18 июня 2021

Сталь покоряет Дикий Запад. Американские лоялисты британской армии

01 лоялисты (608x405, 154Kb)

Как уже было сказано ранее, американская «Война за независимость» в реальности являлась и войной гражданской. Далеко не все колонисты горели желанием освободиться от британского владычества; значительное число поселенцев сохраняло лояльность к королевской власти (особенно сильны такие настроения были в Джорджии).   Эти люди считали восстание против британской короны бунтом безответственных безумцев. И потому практически сразу после начала боевых действий не только толпы революционно настроенных колонистов устремились в формирующуюся американскую армию, но и множество сторонников старого порядка стали пополнять армию английскую. 

Причины, приводившие этих колонистов под британский флаг, были разными. Кто шел на войну из праведного гнева на ломающих устоявшийся жизненный уклад бунтовщиков, из желания остановить разгорающееся пламя революции, «которая ни к чему хорошему не приведет». Другие вступали в английскую армию из страха перед неизбежностью будущих репрессий со стороны короны; они стремились вовремя засвидетельствовать свое участие в событиях «на той стороне, что нужно». Но много было и таких (в основном среди зажиточных предпринимателей и плантаторов), кто мог бы остаться нейтральным к происходящим событиям, если бы не поднявшаяся волна ненависти к ним. Эта ненависть особо подогревалась многими неимущими «пламенными патриотами», которые под предлогом «наказания предателей, не поддержавших добровольно революцию», начали настоящий грабеж мнимых «контрреволюционеров», именно этим и превратив их в своих противников. Причем начавшиеся репрессии повстанцев против американцев, оставшихся лояльными по отношению к власти Великобритании, были столь жестоки, что у этих людей не оставалось другого выхода, как бросить хозяйство и бежать, чтобы спасти свою жизнь. А спасти ее в таких условиях можно было, только взяв в руки оружие и обратив его против революционеров. Вот почему уже в первые месяцы начавшейся войны англичане получили поддержку 3.000 американских лоялистов; в следующем 1776 году в строй британских войск влилось еще 8.000 американцев. Затем для восполнения в лоялистских войсках боевых потерь - за счет соблазненных возможностью поживы американских поселенцев - англичане ввели для служащих лоялистских частей очень высокое жалование. Лоялистские военнослужащие получали от англичан плату, вдвое превосходящую годовое жалование солдата революционной Континентальной армии США. Кроме того, британцы обещали каждому американцу, отслужившему в лоялистских частях, по окончании войны бесплатно выделить 50 акров земли (более 20 гектаров). Уже тогда, в 18-м веке, многие американцы придерживались принципа, ставшего для них сегодня основным: «деньги не пахнут». Это привело в ряды британской армии в 1777 году еще 10.000 американцев; причем многие из них стали лоялистами не из политических убеждений, а просто из желания заработать. Всего же за время войны общая численность лоялистских войск, сражавшихся на стороне англичан, достигла 60.000 человек – больше, чем общая численность всей британской армии! Так что, количество американцев, активно выступивших на стороне врага, оказалось не намного меньше числа колонистов, сражавшихся за независимость Соединенных Штатов…
04 лоялисты пехота (412x401, 203Kb) 
Форма лоялистских «провинциальных» полков:
Зеленая – обр. 1775-1777 гг.; красная – обр. 1779-1783 гг.

