Возможно, кому-то памятен фильм Ридли Скотта «Царство небесное» (хоть картина и не повторила успеха «Гладиатора») …так вот – в нашей сегодняшней истории задействованы большинство её персонажей. (Кстати, Балиан (Орландо Блум) действительно существовал; более того – на самом деле руководил обороной Иерусалима, и сдал его на относительно приемлемых условиях!..) Правда, никаким кузнецом (и тем более – бастардом) рыцарь Балиан Ибелин отродясь не был, да и лет ему к 1187 году стукнуло примерно сорок пять – возраст по тем временам более чем почтенный. Ну, ладно…
…Скорее всего, Балиан принимал какое-то участие и в событиях, о которых сегодня пойдёт речь – но хроники об этом умалчивают; а вот король Балдуин IV (Эдвард Нортон), и Рено де Шатильон (Брендан Глисон) сыграли в них важную роль. Итак, битва при Монжизаре произошла за десять лет до падения Иерусалима, 25 ноября 1177-го – и столетиями считалась одной из самых блестящих побед крестоносного воинства в Святой Земле…
…Семнадцатилетний Балдуин Прокажённый был коронован тремя годами раньше… кстати, маску ему в Голливуде, похоже, придумали – а вот неизлечимо болен король был с малолетства: он умрёт в двадцать четыре – и ко времени, о котором повествует фильм, уже не сможет ходить и ослепнет. Но в битве при Монжизаре Король Иерусалимский ещё обладал достаточной энергией!..
…Его правой рукой и был Рено де Шатильон, только что вернувшийся из пятнадцатилетнего плена – этот «Волк Керака» действительно известен лютой ненавистью ко всему мусульманскому. (Возможно, в основном, по экономическим причинам: игнорируя любые перемирия, сеньор пополнял свой бюджет исключительно грабежом караванов – как говорят, после поражения при Хаттине, Саладин лично отрубит ему голову и прикажет возить её по окрестностям).
…Что касается самого Саладина, то он (по совпадению – в год коронации Балдуина) стал султаном Египта, и, разобравшись с другими претендентами, теперь был готов к походу на Иерусалим. (Заметим – в стане крестоносцев никакого единства не было; рыцари добросовестно перенесут в Святую Землю присущую Средневековью «феодальную раздробленность». Правда, в присутствии общей угрозы, друг друга они не резали – но интриг и своевольства хватало; ситуацию обостряла болезнь короля… с тем, что он не жилец всё было ясно, а вот с престолонаследием – не очень: детей Балдуин, по понятным причинам, не имел).
…Итак, в начале ноября 1177-го Саладин вторгается в Иерусалимское королевство – и, минуя Газу, направляется на Аскалон (нынешний Ашкелон в Израиле). Войск у него было не то двадцать тысяч, не то ещё больше – и для тех времён и условий это можно признать огромной армией – поскольку Балдуин располагал всего тремя сотнями рыцарей и тысячью-другой пехотинцев. С этими силами он и двинется на перехват (для скорости, посадив пехоту на повозки) – и войдёт в Аскалон раньше противника.
…Саладин не станет связываться с осадой, и, блокировав город частью войска, повернёт на Иерусалим – причём сарацины рассыплются по территории беззащитного королевства, грабя всё на своём пути. (Одним из разорённых городов станет Лидда – родина Георгия Победоносца; пострадает его храм – отсюда возникнет легенда, что святой со своим воинством явился поддержать крестоносцев).
…Есть мнение, что ловушка, в которую, вроде бы, сам себя заманил Балдуин, была тактическим ходом – узнав о проблемах короля, к нему отовсюду поспешат на помощь. Первыми прибудут тамплиеры из Газы – и сметут стоявших под стенами сарацин. Подтянутся и другие (включая, кстати, рыцарей Ибелина). Интересная деталь – согласно хроникам, у Балдуина имелся небольшой отряд «Ожидающих благословенной смерти» – таких же прокажённых, как он сам.
…Несколько христианских отрядов Саладин перехватит по пути – и, явно недооценивая противника, продолжит своё безоглядное движение на Иерусалим. Между тем его уже преследует получивший подкрепления Балдуин – и догонит на холме Манжизар, вблизи Рамлы (этот город в 24 км от современного Тель-Авива сохранил своё название поныне).
…Не заморачиваясь условностями, вроде «иду на вы», рыцари обрушатся на растянувшихся на марше сарацин с тыла… впрочем – учитывая неравенство сил, понять их можно. Внезапная атака застигнет врага врасплох – сопротивляться пытались только мамлюки – личная гвардия Саладина – но крестоносцы их перебьют. В мгновение ока сарацинская армия просто перестанет существовать – а полководец бежал!.. Причём с такой скоростью, что Балдуин не смог за ним угнаться… вместе с Саладином спаслась едва десятая часть войска…
P.S. …Существует мнение, что победоносной армией командовал не столько больной король, сколько упомянутый Рено де Шатильон… вряд ли теперь в этом можно разобраться – но сам факт блестящей победы несомненен. В любом случае – Саладин, отойдя от феерического поражения, скажет: «Богу не угодно, чтобы царство христиан пало при этом короле…» (Действительно, Иерусалим будет взят уже после смерти Балдуина IV…)