27 ноября 2021

Как организовать обзор из кабины гиперзвукового перехватчика в 50-х? F-84 с перископом.

1d58eb076be3t.jpg
F-84G с перископом для XF-103 

В середине 50-х компания Republic задумала очень амбициозный проект: XF-103 Thunderwarrior перехватчик, со скоростью полета свыше M3 (и аж до M5(!) на прямоточном реактивном двигателе). Зачем? До беспилотных ЗУР дальнего действия еще оставалось лет 10+, а задача перехвата носителей ядерного оружия становилась все более актуальной. Цена прорыва даже одного советского бомбардировщика с ядерной бомбой была слишком велика, так что успеть сбить его где-то над севером Канады было интересно.

9015e624e60at.jpg
Вид на экспериментальный стенд сбоку

Но вот задачка: создать фонарь кабины, способный выдержать аэродинамический нагрев было в то время невозможно (да и сейчас для M5 это задачка не из простых). Было можно создать небольшие конформные окошки, но обзор из них был никакущий. Поэтому решили, что пилот будет рулить из закрытой кабины, картинку в которую будет поставлять перископ производства Bausch&Lomb со сравнительно небольшой термостойкой линзой (диаметром 6"). Но вот как это будет выглядеть, и сможет ли пилот управлять самолетом с таким обзором?

1da6e6ffd2f7t.jpg
Кабина прототипа, вид изнутри

Для ответа на этот вопрос был переоборудован серийный истребитель F-84G-1-RE, обзор вперед у которого был сделан через прототип перископа для XF-103. Самолет совершил первый полет 21 октября 1955 года. Получилось... Ну как, взлетать и садиться было можно, но осторожно. С учетом боковых окон будущего XF-103 обзор по горизонтали составлял солидные 108°, а вот с углами обзора вперед было так себе.

4e1667789ecdt.jpg
Вид вперед через перископ, кадр кинопленки

Перископ обеспечивал обзор в ±15° по горизонтали и +12°/-18° по вертикали. Для полета же на полной скорости и выхода на цель обзора перископа должно было хватить. Все, в принципе, шло к успеху, но в 1957 году успешно завершились испытания дальнобойного ЗРК CIM-10 Bomarc, отменившей гиперзвуковые перехватчики за ненадобностью.