Сначала англичане, сами не ожидавшие революционной вспышки, и к тому же из-за удаленности от метрополии ограниченные в необходимом снаряжении, не снабжали лоялистскую милицию никакой экипировкой; в результате и революционные ополченцы, и «ополченцы короны» выглядели совершенно одинаково: как толпы гражданских людей, пёстро вооруженных и одетых. Как уже говорилось, революционная милиция для отличия от противника начала носить на шапках белые листы бумаги, а потом нашивать на шляпы белые кокарды; лоялистская же милиция стала отличаться шапками красного цвета, а кому не удалось такую достать, нашивали на шляпу красную или черную кокарду. Но вскоре вместо иррегулярной и потому почти неуправляемой милиции англичане начали формировать из лоялистов регулярные армейские (так называемые «провинциальные») части. Эти «провинциальные полки» организовывались по образцу английской регулярной армии, и в них устанавливалась такая же жесткая дисциплина. Но почти одновременно в лоялистском войске появились подразделения, существование которых в британской армии с ее высокомерным неприятием самостоятельности солдат, просто не могло быть. Американцы же, привычные именно к самостоятельности и свободе в отношениях, к тому же отрицательно относившиеся к армейской дисциплине, убедили англичан в том, что такие части будут полезны для ведения войны. Так в английской армии появились лоялистские подразделения рейнджеров. Рейнджеры, набирались из людей, хорошо знакомых с жизнью в лесу, занимавшихся ранее охотой, умевших хорошо стрелять и маскироваться на местности. Рейнджерские отряды специализировались на неожиданных рейдах по тылам противника и проведении партизанской войны; причем делали они это очень успешно. И вскоре рейнджерские части лоялистов стали самыми эффективными боевыми подразделениями британской армии, принесшими революционерам много бед. Но о рейнджерах будет рассказано чуть ниже…
Поначалу при создании регулярных лоялистских полков англичане стали снабжать своих американских союзников мундирами зеленого цвета – этим они как бы отделили «ненадежных», слабо дисциплинированных «провинциалов» от своих регулярных войск. Но в 1778 году британцы выдали всем лоялистским полкам стандартную английскую красную форму, и с этого момента «британские американцы» внешне ничем не отличались от английских солдат. Исключение составили только рейнджеры лоялистов – их мундиры остались зелеными: для маскировки в лесу этот цвет подходил гораздо лучше яркого красного…
05 рейнджеры лоялистов (700x402, 213Kb)

Как уже говорилось выше, в лоялистские войска вступало много зажиточных американцев, бежавших от притеснений революционной бедноты. Соответственно, эти люди, при бегстве успевшие прихватить с собой кое-какие ценности или сбережения, предпочитали воевать не в пехоте, а в кавалерии. Поэтому они за свой счет покупали себе лошадей, организуя многочисленные лоялистские конные подразделения. Бойцы большинства из них называли себя драгунами и носили красные британские мундиры. Но два самых эффективных конных корпуса лоялистов – «Рейнджеры Ее Величества» и так называемый «Британский легион» внешне сильно отличались от остальных своих собратьев: они были одеты в короткие зеленые куртки, а на головах носили кожаные каски. «Рейнджеры ее Величества» создавались в 1776 году как чисто пехотная часть; но в 1778 в этом подразделении появился первый конный эскадрон (гусарский), который в последующем дополнили еще три эскадрона драгун. «Рейнджеры ее Величества» прославились своими успешными действиями в целом ряде сражений. Но в 1781 году они оказались вместе с армией генерала Корнуоллиса в окружении в Йорктауне, и когда Корнуоллис сдался, «Рейнджеры Ее Величества» оказались в плену. Тогда же попали в плен и остатки драгун «Британского легиона», созданного из американских лоялистов в 1778 году (легион возглавлял английский подполковник Тарлтон, из-за чего легион и получил свое «британское» название). За три года своего существования «легион» стал настоящим проклятьем для повстанцев – Тарлтон запретил своим драгунам брать противников в плен, и «Британский легион» прославился своей крайней жестокостью. После множества побед в обеих Каролинах и Виргинии «Британский легион» в 1780 был разбит при Коупенсе, после чего его остатки и оказались в «йорктаунской ловушке». Лоялисты понимали, что американцы, соблюдавшие «джентльменские правила» в отношении попавших в плен англичан, своих «предателей-контрреволюционеров» не пожалеют, и их судьба будет печальной. Поэтому и «рейнджеры» и «легион» при капитуляции армии Корнуоллиса постарались сдаться не соотечественникам, а французским подразделениям…