетского царства Пер-Рамсесе был подписан договор о мире, опять-таки увековеченный на стенах храмов в Карнаке и Рамессеуме. Интересно, что стороны договорились помогать друг другу силой оружия в случае нападений третьей стороны или восстаний своих подданных, а также непременно выдавать перебежчиков.


Вот так тогда считали пленных, а потом превращали их в рабов. А мёртвым отрубали руки и в корзинах проносили перед победоносным фараоном. Кадр из фильма «Фараон» (1965)

Фактически это был первый в истории нашей цивилизации договор о мире, дошедший с того времени до наших дней.

Укреплению отношений с Хеттской державой стал и дипломатический брак Рамсеса II с дочерью царя Хаттусили III, новое египетское имя которой Маатхорнефрура («Увидевшая красоту Солнца») явно намекало на то, что теперь она может лицезреть фараона. И что самое важное: она не просто пополнила царский гарем, а стала «великой» супругой великого фараона.


Руины Рамессеума в Луксоре

Интересно, что и вторая дочь хеттского царя тоже стала женой Рамсеса, примерно на 42-м году его правления, то есть породнился он с хеттским царским домом даже двойными узами.

А в результате между Египтом и Азией более чем на пол столетия воцарился мир, и люди начали активно торговать. И начался обмен культурными достижениями. Ведь до этого египтяне, ограбив города Сирии и Палестины, всегда уходили назад. Теперь многие из них стали оставаться в сирийско-палестинских городах, что усилило взаимопроникновение культур в этом регионе, а это очень важно для укрепления статуса любой великой державы и, соответственно, статуса её правителя.


Огромные колонны Рамессеума

Сказано: хочешь царствовать – строй общественные здания, чтобы дать народу заработать. И уж кто-кто, а Рамсес последовательно следовал этой заповеди. Сначала война с хеттами заставила Рамсеса перенести свою столицу на место бывшей столицы завоевателей-гиксосов, Авариса, где был построен новый город Пер-Рамсес (или Пи-Риа-масэ-са-Маи-Амана, «Дом Рамсеса, любимого Амоном»). Понятно, что тут же был выстроен и огромный храм, перед которым был установлен монолитный колосс Рамсеса из гранита, высотой более 27 м и весом в 900 тонн. 


Кошка убивает змею. Такое вот искусство настенных росписей было типично для гробниц древних египтян! Эта факсимильная картина копирует сцену в гробнице Сеннеджема в Дейр-эль-Медине. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Затем Рамсесом были также сооружены храмы в Мемфисе, Гелиополе, и в Абидосе, где он закончил великолепный храм своего отца, да ещё и собственный заупокойный храм неподалёку построил. В Фивах был построен Рамессеум – огромный храм, окружённый кирпичной стеной, перед которым стояла ещё одна его статуя: ниже, чем в Пер-Рамсесе, но зато весом 1000 тонн. Луксорский храм Рамсес расширил, а ещё именно он достроил и колоссальный Гипостильный зал в Карнакском храме, самое величайшее здание по своим размерам, как древности, так и нового мира. Площадь его 5000 кв. м. По обеим сторонам среднего прохода там стояло (стоит и сейчас!) 12 колонн, имеющих высоту 21 м, а вместе с навершиями (архитравами) и балками-перекладинами – 24 м. На каждой такой колонне можно было запросто разместить 100 человек – вот как она велика. Кроме того, там было ещё 126 колонн, стоящих семью рядами с каждой стороны среднего прохода, имевших в высоту «всего» 13 м.


Вот эти колонны, по форме напоминающие пучки стеблей лотоса!

Ну а в Нубии, нубийцам на страх, в отвесной скале в Абу-Симбеле был вырублен потрясающий воображение пещерный храм, вход в который украшали четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Забавно, что со своими предшественниками великий фараон совсем не считался и использовал их постройки в качестве каменоломен. Так, он разрушил пирамиду Сенусерта II в Эль-Лахуне, а в Дельте разбирал на камни постройки Среднего царства. Он даже срыл гранитную молельню Тутмоса III, а её камни использовал в строительстве Луксорского храма.


История побед Рамсеса Великого была вырезана в камне

После смерти Рамсеса жрецам пришлось хоронить его целых пять раз, и всё из-за проклятых грабителей могил. Мумия его, можно сказать, скиталась по чужим гробницам, куда её переносили жрецы, пока не нашла окончательного успокоения в тайнике фараона Херихора в Дейр-эль-Бахри. 


Мумия Рамсеса II. Каирский музей

Но и там её нашли в 1881 году и отправили в Каирский музей. И долго она там пролежала, но уже практически в наше время было замечено, что она стала разрушаться под воздействием каких-то вредных грибков. Поэтому в 1976 году её отправили на военном самолёте во Францию, где её заново законсервировали в Парижском этнологическом музее.


Храм в Абу-Симбеле

При этом выяснилось, что Рамсес был роста довольно высокого (1,7 м), имел светлую кожу и типологически принадлежал к африканским берберам. И вот что интересно: в истории Египта было много фараонов, которые, скажем так, оставили в ней достаточно важные следы – объединители страны, строители пирамид, завоеватели… Много их было, но лишь один Рамсес II стал Великим!


Канопы. В них хранились внутренности умершего фараона. Метрополитен музей. Нью-Йорк

Автор: