Наиболее многочисленными и самыми знаменитыми субмаринами III Рейха были средние подводные лодки типа VII, выпускавшиеся почти 10 лет – с 1935 по начало 1945 гг. Число построенных «семерок» составило около 700 единиц, и они действовали почти на всех морях, где флот Германии вел войну. Исключение составили лишь Черное море, в которое немецкие корабли не могли приникнуть через Босфор, так как владевшая этим проливом Турция соблюдала нейтралитет, и Индийский океан, дойти до которого «семеркам» не позволяла их недостаточная дальность хода.
Средние подводные лодки типа VII
«Семерки» - лодки типа VII - имели водоизмещение от 600 до 1000 тонн. Их скорость хода в надводном положении 16—17 узлов, в подводном — 8 узлов. Это были уникальные субмарины, как по количеству (718 лодок, построенных за девять лет), так и по некоторым своим характеристикам. «Семерки» оказались кораблями высокоманевренными и с хорошей мореходностью. Они были спроектированы на основе прибрежной ПЛ типа UB-III периода Первой мировой войны, но с использованием теоретического чертежа лодки II-й серии, размеры которой увеличили линейным преобразованием, и добавили були для улучшения надводной плавучести.
Субмарина типа VII – простая в строительстве полуторакорпусная лодка, в которой емкости для топлива размещались внутри прочного корпуса (за центральным постом). Благодаря такому размещению топлива внутри прочного корпуса удавалось избежать предательских нефтяных дорожек на водной поверхности. Стальной корпус с высоким сопротивлением толщиной до 18,5 мм позволял лодкам работать на глубине до 100 м; а на модифицированных субмаринах этот показатель значительно возрос (до 200 м). Хотя предельная глубина погружения официально считалась равной 120 м для лодок первых серий, одному из немецких командиров-подводников удалось опуститься на 265 м, и его субмарина затем благополучно всплыла на поверхность. Правда, вероятно, подобные «ныряния» все же являлись исключениями - ведь нам просто неизвестно, сколько экипажей, рискнувших это повторить, так и остались на морском дне…
Внутреннее устройство подлодки Тип VII C/41
Большинство немецких асов-подводников первых лет войны добились своих успехов, командуя лодками типа VII-B, а самой крупносерийной лодкой для своего времени стала «семерка» серии С. На воду было спущено более 600 субмарин серии С, и еще немалое количество находилось на стапелях в момент окончания войны. Хотя к концу войны этот тип лодок основательно устарел, в момент своего появления «семерка» была достаточно мощным и маневренным кораблем, вполне подходящим для операций в Атлантическом океане; к тому же она была относительно проста в постройке. «Семерка» превратилась в типовую модель, сконцентрировавшую в себе все достижения немецких конструкторов; причем с течением времени корабль постоянно совершенствовался, изменяясь под влиянием приобретенного боевого опыта.
Субмарины типа VII стали самыми знаменитыми подводными лодками Второй мировой войны и самой массовой серией подлодок в истории. Руководству Кригсмарине они представлялись практически идеальным типом подводной лодки, сочетающим в себе мощное для своих размеров вооружение, превосходные маневренные качества, очень малое время погружения (25–30 сек.), значительную дальность плавания и относительную дешевизну постройки.
Лодки серии VIIA (10 ед.) отличало размещение кормового ТА в легком корпусе выше ватерлинии. Но их подводная маневренность и дальность плавания считались недостаточными. На серии VIIB (24 ед.) вертикальный руль заменили двойным и увеличили запас топлива, для чего корпус удлинили на 2 м и оборудовали под хранилища соляра часть булевых цистерн. Кормовой ТА устанавливался в прочном корпусе и располагался между рулями, а 20-мм автомат был перенесен с палубы на ограждение мостика. Одним из немногих недостатков проекта считалась слабая система вентиляции, но во время войны большинство ПЛ оборудовали дополнительными вентиляционными трубами, проходившими снаружи рубки.
ТТХ подлодок тип VII B (тип VII C)
Водоизмещение: 753/857 т (769/871 т). Мощность двигателей: дизель 3.200 л.с., электромотор 750 л.с. Скорость: надводная 17,9 узла (17,7 узла); подводная 8 узлов (7,6 узла). Глубина погружения: рабочая 100 м, предельная 165 м (200 м). Время погружения: нормальное 50 сек., срочное 30 сек. Дальность плавания: 8.700 миль (8.500 миль). Размеры: 66,5 х 6,2 х 4,3 м (67,1 х 6,2 х 4,3 м). Вооружение: 5 ТА - 4 носовых, 1 кормовой, 14 торпед; 1х88-мм и 1х20-мм пушки. Экипаж: 44 человека
Самой многочисленной была серия VIIC. Ее особенность — удлиненный на 0,6 м корпус под планируемое оснащение всех подлодок гидролокаторами. Прирост водоизмещения вызвал незначительное снижение скорости хода, но позволил увеличить запас топлива. В середине 1941 г. появился модифицированный проект VIIC/41, в котором увеличение толщины корпуса до 21,5 мм позволило довести рабочую глубину погружения до 120 м, а предельную — до 250. Всего, включая модификации, был выдан заказ на постройку 1006 лодок; в строй вступили 572 единицы типа VIIC и 87 — типа VIIC/41, еще 5 (U-474, U-902, U-906, U-996, U-1026) были уничтожены после спуска на воду, не успев войти в строй флота.
Дальнейшим развитием проекта должны были стать подлодки серий VIIC/42 и VIIC/43, но их так и не воплотили в металле. Осталась «на бумаге» и серия VIIE, спроектированная под мощный облегченный дизель «Deutz» с V-образным расположением цилиндров. Кроме того, существовало две специальных модификации VII серии: тип VIID — подводный минный заградитель (построено 6 лодок) и тип VIIF — транспортная ПЛ (4 лодки).
Впрочем, минным заградителем могла работать любая «семерка»: вместо торпед все «семерки» могли принимать 24 мины ТМА или 36 мин ТМВ, которые ставились непосредственно из торпедных аппаратов. Правда, на последние субмарины серии VIIC/41 оборудование для минных постановок не устанавливалось. Кроме того, в связи с отставанием производства вооружения 5 «семерок» (U-72, U-78, U-80, U-554, U-555) вступили в строй всего с двумя носовыми торпедными аппаратами, и использовались только в качестве учебных, а еще 7 ПЛ (U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431, U-651) не имели кормового торпедного аппарата.
Рубка и артиллерийское вооружение «семерок» в 1939-1942 гг.
В конце 1942 г. было принято решение о демонтаже 88-мм орудия со всех лодок VII серии, но часть из них (особенно учебные и действовавшие на второстепенных театрах) сохранили такую пушку до конца войны. С лета 1942 г. началось усиление зенитного вооружения; это значительно изменило устройство и внешний вид рубок субмарин. Позади ограждения рубки теперь монтировалась невысокая платформа (так называемый «Wintergarten») с двуствольным, а затем четырехствольным 20-мм автоматом; позади на мостике ставились 1 - 2 одноствольные или двуствольные 20-мм автоматы. До 1943 года 20-мм автоматы были, как правило, одноствольными, но затем стали устанавливать и спаренные, и даже счетверенные. На ПЛ, действовавших на Средиземном море, устанавливались итальянские спаренные 13,2-мм пулеметы.
Рубка и артиллерийское вооружение «семерок» в 1942-1945 гг.
Наиболее необычным проектом стали «зенитные» подлодки — ловушки для самолетов. Первой в мае 1943 г. таким образом переоборудовали U-441 (кодовое обозначение проекта «U-Flak-1»); она получила 1 одноствольный 37-мм и 2 четырехствольных 20-мм автомата; затем аналогичным образом перевооружили U-256, U-621 и U-953. Однако идея себя не оправдала (за полгода 4 лодки ПВО вместе сбили всего 6 самолетов). Поэтому к 1944 все «U-Flak’и» перевели в обычные, а начатые работы на U-211, U-263 и U-271 отменили. К концу войны артиллерийское вооружение значительного числа подлодок VII серии состояло из 1 одноствольного 37-мм и 1-2 двуствольных 20-мм автоматов. С начала 1944 г. лодки стали оснащать «шноркелем» (первой его получила U-264).
Заказ на первые 6 единиц серии VIIA был выдан 1.04.1935; на последние лодки серии VIIC/42 – 17.04.1943, но из-за запрета руководства Кригсмарине на закладку новых ПЛ типа VII их строительство даже не начиналось. U-428, U-746, U-747, U-429, U-748, U-430, U-749, U-1161, U-750 в июне 1943 г. переданы итальянскому флоту как S-1 — S-9 (также планировалась передача U-1162 как S-10). Однако в конце 1943 г., после выхода Италии из войны, их вновь включили в состав Кригсмарине под прежними номерами.
Подлодки типа VII действовали на всех театрах, где германский флот вел подводную войну - кроме Черного моря и Индийского океана. Лодка этого типа U-30 открыла боевой счет германских подводников, потопив 3.09.1939 британский лайнер «Athenia». А U-48 стала самой результативной субмариной периода Второй мировой войны по потопленному тоннажу — на ее счету 53 судна общим грузовым тоннажем 306.875 брт, и 1 боевой корабль водоизмещением 1.060 т. В боевых действиях из вступивших в строй 693 «семерок» было потеряно 437 подлодок этого типа.
«Семерки» в войне
Первым потопленным судном Второй мировой войны оказался британский лайнер «Атения», торпедированный 3.09.1939 года «семеркой» U-30. Первым отправленным на дно боевым кораблем английского флота стал авианосец «Корейджес», торпедированный 17.09.1939 «семеркой» U-29. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года «семерка» U-47 проникла на рейд Скапа-Флоу - в самое «логово» британского флота, в главную военно-морскую базу Великобритании! Там U-47 торпедировала стоявший на якоре линкор «Ройял Оук», который затонул за 15 минут; субмарина же в поднявшейся суматохе спокойно ушла в море.
Но основной целью немецких подлодок уже с сентября 1939 был не боевой, а транспортный флот Великобритании. И «главным козырем» в этой «игре» постепенно становились именно «семерки», число которых в составе немецкого флота все больше увеличивалось. Несмотря на плохое качество торпед, 30% которых при попадании в цель просто не взрывались, к концу 1939 г немецкие подлодки потопили 140 транспортных судов общей грузоподъемностью 496.642 брт. За первые четыре месяца 1940 года (до начала знаменитой «Битвы за Атлантику») немецкие подлодки потопили еще 136 судов общим тоннажем 462.007 брт. Потери самих немцев составили за этот период 24 субмарины (9 в 1939 и 15 – за январь – апрель 1940). Из них 10 «семерок» (4 в 1939 и 6 – до мая 1940). Эти потери к началу мая были восполнены 13 вступившими в строй новыми «семерками».
