Кончина СССР стала таким ударом для отечественного автопрома, что он до сих пор не может окончательно избавиться от тошноты и головокружения. А что если бы Союз существовал и поныне? Есть основания полагать, что сейчас российские машины составляли бы достойную конкуренцию западным. Представляем десятку горячих концепт-каров, разработанных в Стране Советов на закате ее существования.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/17a5f43351a2361924c1d0e6f26642177e6e5507/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr7MXP-h2ZRCEFaDqbZOh9iA3s8rmk3ROtQdCaRxrIPNI)
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/1a6686e355dd9c5dc516cbce6235d8e21caf6613/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrDtixzM9BMwS46POcv9JtxIR2GAidzrQyrlMQA1RFAfE)
В 1989 году машина имела все шансы стать серийной моделью. Кроме традиционных требований к внедорожникам (проходимость и надежность), в «Прото» создали комфорт на уровне легкового автомобиля. Двигатель от «Таврии» обеспечивал разгон до 130 км/ч. В целом получился современный компактный внедорожник с широкими возможностями по дальнейшей модернизации. Но эту разработку ленинградской лаборатории НАМИ зарубили в Москве, автомобиль в серию не пошел.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/2c96f8300ad75194c33a3bd0be0c3c4c7889377a/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr73K4rI3cOBrXSzqKPjEjsw0RptRiDm7dmO-t_SYBxHg)
«Компакт» был собран в единственном экземпляре в 1988 году. Автомобиль имел ряд технических решений, которые были в новинку в СССР. На «Компакт» поставили бортовой компьютер, управляющий работой подвески, модернизировали двигатель от «Таврии» — он работал на бензине и на водороде. Расход топлива — экономичные 5,4 литра на 100 километров. Если бы «Компакт» попал в производство, то стал бы сильным конкурентом популярному Daewoo Matiz.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/9889de5a7ed3948997e91b3677306bf826dc3092/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrfcC8s1aNOXmDAcpnQAkpPv-447sOo183pyDSmVcEq2Q)
ЗИЛ-4102 разработали по указанию президента СССР Михаила Горбачева взамен устаревшему ЗИЛ-41041. Проектировщики опирались на американскую школу лимузиностроения, а также для изучения купили в Англии новый Rolls-Royce Silver Spirit.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/0233fb1d0c4b234c22d885d3a38ea15cde48954d/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr-KO883DE5Yks2FVSJbz7tUHmBCM-fEohMe-2wEDCCQc)
В 1988 году были изготовлены два экземпляра ЗИЛ-4102. Новинка кардинально отличалась от своего предшественника. Во-первых, машина была безрамная, с несущим кузовом. Многие наружные панели сделаны из стеклопластика. Автомобиль получил V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,6 л мощностью 315 л.с.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/8254d982afb3fbc6aed2ead0db4f1bc60acc032e/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr42kycy3HimIuAeqWtTC8Q9gVdLjL1b0tEhq00wh5QVI)
Салон отделан белой кожей, «леопардовыми» коврами и деревом. В богатую комплектацию президентского лимузина входили электрические стеклоподъемники, радиоприемник, акустическая система на 10 динамиков, проигрыватель компакт-дисков, бортовой компьютер и синтезатор речи. Несмотря на все новшества, ЗИЛ-4102 Горбачеву не понравился, и проект закрыли.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/f5d1deec8e1753fdc6ce4c0525fbabfb963ebe2b/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrNs5IlN4oQRNp_iff4nGEFLBYVTnZh3nWyypGY6Sx-Lo)
Москвич-2139 «Арбат» мог стать первым советским семиместным минивэном. У него был стальной кузов, на который крепились пластиковые панели. Машина получила трансформируемый салон и многофункциональный руль. В 1991 году построили действующий образец, который так и остался концептом.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/6e84526de48aa3c3dde69d9e77f61041884e8d04/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrGR1VPrvjjcUgy9Mrj_ir_3vMWxdekKTEVOKb32dpOl4)
Проект «Охта» был создан в 1987 году. Это 7-местный автомобиль с потрясающей возможностью трансформации салона. Средний ряд сидений складывался, образуя столик. Передние кресла разворачивались на 180 градусов. Так простой салон превращался в уютное купе. А если нужно было перевезти груз, сиденья второго и третьего рядов снимались, и минивэн становился фургоном. А из-под бампера на большой скорости выдвигался спойлер, улучшающий и без того превосходную аэродинамику автомобиля.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/2b38dbd6b342676f543ae9a8a086d79ea0c99cee/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr9nPT43VgJH_z1yh0ppxwf7T_CNQ2ubojJzCcWCSpUjI)
Концепт-кар «Яуза» представлял дальнейшее развитие седанов «Москвич-2141». Модель могла претендовать на звание автомобиля с самыми дурацкими окнами: верхние стекла были жестко зафиксированы, а открывались только нижние. В 1991 году собрали три экземпляра «Яузы».
