Викторианская эпоха удивительным образом сочетала развитие технического прогресса и чудовищное ханжество в области морали. Вот на пересечении этих двух кривых и расцвело сочным цветом такое изобретение, как купальные машины.
Почему в викторианском обществе считалось, что секса нет, мы знаем. Тон задавала сама королева Виктория, дама высоких моральных принципов и безграничной наивности. Пока был жив ее муж, принц Альберт, она рожала ему детей одного за другим, то есть с процессом была знакома. С другой стороны, она, например, искренне удивилась в свое время упоминанию женщин в законопроекте, касающемся наказания за однополый секс и потребовала это вычеркнуть как явный бред: дескать, дамы-то как могут заниматься этим друг с другом, если у них нет… ну, вы понимаете…
Почему в викторианском обществе считалось, что секса нет, мы знаем. Тон задавала сама королева Виктория, дама высоких моральных принципов и безграничной наивности. Пока был жив ее муж, принц Альберт, она рожала ему детей одного за другим, то есть с процессом была знакома. С другой стороны, она, например, искренне удивилась в свое время упоминанию женщин в законопроекте, касающемся наказания за однополый секс и потребовала это вычеркнуть как явный бред: дескать, дамы-то как могут заниматься этим друг с другом, если у них нет… ну, вы понимаете…
Королевская чета, Виктория и Альберт, на свадьбе и 20 лет спустя
При этом люди оставались людьми, внебрачные связи случались, проституция процветала, все ориентации и перверсии были представлены в викторианской Великобритании в полной мере. Некоторые даже сверх того — например, получение удовольствия от порки. Считается, что так получилось из-за развитой традиции телесных наказаний в мужских школах.
Традиции порки в британских школах были святы буквально вплоть до недавнего времени. И секли обычно не как на картинке, а по обнаженным ягодицам
Однако очень важно было сохранять видимость приличий. И одно из главных табу касалось обнаженного тела. Даже сексом предписывалось заниматься в рубашках и панталонах с прорезями.
А уж купаться… Понятно, что пляж — источник соблазнов. Но англичане, во-первых, морская нация, во-вторых — спортивная, в-третьих — никогда не боявшаяся трудностей. Поэтому в викторианскую эпоху купание было популярно, но строго регламентировано.
В сфере пляжных костюмов существовал незыблемый принцип: даже мокрой эта одежда не должна оставлять возможности для эротических фантазий. Только плотные ткани с ног до головы, непременно прикрытые юбкой ягодицы, ну и, разумеется, чулки с туфлями: не выставлять же ноги напоказ! Ноги вообще считались настолько срамной частью тела, что само это слово вытеснили из обихода. Прилично было говорить «конечности», «члены». Даже брюки постепенно стали обозначать иносказательно: невыразимые, неназываемые. Ну да, их же на ноги надевают, так что тень греха ложится и на предмет гардероба.
Великобритания, XIX век. Дама с пониженной социальной ответственностью соблазняет клиента, показывая ногу в полосатом чулке
Однако вернемся к купальным костюмам. Для мужчин на всем протяжении викторианской эпохи — а это около 80 лет — в качестве одежды для плавания предлагали трико, комбинезоны со штанинами ниже колен и короткими рукавами. Да-да, иногда они были полосатыми, но необязательно, однотонных тоже хватало. А вот мода на купальные костюмы для дам менялась каждый сезон. Разумеется, были каталоги с фасонами. В какой-то момент в моду вошел восточный стиль, и британки купались в шароварах и жакетах до середины бедра. Только не в шелковых, конечно, а во фланелевых. Ближе к концу XX века появился тренд на длинные строгие шерстяные купальные платья с белой оторочкой по краю. Ну и, конечно, ко всякому костюму прилагались соответствующие купальные головные уборы.
костюмы в матросском стиле. Материал — плотная шерсть
Разнообразие фасонов в середине XIX века. Главное правило — надежно задрапировать ноги и ягодицы
Шляпы и туфли — неотъемлемая часть купального костюма
юмористического журнала «Панч». На подписи сказано примерно следующее: «О да, мсье, вы тут, бесспорно, самый красивый. Но хватит уже изучать местность, ныряйте!»
Однако тут мы добрались до самого интересного. Во-первых, как, скажи на милость, достойным дамам и джентльменам переодеваться, не теряя достоинства? А во-вторых, даже эти удивительные купальные костюмы не считались вполне приличными для нахождения в общественном месте. Разгуливать в них по пляжу, разжигая дьявольские страсти, не представлялось возможным. Поэтому-то и получили широчайшее распространение купальные машины.
Вот это не викторианские купальные машины. Возможно, бельгийские. У викторианских не могло быть таких больших окошек
Механического в них обычно было немного. Представляли они собой крытый парусиной вагончик на четырех больших колесах. После того как цивильно одетая дама или господин — исключительно порознь — заходили внутрь, купальную машину закатывали в воду. Человек переодевался, не опасаясь, что за ним будут подглядывать всякие извращенцы, а потом открывал дверь и по лесенке сходил в море. Когда водные процедуры надоедали, он облачался в городскую одежду, тянул за рычаг и поднимал над вагончиком флажок. Служители понимали, что пора, и вытягивали кибитку на берег. Чаще всего в качестве тягловой силы для купальных машин выступали люди: труд человеческий был дешев. Использовались и лошади. Однако на самых продвинутых пляжах купальные машины спускали в воду по некоему подобию рельсов, причем тянула их в обе стороны паровая лебедка.
А это уже начало XX века. Девушки утратили стыд, сверкают коленями и не прикрывают ягодицы юбкой
Актуальность купальных машин закончилась в начале XX века, когда стало допустимым их совместное использование супругами. Какая уж тут, к черту, мораль! Однако сами вагончики кое-где еще стоят. И в Великобритании, и в странах Европы. Из них сделали раздевалки, душевые и даже, о ужас, туалеты. Сохранилась и купальная машина самой королевы Виктории. Точнее, ее восстановили, и она служит главной достопримечательностью пляжа в Осборне — там было частное имение королевы. Ее величество любила проводить время на крыльце купальной машины: писать письма, читать и наслаждаться морскими видами вдали от суеты и ужасных мирских страстей.
Купальная машина королевы Виктории. На фото видны фрагменты каменных рельсов, по которым она съезжала в воду