19 июня 2021

Беспосадочный перелет «сталинских соколов»

18 июня 1937 года начался первый беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Северная Америка на самолете «АНТ-25», который пилотировали Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков.

Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на фоне самолета «АНТ-25»Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на фоне самолета «АНТ-25»
«18 июня 1937 года на рассвете, в 4 часа 05 минут, со Щёлковского аэродрома близ Москвы был дан старт, и самолёт взял курс по маршруту Москва – через Кольский полуостров, Земля Франца-Иосифа, Северный полюс и дальше – через Ледовитый океан в Северную Америку. (…) Перелет совершается на самолете «АНТ-25» с мотором «АМ-24». Экипаж состоит из Героев Советского Союза товарищей Чкалова, Байдукова и Белякова», 

- сообщали газеты.  

В книге Михаила Вострышева «Москва сталинская» приводится фрагмент воспоминаний очевидца событий этого дня - начальника отдела учебных заведений Наркомата оборонной промышленности СССР Александра Соловьева, который сообщает следующее:  

«Сегодня рано утром был на аэродроме. Около готового к полету в США через Северный полюс одномоторного самолета «АНТ-25» собрались партийные и советские руководители и руководящие работники проводить в далекий и опасный путь «сталинских соколов» Чкалова, Байдукова, Белякова. Краснокрылая «сталинская птица» «АНТ-25», сверкая, стояла на бетонной горке. Вдоль фюзеляжа надпись: «Сталинский маршрут». Главный авиаконструктор Туполев делает последний осмотр. Блеснула сигнальная ракета. Самолет пробежал по бетонной полосе, оторвался от земли, лег курсом на север».  

Валерий Чкалов был командиром экипажа, Георгий Байдуков – вторым пилотом, а Александр Беляков – штурманом. Самолет «АНТ-25» специально создавался в 1931-1933 годы для дальних перелетов под руководством авиаконструктора Андрея Туполева. Выглядел необычно, так как размах крыльев в 2,5 раза превышал длину фюзеляжа. В крыльях находились багажные отсеки и громадные топливные баки длиной 7 метров, в которых помещалось 3 тыс. 500 литров топлива. Мотор «АМ-24» имел мощность в 900 лошадиных сил. Протяжённость перелёта составила 9 тыс. 130 км (8 тыс. 504 километра — по прямой), в том числе 5 тыс. 900 км — над океанами, длительность — 63 часа 25 минут.  

Самолет «АНТ-25»Самолет «АНТ-25»

Завершился перелет 20 июня. В книге Георгия Байдукова «Через полюс в Америку» и многих других публикациях советского периода конечной точкой маршрута называют находящийся на южном берегу реки Колумбия город Портленд (штат Орегон), тогда как, заходя на посадку со стороны Портленда, самолёт перелетел реку Колумбия и приземлился на военном аэродроме Пирсон-Филд уже в городе Ванкувер, входящем в городскую агломерацию Портленда, но находящемся на противоположном от города Портленд берегу реки и относящемся уже к другому штату — штату Вашингтон.

Американцы с восторгом встретили экипаж. Среди встречавших были советский посол в США Александр Трояновский и служивший в те годы в Ванкувере генерал Джордж Маршалл, который принял экипаж у себя дома. Летчики были приняты в Вашингтоне президентом США Франклином Рузвельтом в Овальном кабинете Белого дома. Члены экипажа встречались также со знаменитым полярным путешественником Вильялмуром Стефанссоном.

26 июля 1937 года начальник отдела учебных заведений Наркомата оборонной промышленности СССР Александр Соловьев записывает: 

«Сегодня встречали на Белорусском вокзале героев полета через Северный полюс - Чкалова, Байдукова, Белякова. Платформы и площадь забиты народом. Героев приветствовали очень бурно. Вся Тверская улица тоже забита. Их автомашины, отправляющиеся в Кремль, шли вдоль живого коридора».  
Встреча героического экипажаВстреча героического экипажа

В Ванкувере действует Чкаловский комитет, усилиями которого создан и поддерживается небольшой музей, посвященный историческому перелету. На месте посадки АНТ-25 воздвигнут трапециевидный обелиск с бронзовой доской, врезанной в гранит, на которой изображен самолёт, распростерший свои крылья над Северным полюсом.