Ровно 100 лет назад, в последний день осени 1921 года, была зарегистрирована первая в мире совместная международная авиакомпания "Германо-российское общество воздушных сообщений", по немецки - Deunsch-Russishe Luftverkergesellschaft, сокращенно - Deruluft. У нас его называли на немецкий манер "Дерулюфт". Штаб-квартира общества располагалась в Берлине, а управляли им два равноправных директора - русский и немецкий.
В первые годы работы компания занималась воздушными перевозками пассажиров и почты между Москвой и Кенигсбергом, а впоследствии линия была продлена до Берлина. На поезде этот путь занимал примерно трое суток, а на аэроплане, с учетом промежуточных посадок для дозаправки, - менее суток, так что, выигрыш во времени был очевиден.
При заключении договоря о создании "Дерулюфта" Россия взяла на себя расходы по приобретению аэропланов, Германия же предоставила наземый персонал и аэродромное оборудование. В том же 1921 году РСФСР закупила в Голландии за 250 тысяч рублей золотом 10 новых одномоторных грузо-пассажирских аэропланов "Фоккер" F-3 с шестиместными салонами и внушительными багажными отсеками. На работу в компанию были приняты шесть немецких пилотов и двое русских, а также - шесть немецких механиков.
Первый полет авиакомпании был приурочен к празднику 1 мая 1922 года, когда германский летчик Юст доставил из Кенигсберга в Москву груз дипломатической корреспонденции. А 3 мая советский летчик Воедило прошел тот же маршрут в обратном направлении. В дальнейшем полеты стали регулярными, дважды в неделю. Они совершались только в светлое время суток, поскольку "Фоккеры" не имели оборудования для ночных полетов.
До конца года было совершено ровно 100 авиарейсов без единой поломки, что по тем временам считалось хорошим показателем. Аэропланы перевезли 338 пассажиров и более тонны диппочты. Таким образом, рейсы, в основном, выполнялись с неполной загрузкой, что и неудивительно, учитывая высокую цену билетов, а также - то, что оплата производилась только в валюте. Полет из Москвы в столицу Восточной Пруссии стоил 20 британских фунтов, 80 американских долларов или 100 тысяч немецких марок (в Германии тогда царила инфляция).
Одними из первых частных пассажиров, воспользовавшихся услугами авиакомпании, стали поэт Сергей Есениин и его супруга - американская танцовщица Айседора Дункан. Уже 10 мая 1922 года они отправились в воздушное путешествие, которое для Есенина было первым в жизни. Впоследствии он признался, что сперва боялся лететь, но потом ему понравилось.
В 1925 году полеты стали ежедневными, кроме вскресенья. И тогда же билеты начали продавать не только за валюту, но и за советские червонцы. Это значительно увеличило пассажиропоток: до конца года услугами "Дерулюфта" воспользовались 1399 человек, в том числе - другой знаменитый поэт Владимир Маяковский.
За три первые три года работы авиакомпании произошло только одно серьезное летное происшествие: в октябре 1924 года немецкий пилот Штайгер попал в густой туман и попытался совершить вынужденную посадку практически вслепую, но не рассчитал высоту, задел верхушки деревьев и разбился. К счастью, это был чисто почтовый рейс без пасссажиров, поэтому других жертв не было.
В 1927 году "Дерулюфт" плностью обновил свой авиапарк, заменив уже порядком изношенные "Фоккеры" на новые немецкие самолеты Дорнье "Меркюр". Эти машины той же пассажировместимости обладали более высокой скоростью - 200 км/ч, а цельнометаллическая конструкция делала их более надежными и долговечными, чем "Фоккеры" с их деревянными крыльями и полотняной обшивкой фюзеляжей.
Новый самолет понравился пассажирам, которые высоко оценили его просторный салон с мягкими креслами и большими окнами. В 1928 году "Меркюры" начали курсировать между Берлином и Москвой с промежуточными посадками в Смоленске и Кенигсберге. Работа авиакомпании набирала обороты, в 1932 году ее штат пополнили три советских трехмоторных авиалайнера АНТ-9. Но в 1933 году, после прихода к власти Гитлера, ситуация резко изменилась. Однако это уже другая история.
На заставке - "Фоккер" с бортовым номером RR1 - первая машина "Дерулюфта". Осенью 1924 года она разбилась в аварии.
"Фоккер" на Смоленском аэродроме.
Высадка из "Фоккера" пассажиров, прилетевших в Москву. По узкому и высокому трапу этой машины было нелегко спускаться без посторонней помощи.
Самолет Дорнье "Меркюр" авиакомпании "Дерулюфт". На борту прикреплена табличка с обозначением маршрута.