29 июня (16 июня по старому стилю) 1911 года, был спущен на воду линкор "Севастополь". В судьбе этого линейного корабля отразился непростой путь страны. Пройдя несколько войн, корабли этого типа нашли достойное применение в годы Великой Отечественной, став на защиту Ленинграда и Крыма.
Первый среди равных.
"Севастополь" был первым из серии однотипных кораблей, которое морское ведомство Российской империи готовило для будущих сражений (вместе с "Гангутом", "Полтавой", "Петропавловском"). Прошедшая Русско-японская война 1904-1905 годов уничтожила значительную часть русского флота, одновременно показав его устарелость.
Линейный корабль "Севастополь" в кронштадтском доке.
"Второй штурм Севастополя немецкие войска предприняли 17 декабря 1941 года. Главный удар наносился по стоянке кораблей Черноморского флота — Севастопольской бухте. Сражение приняло затяжной характер, и к 29 декабря до заветной цели гитлеровцам оставалось всего два километра. В этот тяжелейший момент на помощь обороняющимся матросам и бойцам Красной Армии пришла помощь с моря — линейный корабль "Парижская коммуна" (в прошлом "Севастополь") открыл огонь всеми своими орудиями, в том числе главного калибра. Огромные снаряды буквально перепахали вражеские позиции. Штурм города провалился."
Линкоры "Марат" и "Петропавловск".
Беречь линкоры как зеницу ока.
Новые линкоры были лучше бронированы и вместе с тем более мореходны, чем прежние корабли. В четырех башнях размещалось по три 305-мм орудия главного калибра, еще 16 орудий калибра 120-мм размещались в бортовых казематах. Однако дооснащение линкоров затянулось вплоть до начала Первой мировой войны, а боевое применение было весьма своеобразным.
Зачисленные в 1-ю бригаду линейных кораблей Балтийского флота четыре линкора всю войну больше стояли в гавани Гельсингфорса (ныне Хельсинки), чем выходили в море. В боевых действиях участвовали более мелкие русские корабли — крейсера и эсминцы.
Такая тактика объяснялась опасением командования потерять большие и дорогостоящие корабли в скоротечном морском бою. Над царскими адмиралами витала мрачная тень Цусимского сражения 1905 года. Линкоры задействовались в крайних случаях.
Кормовой плутонг 120-мм орудий линкора "Гангут"
Матросский бунт.
Осенью 1915 года они прикрывали постановки минных заграждений в Ирбенском проливе, что не позволило германским кораблям прорваться к Кронштадту и Петрограду.
Длительное пассивное стояние на рейде и строгие порядки на "парадных" кораблях привели к матросскому бунту — 19 октября 1915 года команда "Гангута" вышла из подчинения, потребовав улучшения качества питания и удаления с линкора офицеров с немецкими фамилиями — их считали виновниками уклонения от боя.
Беспорядки с трудом удалось погасить, но после Октябрьской революции матросы линейных кораблей Балтийского флота примкнули к большевикам. Они нашли царским линкорам более активное применение — все четыре корабля участвовали в тяжелейшем для Балтийского флота ледяном переходе весной 1918 года из Гельсингфорса в Кронштадт.
Глобальная реконструкция.
После этого судьба линейных кораблей сложилась по-разному. "Полтава" была сильно повреждена в результате пожара, случившегося 24 ноября 1919 года в Петрограде.
Все последующие попытки восстановления корабля успехов не принесли.
"Гангут" был переименован в 1925 году в "Октябрьскую революцию", в 1927 году подвергся (наряду с двумя другими однотипными линкорами) глобальной реконструкции, перейдя с угля на жидкое топливо. Это позволило увеличить дальность плавания и скорость хода. Улучшился силуэт и управление артиллерийским огнем корабля, он получил новейшие средства связи и системы противовоздушной обороны.
"Октябрьская революция" участвовала в Советско-финской войне 1939-40 гг. Ее главной задачей было подавление тяжелых финских береговых батарей. С началом Великой Отечественной войны под командованием контр-адмирала Михаила Москаленко линкор воевал в Таллине, а затем вошел в состав артиллерийских групп, прикрывавших Ленинград как со стороны Балтийского моря, так и на сухопутных подступах к городу.
В сражении за Ленинград основными целями боевого корабля стали танки, артиллерия и пехота противника. Несмотря на то, что "Октябрьская революция" была повреждена во время налета вражеской авиации, корабль долгое время оставался одним из основных элементов обороны города.
