26 июня 2021

Индийская гостья



Ровно 190 лет назад, 26 июня 1831 года (по новому стилю) в Петербурге вспыхнула первая и самая крупная в истории города эпидемия холеры. Болезнь, зародившаяся в 1829 году в болотах Бенгалии, быстро охватила Индию, Персию и Османскую империю, а уже через несколько месяцев с персидскими купцами проникла в Астрахань. 

В отличие от чумы, с которой русские были знакомы со времен средневековья, холера посетила Россию впервые, а потому в начале, как это обычно бывает, ее угрозу недооценили, приняв новое смертельное заболевание за обычное кишечное расстройство. Но вскоре выяснилось, что холера гораздо страшнее, от нее люди нередко умирали буквально за сутки, а летальность превышала 50%. 

Запоздалые карантиные меры результата не дали, и холера быстро охватила Поволжье, Южный Урал и центральные черноземные губернии. Правда, зимой эпидемия ослабла, но в 1830 году вспыхнула с новой силой. Холерный вибрион пережил зимние холода.

Новую болезнь сразу прозвали "собачьей смертью". Не знаю - почему, возможно, ошибочно считали, будто ее распространяют собаки. Либо - из-за того что собака, пожирающая падаль и отбросы, считалась в народе "нечистым животным", а смерть от холеры, при которой больной буквально тонет в собственных экскрементах, выглядела исключительно "грязно". 

Основной симптом холеры - многочасовой неконтролируемый понос, при котором человек теряет более 10 литров жидкости и в конце концов умирает от обезвоживания организма. К сожалению, в XIX веке еще не знали, что многих больных можно было спасти, просто постоянно давая им обильное питье для компенсации обезвоживания, пока не прекратится диарея. 

Тогда о холере вообще почти ничего не знали - ни о ее возбудителе, ни о способе распространения, ни о методах лечения. Почему-то ее пытались лечить каломелью - хлоридом ртути, который не только сам по себе - яд, но еще и дополнительно стимулирует диарею. Значительное число больных умирало не столько от самой холеры, сколько от такого "лечения". Кроме того, по старой медицинской традиции, применялось кровопускание, которое еще быстрее загоняло больных в могилу. 

Никто не знал, что воду для обеззараживания надо кипятить и что ни в коем случае нельзя пить некипяченую воду из открытых водоемов. В те времена вполне нормальным явлением было питье даже из луж. Вспомните известную сказку - "не пей, Иванушка, из копытца, козленочком станешь". А "копытце" в данном случае это заполненный дождевой водой след от козлиного копыта на дороге. Если этот сюжет появился, значит, пили. При таком развитии гигиены молниеносное распространение холеры было естественным и закономерным. 

Народ, не доверявший медицине (причем в данном случае - совершенно оправданно), применял свои методы, такие как молебны перед иконами, крестные ходы и совсем уж языческие обряды, вроде "опахивания", когда женщины, впрягшись в плуг, проводили глубокую борозду вокруг деревни. Считалось, что холера, которую представляли в виде чудовища с женской головой, не сможет пересечь эту борозду. 

Разумеется, все это помогало не лучше каломели. Летом 1830 года холера распространилась по Северному Кавказу, Украине, Белоруссии и центральным губерниям, а в начале осени, обойдя все карантинные кордоны, ворвалась в Москву. Здесь тоже начались массовые молебны и крестные ходы, в которых участвовали не только здоровые, но и люди, уже ощущавшие первые симптомы болезни. Порой у них прямо в толпе начинался понос и рвота. 

Но большинство москвичей, все же, повело себя более разумно, запершись в своих домах и максимально ограничив контакты с посторонними. Благодаря этому ситуация в городе не превратилась массовый мор. В сентябре-октябре в Москве заболело холерой примерно 8000 человек из тогдашнего 300-тысячного населения города, приблизительно 4000 из них умерли. А в ноябре, по счастью, ударили сильные морозы, прекратившие эпидемию. Но это был еще далеко не финал первого визита индийской гостьи в Россию. 

На заставке - два портрета 23-летней женщины до и после заболевания холерой. 


Аллегорический образ холеры на русском лубке XIX чека. 


Молеьбен об избавлении от холеры на украинском хуторе. 


 Обряд опахивания деревни для защиты от холеры.