04 ноября 2021

О военной разведке

5 ноября в России отмечают День военного разведчика… то есть – таинственной и грозной организации под названием ГРУ. (Главным  Разведывательным Управлением эта служба называлась с 1942 года; сейчас – Главное управление Генерального штаба Вооружённых Сил РФ, хотя, недавно на самом высшем уровне речь зашла об официальном  возвращении прежнего имени). По понятным причинам, шумных торжеств не предвидится – но тем не менее...




…Итак, 5 ноября 1918 года Реввоенсовет утвердил штат собственного Полевого штаба, в котором, помимо прочего, значилось так называемое Регистрационное управление. Его задачей станет координация разведывательной информации, а первым руководителем – Семён Аралов. (Примерно на полгода – потом он будет состоять на дипломатической службе; а в 36-м попадёт, было, под раздачу – но, после прихода Берия в НКВД, дело пересмотрят. С началом Великой Отечественной 60-летний ветеран запишется добровольцем в ополчение – а умрёт на восемьдесят девятом году жизни. …Интересно, что в своё время Первую мировую Аралов закончит штабс-капитаном, позже прибьётся к меньшевикам – а в РКП(б) вступит  незадолго до упомянутого назначения… Но мы отвлеклись).

…По мнению источников, первую на Руси разведывательную операцию летописи фиксируют в 881 году: тогда Вещий Олег отправится завоёвывать Киев – но поначалу, под видом странника, зашлёт в город своего шпиона. Исходя из полученной информации (нам, впрочем, неизвестной) князь решает воздержаться от штурма – и прибывает под видом купца. (Дружина старательно прячется). Операция вступает во вторую фазу – агенты коварного варяга извещают о «заезжем госте» местных властителей, Аскольда и Дира. Наивные князья дадут волю любопытству – и прибудут с визитом на ладьи мнимого торговца… где и будут моментально убиты!..  Так Олег станет Киевским князем, а сам Киев – «матерью городов русских»…



…В отличие от хитроумного Олега, знаменитый воитель Святослав отличался нарочитой прямолинейностью. (Ну, зачем объявлять: «Иду на вы!», игнорируя фактор внезапности?.). Кто-то уверен, что дело в рыцарском характере князя, но отдельные скептики полагают – это образцовый пример психологического давления!.. Возможно… а вот данными разведки Святослав, (по крайней мере, единожды) пренебрёг – его предупреждали, что «на порогах стоят печенеги»… Так голова героя превратится в почётный кубок…

…Любопытный случай связан с походом будущего Святого Владимира на Корсунь (то есть Херсонес Таврический). Князь безрезультатно осаждал мощную крепость не менее полугода – пока однажды в его лагерь не прилетит стрела с запиской: «Перекопай и перейми воду, идёт она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Красное Солнышко так и сделает  – предварительно поклявшись креститься в случае успеха. (А дело было аккурат в знаменательном 989 году – или, может быть, самом конце 988-го).



…Так или иначе – источники утверждают, что послание исходило от некого «мужа корсунянина, именем Анастас»… По всему выходит – изменника и  перебежчика… Но – после скорой капитуляции Корсуня мы обнаруживаем его духовником князя – да и, по сути, руководителем начавшегося Крещения!.. (Он же станет первым настоятелем знаменитой Десятинной церкви – собственно, и название своё она получит после лаконичного распоряжения Владимира: «…вдасть десятину Настасу!») Невозможная судьба и честь для банального предателя! Напрашивается вывод о глубоко законспирированном агенте, причём – высочайшего уровня…

...Разумеется, обычным делом была полевая разведка – хоть история и не сохранили имён лазутчиков, предупредивших князя Александра Ярославича о высадке шведов в устье Невы; а князя Дмитрия Ивановича – о планах Мамая соединиться с войском литовского Ягайло. Но, как известно, основная сила любой разведки – в агентуре…

…Кто только не оказывался в этой роли на протяжении веков!.. Купцы, странники, священнослужители, послы… Особенно последние – потому первым разведуправлением на Руси принято считать Посольский приказ Ивана Грозного – или, более специализированный Приказ тайных дел Алексея Михайловича. (Вот фрагмент дипломатической инструкции тех времён: «Да будучи Ивану у короля разведати про то гораздо: как Густав король с Датским королем и с Литовским королем и магистром Ливонским, в миру ли с теми и с иными государи порубежными, и с которыми государи о чем ссылка, и что, Бог даст, проведает, и то, приехав сказати царю и великому князю»).

…Впрочем, раз уж мы говорим конкретно о военной разведке, то формально отсчёт можно вести с Экспедиции секретных дел, учреждённой военным министром Барклаем-де-Толли в 1810 году (и позже переименованной в Особенную канцелярию). Дело, впрочем, не в названии – задачи перед агентурой ставились те же, что и столетия назад (да и сейчас вполне актуальные) – разузнать «…о числе войск …об устройстве и вооружении их, о состоянии крепостей, способностях и достоинствах лучших генералов и расположении духа…» И это далеко не всё!.. «Не менее ещё желательно достаточное иметь известие о числе, благосостоянии, характере и духе народа, о местоположениях и произведениях земли, о внутренних источниках сей империи… и средствах к продолжению войны».



P.S. …Тут мы, пожалуй, прервёмся… нельзя объять необъятное – или, точнее: познать непознаваемое… Заметим только – странным образом, самые чувствительные удары отечественная разведка получала не от врагов, а от собственных правительств – так было и 1917-м, и в девяностые... Впрочем, это – совсем другая история.