27 июня 363 года римским императором был провозглашён Флавий Клавдий Иовиан. Этого уроженца Сингидунума (а по-современному говоря – Белграда) впоследствии как-то забудут – и это выглядит чёрной неблагодарностью. (Особенно со стороны христиан – в конце концов, за неполные восемь месяцев своего правления он успеет вернуть их вере доминирующее положение в Империи!.. Или, по крайней мере, положит начало этому историческому камбэку). …Впрочем, Иовиану на троне предшествовал куда более известный Юлиан – вошедший в историю с прозвищем Отступник…
…Как мы помним, ведущей религией империи христианство сделаетКонстантин; после его смерти (как водится – вырезав других кандидатов) к власти придёт императорский сын, Констанций. Не касаясь этого продолжительного, но довольно бесславного, правления, перейдём к главному: Констанций II был бездетен – потому, спустя пятнадцать лет после воцарения, он обратит взор на своих двоюродных братьев. (В своё время те случайно уцелели по малолетству – а теперь подросли).
Первым в соправители будет призван Галл – но вскоре, в связи с полным несоответствием занимаемой должности, его придётся прикончить – вторым, как раз, станет Юлиан…
…Детство и юность будущий Отступник провёл в стороне от двора – воспитанием его особо не занимались. Потому Юлиан, с одной стороны, нахватается античных идей, а с другой – проникнется неприязнью к официальному христианству. (Видимо, причина такого отношения была не идеологическая – законный наследник престола попросту не мог испытывать тёплых чувств к вере тех, кто держал его, фактически, в несправедливой ссылке).
…Но тут судьба закладывает вираж!.. Констанций призывает кузена пред свои очи, провозглашает цезарем, женит на собственной сестре – и отправляет воевать в Галлию… Юлиан проявит недюжинный полководческий талант – спалив несколько десятков городов и взяв множество пленных, он отбросит варваров за Рейн. (Между прочим, резиденцией будущего императора станет городишка под названием Лютеция – будущий Париж).
…Итак, Юлиан становится героем и любимцем армии… естественно, мнительного Констанция моментально поражает приступ ревности – и он требует у нашего героя часть войск; якобы – для похода в Персию. Юлиан сразу понял, к чему клонит начальство… отдав лучшие легионы, он был обречён на безусловную смерть – не то от недобитых германцев, не то от своих… К тому же, солдаты отнюдь не рвались воевать на Востоке… по сложившейся привычке, они тут же устраивают бунт – и провозглашают императором своего командира!.. Начинается поход на Константинополь – впрочем, Констанций очень своевременно умирает; на пути к высшей власти не остаётся никаких преград – и тут-то тайный (до поры) язычник Юлиан разворачивается в полную силу!..
…Точнее, попробует развернуться… надо сказать, к тому моменту языческие храмы были благополучно сведены под ноль – императору даже придётся совершить первое жертвоприношение в главной столичной базилике. Очень быстро он поймёт, что реставрация в полной мере невозможна – и пойдёт в обход, издав «Эдикт о терпимости». Для начала, Юлиан не только разрешит восстановление порушенных храмов, но и сделает тонкий ход, вернув из ссылки многочисленных христиан «неправильного толка». Расчёт оказался безупречен – вскоре церковь постигнет тяжелейший раскол, а император продолжит свою разрушительную деятельность: нет, он не скармливал христиан львам – он щедро награждал отрёкшихся! Что вы думаете?.. Число язычников стремительно выросло!..
…Но и это не всё – коварный Юлиан затеет школьную реформу!.. Во-первых, многозначительно оговаривалось, что отныне «… все, кто собирается чему-либо учить, должны… не иметь в душе направления, несогласного с государственным». (Свежо, верно?.. Ну, ладно…)
…Во-вторых, для учителей признавалось «странным» не почитать тех же богов, что и авторы учебников – надо ли говорить, что преподавание велось сплошь по трудам античных греков?!.. Более того: без всякого прямого запрета, христиане, фактически, отлучались от образования – каково им было ходить в школы, ставшие теперь языческими?..
…Неизвестно, сколь преуспел бы Отступник в своей относительно мягкой борьбе (на самом деле, христианство укоренилось достаточно прочно, возникали и эксцессы) – но, менее чем через два года, он отправится в поход против персов и погибнет в бою. Обстоятельства этой смерти многие считают подозрительными…
…и вот тут на сцену выйдет Иовиан, с которого мы начали – он восстановит привилегии христианской церкви и символы Х и В на армейских штандартах; разрешит христианам преподавать в школах – впрочем, не станет на сторону какого-либо из учений, и не подвергнет размножившихся было язычников гонениям… То ли из-за этого, то ли из-за краткости правления (через семь месяцев император умрёт – и тоже как-то странно) – но христиане (а заодно, и историографы) особой памяти об Иовиане не сохранят…
P.S. …Возможно, кто-то удивится: зачем мы начинали с одного императора, чтобы затем рассказывать о его предшественнике?.. Так бывает – событие или личность прямо-таки вытягивают на поверхность другие, ещё более значительные, дела и персонажи... Впрочем, это – совсем другая история.