Корабль, вернувшийся с того света.
"Петропавловск" участвовал 31 мая 1919 года в морском сражении с семью британскими эсминцами и обратил их в бегство. В июне 1919-го линкор участвовал в подавлении мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь".
Репродукция картины художника Николая Бубликова "Линкор Петропавловск обстреливает форт "Красная горка". 1919 год.
В 1921 году матросы "Петропавловска" приняли участие в антибольшевистском Кронштадтском мятеже, после подавления которого корабль был переименован в "Марат", в честь известного французского революционера.
Мятежный линкор "Петропавловск".
Как и "Октябрьская революция", "Марат" воевал на Балтике, в ходе Советско-финской войны, а затем, во время Великой Отечественной, на подступах к Ленинграду. Но ему повезло меньше, чем собрату, — 23 сентября 1941 года во время налета люфтваффе одна из тяжелых бомб вызвала детонацию боеприпасов первой башни главного калибра.
"Чудовищной силы взрыв затопил корабль, при этом погибли 326 человек команды во главе с капитаном II ранга Павлом Ивановым. Однако новый командир "Марата" капитан III ранга Леонид Родичев с частью уцелевших моряков сумел за короткое время вернуть линкор в строй — его орудия начали бить по нацистам уже 31 октября 1941 года."
Корабль, которому приказом наркома ВМФ в 1943 году вернули прежнее имя "Петропавловск", в качестве несамоходной плавучей батареи воевал на сухопутном фронте до окончательного снятия блокады Ленинграда.
Флагман Черноморского флота.
Линкор "Севастополь" в 1919 году участвовал в обороне Петрограда, поддерживая огнем своих орудий контрнаступление против войск генерала Юденича. В марте 1921 года его экипаж, по примеру "Петропавловска", примкнул к мятежу в Кронштадте, после чего был весь заменен, а сам корабль переименован в "Парижскую коммуну".
"В 1929 году был переведен на Черное море, поскольку там не осталось ни одного линкора, и стал флагманом Черноморского флота. Боевые действия для корабля начались 14 июля 1941 года, когда "Парижская коммуна" вступила в бой с немецкими бомбардировщиками.
После того, как германские войска прорвались в Крым, линкор был переведен из Севастополя в Поти, однако продолжал периодически оказывать огневую поддержку своим сухопутным войскам."
Бить врага на суше и в воздухе.
Под командованием капитана I ранга Федора Кравченко корабль принимал участие в отражении первого штурма Севастополя — в ноябре 1941-го. Его действия во время второго штурма явились решающими — 29 декабря 1941 года с дистанции 30 километров он выпустил по врагу 79 305-миллиметровых и 265 120-миллиметровых снарядов. Было уничтожено более десятка танков, около десяти артиллерийских орудий и почти батальон пехоты.
На обратном пути в Поти линкор эвакуировал более тысячи раненых бойцов и командиров. Помимо Севастополя, "Парижская коммуна" активно поддерживала высадку 44-й армии в январе 1942 года на Керченском полуострове Крыма.
Линкор "Парижская коммуна" ведет огонь по укреплениям немецко-румынских войск. Январь 1942 года.
Немцы долгое время настойчиво хотели уничтожить с воздуха флагман Черноморского флота, и судьба линкора многие месяцы зависела от мужества и умения собственных зенитчиков, которые отразили более двадцати налетов вражеской авиации. Почти все погибшие моряки из команды линкора были бойцами ПВО.
Возвращение в Севастополь.
В отражении третьего штурма Севастополя в 1942 году корабль не участвовал — он находился в ремонте. А затем на повестку дня встал вопрос обороны Кавказского побережья, где такой крупный корабль, как "Парижская коммуна", был желанной мишенью для люфтваффе.
Более 500 человек из команды направили в морскую пехоту, а из 120-мм орудий создали береговую батарею, которая осенью 1942 года защищала Новороссийск.
"31 мая 1943 года кораблю вернули имя "Севастополь", а 5 декабря 1944 года вместе с прежним вооружением, под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского линкор гордо вошел в освобожденный Севастополь."
Адмиралы Сергей Горшков и Филипп Октябрьский на линкоре "Севастополь". 1944 год.
Автор:Сергей Варшавчик.