26 ноября 2021

О князе Юрии Всеволодовиче – и «Батыевом нашествии»

…Как мы уже вспоминали, сегодня – Всемирный день информации… и  в этом смысле, сложнейшим (или наоборот – благодатнейшим?..) материалом следует признать Средневековье – достоверной информации минимум; простор для толкований (и даже спекуляций) – неограниченный! …Итак, 26 ноября 1188 года родился Юрий (или – Георгий, церковный вариант этого имени) Всеволодович – Великий князь Владимирский (напомним – к тому времени Киев своё значение успеет  утратить, и Великокняжеским столом считался именно Владимирский)… так вот – спустя полвека он будет убит в злополучной битве на Сити, и останется в отечественной историографии едва ли не главным виновником «погибели Руси» при пресловутом Батыевом нашествии. (Заметим – делалось немало попыток оправдать князя… возможно, и справедливых – во всяком случае, канонизирован он ещё в  XVII веке). Но – по порядку.




…Отцом Юрия был Всеволод Большое Гнездо (названный так из-за обширного потомства – принято считать, что как раз распри между его восемью сыновьями и станут основной причиной так называемой «феодальной раздробленности Киевской Руси»… звучит не вполне справедливо – в конце концов, сам Всеволод был десятым сыном известного нам Юрия Долгорукого). Так или иначе – Большое Гнездо (войско которого, по сообщению автора «Слова о полку Игореве»: «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать», – несомненно, даст процессу толчок, объявив наследником не старшего сына, Константина, а именно Юрия-Георгия…

…По смерти отца, князья, само собой, сцепятся!.. В коалиции с Юрием выступит ещё один брат, Ярослав (отец Александра нашего Невского) – и оба будут побиты… Любопытно, что Константин не только не подвергнет  родственников репрессиям – но и назначит Юрия своим преемником. Таким образом, через несколько лет тот вполне легитимно заступит место усопшего победителя…

…Дальнейшее правление Великого князя отметится практически ежегодными походами – то против соседей, то против волжских булгар. (Историки до сих пор не определились, что это был за народ – но именно для защиты от них Юрий в 1221 году соорудит крепость под названием Новгород Низовской земли – хорошо известный в дальнейшей истории как Нижний).



…Спустя два года он проигнорирует антимонгольский поход князей… и правильно сделает, поскольку дело закончится феерическим поражением при Калке. (Некоторые историографы указывают, что Юрий «не успел»… всё может быть – но более логичным кажется предположение, что Великий князь – которому, вроде бы, по должности положено было возглавить миссию! – просто воздержался, предоставляя конкурентам возможность растратить силы и средства).

…Вероятнее всего, Юрий верил в неуязвимость своих Владимирских земель – за лесами, за болотами – но вскоре суровая действительность явится к нему в лице Батыя… (Хотя, не так уж и скоро – только в 1237-м). Как мы помним, первый удар придётся по Рязани – источники сообщают, что местные князья просили у Юрия помощи – но тот снова уклонится… более того – оставит свою столицу (со всей семьёй) – и отправится собирать войска на реку Сить… (Князь предполагал получить подкрепления от братьев – включая упомянутого Ярослава – но тот, в свою очередь, тоже спешить не станет… как мы помним, на следующий год уже отец Невского благополучно получит от Батыя ярлык на Великое княжение).

P.S. …а Юрий примет бой – будет разгромлен и убит. (К тому времени  до князя уже дойдёт весть о том, что его столица сожжена, а семейство – вырезано). Подробности сражения неизвестны, но некоторые источники утверждают – сам Батый будет потрясать отрубленной головой Юрия перед строем… (Другие, впрочем, указывают – хан в битве на Сити не присутствовал; великокняжеское войско было разгромлено случайно наткнувшимся на него второстепенным корпусом  темника Бурундая). Так или иначе – сохранилось предание, что останки  Юрия потом отыщет священник – причём «…глава святая прильнула к святому телу, так что и следа не было отсечения на его шее». По другой версии, князь бежал в Китеж – после чего легендарный град и погрузится в воды… Впрочем, это – совсем другая история.