28 ноября 2021

О сражении на Березине

На днях мы упоминали про сражение на Березине… к 28 ноября 1812-го оно практически завершилось.



…В нашу историографию эта довольно странная битва вошла заключительным победным аккордом войны – но, справедливости ради, её вполне можно счесть увертюрой «Заграничного похода» (против которого, как говорят, вопреки своей придворной дисциплинированности, категорически выступал Кутузов). Между тем, возможно, нашим армиям и не пришлось бы топать до Парижа – ведь всё шло к тому, что Бонапарт будет пленён на этой речке (судя по воспоминаниям очевидцев, вовсе не такой широкой, как её принято изображать на батальных полотнах!) Почему же этого не случилось?..

…Итак, Наполеон с сорока тысячами относительно боеспособных войск (и примерно таким же количеством нестроевых и гражданских) поспешно улепётывал восвояси. В спину ему дышал Кутузов с главными силами; с севера подходила 36-тысячная армия спасителя Петербурга Витгентшейна; с юга – 24-тысячная армия адмирала Чичагова. Казалось бы – кольцо замкнулось?.. Как выяснится – ничего подобного…

…Для начала, Кутузов притормаживает своё движение – к Березине он отстанет от супостата на добрых сто вёрст. Витгенштейн, со своей стороны, не может набрать темп по вполне очевидной причине: перед ним находятся два французских корпуса, от которых он, собственно, и отстаивал с начала войны Северную столицу… теперь пришла их очередь отступать – но это происходит с боями!..



…Остаётся Чичагов с совершенно свежими войсками (формально он должен был противодействовать пока что союзной Наполеону Австрии, но та никаких телодвижений не совершала). Адмирал занимает Минск, Борисов – и неожиданно для себя оказывается один на один с Бонапартом!.. Естественно, он отступает на другой берег, взрывает мост, и – садится в оборону…

…Наполеон действительно появляется – и начинает ложные манёвры на виду у Чичагова. (Надо сказать, свою лепту внёс и Кутузов, сбивший адмирала приказом двигаться в ложном направлении). В это время французы вовсю строят мосты севернее (как рассказывают, инженерные команды работали по плечи в ледяной воде и вымерзли в полном составе). Начинается переправа – первым Березину пересекает император с гвардией – а всего, по некоторым сведениям, повезло примерно шестидесяти тысячам человек. (Правда, способных носить оружие там было немного). Только на следующий день, как раз 28-го, Чичагов сообразит, в чём дело – правда, захватить понтоны не сможет… тут подоспеет  и Витгенштейн, пленивший по пути французскую дивизию – и откроет по переправе огонь!..



…Впрочем, ядра посыпались на отставших – безоружных и гражданских. Именно в этот день произойдёт известная давка с многочисленными жертвами – один мост рухнет, а второй французы подожгут утром… По воспоминаниям очевидца: «Ввечеру того дня равнина …представляла ужаснейшую, невыразимую картину: она была покрыта каретами, телегами, большею частью переломанными …устлана телами умерших женщин и детей, которые следовали за армией из Москвы. Участью сих несчастных, находящихся между двумя сражающимися армиями, была гибельная смерть; многие были растоптаны лошадьми, другие раздавлены тяжёлыми повозками, иные поражены градом пуль и ядер, иные утоплены в реке при переправе с войсками, или, ободранные солдатами, брошены нагие в снег, где холод скоро прекратил их мучения…»

P.S. …Виновником благополучного бегства Наполеона будет «назначен» Чичагов – уже в следующем году он уедет во Францию и там останется. (А впоследствии уже Николай I лишит его пенсии). Разумеется, Кутузов, издалека наблюдавший за ходом событий, останется «весь в белом» – да ещё и больше всех будет усердствовать в нападках на адмирала. (Михаил Илларионович попытается приплести и Витгенштейна – но репутация того, после спасения Питера была непоколебима).



P.P.S. …Хотя, если вдуматься, – что мог сделать Чичагов против превосходящих сил самого Наполеона?.. И почему так странно бездействовал Кутузов?.. А что если цель (допустим, имелось пожелание царя – может быть, даже не высказанное вслух) …так вот – что если цель, на самом деле, как раз и была – дать лично Бонапарту уйти, чтобы иметь повод двинуться за ним в Европу?.. Впрочем, это – совсем другая история.