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/3a1929e0a6de45287e76eb0569b2856b30a7859f/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrRvxWSe0r7I24x91nsgUwGmWB8_m3hdoHgikJ4g35VkU)
В 70-е годы при необходимости перевезти небольшой груз приходилось гонять автомобиль грузоподъемностью свыше 3 тонн. Это вызывало лишний расход топлива и ухудшало экологическую обстановку. Тогда на ВАЗе спроектировали компактный электромобиль ВАЗ-2702 «Пони». Первый образец поехал в 1984 году. Он был сделан из алюминия, что сильно облегчило кузов. Но из-за этого грузовичок был недостаточно прочен и надежен. Поэтому, несмотря на интересную и перспективную концепцию, «Пони» не получил дальнейшего развития. Так страна лишилась первого серийного электромобиля.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/7f6d1c2638e04dbdf76c037bf46b465e1afed582/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr7Uu34tbslNtFFBxULzDTK_WHYTKao6VNNUjo4yVOkiU)
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/3f1485235ed52133a58c3cd6817673619447a4a2/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrK1VZW5LyBujlYXxGL4Z5vD7z6TRTcbl-iO7cUn614bw)
Из всех «Москвичей», нацеленных на 2000 год, этот был ближе всех к тому, чтобы стать реальностью. Единая боковая дверь открывалась вверх, как у суперкаров, давая доступ в салон с множеством новинок. На лобовое стекло проецировалась информация о скорости автомобиля, а также изображение с прибора ночного видения. Безопасность машины улучшали ремни, подушки безопасности и ABS. В машине стояла система климат-контроля, поэтому боковые стекла сделали неоткрывающимися, оставив только маленькие форточки.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/f19a2d4e36db5a5ef68f84ebd21e193987ef226b/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrvDgJs-Nf9qmbN972ykPCqh25233d0XvbTRr8zeMPM9M)
Автобус «Юность» разработали в начале 1960-х на базе представительского лимузина ЗИЛ-111. Его концепция была уникальной для тех лет. Главное отличие «Юности» от других автобусов — повышенный уровень комфорта и плавность хода. Машина ехала почти как легковушка. И неудивительно, ведь на нее ставили двигатель от грузовика ЗИЛ-130, мощности которого хватало с избытком.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/b4cecb744ac5f532a2693ab190298619f0ded607/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr7w762PC3HoRrUFzx_NiSiiDrI9xlMypr--w4fDUforI)
«Юность» собирали по несколько единиц в год по спецзаказам телевидения, КГБ и как машины скорой помощи для особо важных пациентов. Всего с 1963 по 1994 год завод изготовил 93 экземпляра.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/91431fa3876e545439593a0ea8d27b98449048db/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPr0fGt9E1ZF97j2tOPpFcPkXzloG9Ik7wmRXZovZmh7vM)
И наконец, главный хит. В 1988 году на Парижском автосалоне состоялся шумный дебют уникального советского грузовика — МАЗ-2000. Это была попытка инженеров Минского автозавода показать, как они себе представляют дальнобойный грузовик XXI века. Кабина оборудована кондиционером, телевизором, магнитолой, столиком, холодильником, электроплитой, УКВ-радиостанцией и даже камерой заднего вида.
![Горячая десятка концепт-каров позднего СССР](https://imgprx.livejournal.net/3cc089212e75598c650c6f10ed6c449aeafcf0ad/6wTt21efPHgrmS-ooqDP4Tcv7sWwkfL_HralYSA3u496nEWfa99Rj-QazaqN0HmJLGPVT05md74d_DRWoTL8bLpG7b4BhT9GqoHyAmDtxBXaBnWcMdv8hkufrFB89fPrHNhHqErzppKi2l72roXN1GRJc-FedHdZQd7LzflBM_w)
Тяговый модуль вращался относительно кабины с помощью гидроцилиндров. На концепт поставили 6-цилиндровый дизель фирмы MAN мощностью 290 л.с. Благодаря улучшенной аэродинамике машина могла разогнаться до 120 км/ч. Подвеска на всех колесах была независимая, на пневмобаллонах.
Инженеры активно работали над машиной, было построено два рабочих экземпляра. Разработали даже проект, как объединить несколько прицепов в ряд, образуя автопоезд грузоподъемностью 80 тонн. Но с распадом страны проект был закрыт, а наработки и патенты распроданы в западные фирмы.
НАМИ-ЛуАЗ «Прото»
В 1989 году машина имела все шансы стать серийной моделью. Кроме традиционных требований к внедорожникам (проходимость и надежность), в «Прото» создали комфорт на уровне легкового автомобиля. Двигатель от «Таврии» обеспечивал разгон до 130 км/ч. В целом получился современный компактный внедорожник с широкими возможностями по дальнейшей модернизации. Но эту разработку ленинградской лаборатории НАМИ зарубили в Москве, автомобиль в серию не пошел.
НАМИ 0288 «Компакт»
«Компакт» был собран в единственном экземпляре в 1988 году. Автомобиль имел ряд технических решений, которые были в новинку в СССР. На «Компакт» поставили бортовой компьютер, управляющий работой подвески, модернизировали двигатель от «Таврии» — он работал на бензине и на водороде. Расход топлива — экономичные 5,4 литра на 100 километров. Если бы «Компакт» попал в производство, то стал бы сильным конкурентом популярному Daewoo Matiz.
ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 разработали по указанию президента СССР Михаила Горбачева взамен устаревшему ЗИЛ-41041. Проектировщики опирались на американскую школу лимузиностроения, а также для изучения купили в Англии новый Rolls-Royce Silver Spirit.
В 1988 году были изготовлены два экземпляра ЗИЛ-4102. Новинка кардинально отличалась от своего предшественника. Во-первых, машина была безрамная, с несущим кузовом. Многие наружные панели сделаны из стеклопластика. Автомобиль получил V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,6 л мощностью 315 л.с.
Салон отделан белой кожей, «леопардовыми» коврами и деревом. В богатую комплектацию президентского лимузина входили электрические стеклоподъемники, радиоприемник, акустическая система на 10 динамиков, проигрыватель компакт-дисков, бортовой компьютер и синтезатор речи. Несмотря на все новшества, ЗИЛ-4102 Горбачеву не понравился, и проект закрыли.
Москвич-2139 «Арбат»
Москвич-2139 «Арбат» мог стать первым советским семиместным минивэном. У него был стальной кузов, на который крепились пластиковые панели. Машина получила трансформируемый салон и многофункциональный руль. В 1991 году построили действующий образец, который так и остался концептом.
НАМИ «Охта»
Проект «Охта» был создан в 1987 году. Это 7-местный автомобиль с потрясающей возможностью трансформации салона. Средний ряд сидений складывался, образуя столик. Передние кресла разворачивались на 180 градусов. Так простой салон превращался в уютное купе. А если нужно было перевезти груз, сиденья второго и третьего рядов снимались, и минивэн становился фургоном. А из-под бампера на большой скорости выдвигался спойлер, улучшающий и без того превосходную аэродинамику автомобиля.
Москвич-2143 «Яуза»
Концепт-кар «Яуза» представлял дальнейшее развитие седанов «Москвич-2141». Модель могла претендовать на звание автомобиля с самыми дурацкими окнами: верхние стекла были жестко зафиксированы, а открывались только нижние. В 1991 году собрали три экземпляра «Яузы».
ВАЗ-2702 «Пони»
В 70-е годы при необходимости перевезти небольшой груз приходилось гонять автомобиль грузоподъемностью свыше 3 тонн. Это вызывало лишний расход топлива и ухудшало экологическую обстановку. Тогда на ВАЗе спроектировали компактный электромобиль ВАЗ-2702 «Пони». Первый образец поехал в 1984 году. Он был сделан из алюминия, что сильно облегчило кузов. Но из-за этого грузовичок был недостаточно прочен и надежен. Поэтому, несмотря на интересную и перспективную концепцию, «Пони» не получил дальнейшего развития. Так страна лишилась первого серийного электромобиля.
Москвич-2144 «Истра»
Из всех «Москвичей», нацеленных на 2000 год, этот был ближе всех к тому, чтобы стать реальностью. Единая боковая дверь открывалась вверх, как у суперкаров, давая доступ в салон с множеством новинок. На лобовое стекло проецировалась информация о скорости автомобиля, а также изображение с прибора ночного видения. Безопасность машины улучшали ремни, подушки безопасности и ABS. В машине стояла система климат-контроля, поэтому боковые стекла сделали неоткрывающимися, оставив только маленькие форточки.
ЗИЛ-118 «Юность»
Автобус «Юность» разработали в начале 1960-х на базе представительского лимузина ЗИЛ-111. Его концепция была уникальной для тех лет. Главное отличие «Юности» от других автобусов — повышенный уровень комфорта и плавность хода. Машина ехала почти как легковушка. И неудивительно, ведь на нее ставили двигатель от грузовика ЗИЛ-130, мощности которого хватало с избытком.
«Юность» собирали по несколько единиц в год по спецзаказам телевидения, КГБ и как машины скорой помощи для особо важных пациентов. Всего с 1963 по 1994 год завод изготовил 93 экземпляра.
МАЗ-2000 «Перестройка»
И наконец, главный хит. В 1988 году на Парижском автосалоне состоялся шумный дебют уникального советского грузовика — МАЗ-2000. Это была попытка инженеров Минского автозавода показать, как они себе представляют дальнобойный грузовик XXI века. Кабина оборудована кондиционером, телевизором, магнитолой, столиком, холодильником, электроплитой, УКВ-радиостанцией и даже камерой заднего вида.
Тяговый модуль вращался относительно кабины с помощью гидроцилиндров. На концепт поставили 6-цилиндровый дизель фирмы MAN мощностью 290 л.с. Благодаря улучшенной аэродинамике машина могла разогнаться до 120 км/ч. Подвеска на всех колесах была независимая, на пневмобаллонах.
Инженеры активно работали над машиной, было построено два рабочих экземпляра. Разработали даже проект, как объединить несколько прицепов в ряд, образуя автопоезд грузоподъемностью 80 тонн. Но с распадом страны проект был закрыт, а наработки и патенты распроданы в западные фирмы.