Подлодка Тип VII C/41 выпуска 1944 г (со шноркелем)
Водоизмещение: 769/1070 т. Мощность двигателей: дизель 3.200 л.с., электромотор 750 л.с. Скорость: надводная и подводная под шноркелем 17,7 узла; на электромоторе 7,6 узла. Глубина погружения: рабочая 120 м, предельная 250 м. Время погружения: нормальное 50 сек., срочное 30 сек. Дальность плавания: 8.500 миль. Размеры: 67,1 х 6,2 х 4,3 м. Вооружение: 5 ТА - 4 носовых, 1 кормовой, 14 торпед; артиллерийское вооружение разное. Экипаж: 52 человека
А затем началась грандиозная «Битва за Атлантику». К лету 1940 года немцы полностью замкнули кольцо блокады вокруг Британских островов, и заявили, что теперь в районе 100 морских миль от английского побережья они будут без предупреждения торпедировать любое судно. Руководство нацистского государства открыто начало придерживаться принципа «топи их всех», и подводная война приняла размеры неограниченной, тотальной. За период с мая 1940 года по июнь 1941 года Великобритания потеряла 627 торговых судов общим тоннажем 3.469.195 брт (с потерями 1939 года это составило уже 883 судна грузовместимостью около 4,5 млн. брт). И значительное число этих судов было потоплено «семерками», численность которых в Кригсмарине постоянно увеличивалась – в 1940 флот пополнился 20 субмаринами Тип VII, в 1941 в строй вступили еще 152 «семерки», а в 1942 - 179. Новые подлодки в этот период полностью покрывали убыль (потери «семерок» за 1940 составили 10 субмарин, за 1941 – 29, а за 1942 – 70 лодок Тип VII). Но уже в середине 1942 положение начало меняться, а в 1943-1944 вообще наступил перелом. Победе антигитлеровской коалиции в морской «Битве за Атлантику» способствовало кардинальное улучшение средств противолодочной обороны. Английские и особенно американские судостроительные предприятия резко увеличили количество выпускаемых транспортов и боевых противолодочных кораблей, а конструкторы кардинально улучшили средства обнаружения подлодок. Огромное значение для этого имело создание и широкое распространение радаров. Их применение лишило подводные лодки возможности следовать в надводном положении. Не меньшую роль сыграло так же массовое строительство эскортных авианосцев, обеспечивших воздушное наблюдение даже в центральной части Атлантики. Теперь практически в любой точке Атлантического океана германские субмарины не могли чувствовать себя в безопасности – везде их мог атаковать вражеский самолет, или навести на погрузившуюся подлодку специально созданные группы кораблей ПЛО. Эффективность этих мер немецкие подводники ощущали все сильнее: их потери уже во второй половине 1942 года стали возрастать, в 1943 они почти сравнялись с поступлениями новых субмарин, а в 1944-1945 стали просто катастрофичными. Так, в 1943 г. убыль в 166 погибших «семерок» еще более-менее была покрыта вступлением в строй 220 лодок типа VII, но в 1944 на 110 построенных «семерок» пришлась гибель 186 субмарин этого типа. А в 1945 году Кригсмарине пополнился всего 2 (двумя!) «семерками», но потерял 169 подлодок типа VII (из них 62 лодки были затоплены своими экипажами при капитуляции Германии, а все остальные погибли в походах!).
ИТОГИ
«Семерка» вернулась из боевого похода
«Семерка» вернулась из боевого похода
Число введенных в строй Кригсмарине с 1935 по 1945 год лодок всех серий типа VII (718 единиц) составило более 60% от общей численности германского подводного флота. За время 2-й мировой войны немецкий флот по разным причинам потерял 546 или 572 субмарин типа VII (в разных источниках указываются разные цифры) – это около 76% от числа всех потерь германского подводного флота. Еще 9 лодок этой серии были уничтожены авиацией союзников непосредственно на стапелях, 3 затоплены своими экипажами в Тулоне в августе 1944 года при оставлении этого города, а 62 уничтожены личным составом при капитуляции Германии. Небольшое число оставшихся на плаву «семерок» было передано победителям.
За период Второй мировой войны подлодки VII серии совершили более 2.600 боевых походов, во время которых они потопили приблизительно 1.365 судов и кораблей противника – это около половины от общего числа вражеских судов, уничтоженных всеми типами подлодок Кригсмарине. К крупнейшим успехам в действиях лодок типа VII против боевых кораблей союзников можно отнести потопление ими двух линкоров («Ройял Оук» и «Бархэм»), восьми авианосцев и четырех крейсеров.
«Семеркам» так же принадлежит определенный ряд рекордов. Так, самое крупное гражданское судно, потопленное немецкими подводниками — пассажирский лайнер «Эмпресс оф Бритн» (42.348 брт) - был торпедирован «семеркой» U-32. Самой удачливой германской субмариной стала U-48 серии VIIB, потопившая за 13 боевых походов (09.1939 – 06.1941 гг.) 51 транспортное судно общим тоннажем 306.875 брт, и 1 боевой корабль (1.060 т). А «семерке» U-338 принадлежит еще один своеобразный рекорд: 16.03.1943 года при атаке конвоя SC-122 ей удалось залпом из пяти торпед отправить на дно три транспорта и повредить четвертый.