Согласно международной концепции развития подводных сил, господствовавшей в 30-е годы 20 века, Германия перед 2-й мировой войной для выполнения различных задач строила подводные лодки нескольких видов. Малые подводные лодки предназначались для обороны своего побережья и отражения атак вражеских тяжелых кораблей на германские порты и военно-морские базы. Эти малогабаритные подлодки имели малую автономность, слабое вооружение и невысокую живучесть; зато они были относительно дешевы и просты в постройке. Средние подлодки предназначались для позиционных действий на коммуникациях противника, в морях на удалении от своих баз. Они имели приемлемую автономность, более мощное вооружение и улучшенную живучесть. А большие подлодки с высокой автономностью и дальностью хода, вооруженные не только торпедным оружием, но и артиллерией крупного калибра, строились для действий в океанах и морях на максимальном удалении от своих баз. Так же для минных постановок на коммуникациях противника в Германии имелись специализированные подводные минные заградители. Но их строили немного, так как в германском флоте многие обычные торпедные лодки были приспособлены также и для минных постановок. Уже в ходе войны немцы начали строить специализированные транспортные подводные лодки, предназначавшиеся для снабжения боевых подлодок в море всем необходимым. Использование транспортных субмарин позволяло увеличить радиус действия средних подлодок для применения их в отдаленных районах океана, и снижало риск лишний раз подвергнуться опасности обнаружения противником на подходах к собственным базам. А в конце войны немцы начали строить сверхмалые («карликовые») подводные лодки. Они предназначались для нарушения морского сообщения с высадившимися на материк союзническими войсками, а так же для проникновения в базы противника с целью разведки или диверсии.
Большие подводные лодки типа I
U-25 и U-26
U-25 и U-26
«Единицы» (лодки типа I) – это первые подводные лодки, заложенные в Германии после прихода к власти Гитлера. Нацисты отказались от ограничений Версальского договора, запретившего немцам после поражения в 1-й мировой войне строить подводный флот, и в декабре 1934 г на верфи Везер были заложены две большие океанские лодки водоизмещением 860/1000 т (надводным/подводным), законченные постройкой в 1936 г.
Длительное время, которое немцы не занимались подводным флотом, сказалось на времени строительства и качестве этих кораблей. Большие лодки, спроектированные и заложенные первыми, оказались слишком сложными для кораблестроителей, и в результате их постройка затянулась. За то время, что строились две большие лодки, немцы успели «наклепать» по образцу финской подлодки целую серию заложенных позже малых лодок прибрежного действия, которые были более просты и быстрее строились. В результате первые (по проекту) лодки нового германского флота оказались в строю далеко не первыми, и потому получили порядковые номера U-25 и U-26.
Водоизмещение: 876/999 т. Мощность двигателей: дизель 3.080 л.с., электромотор 1.000 л.с. Скорость: надводная 17,8 узлов; подводная 8,3 узла. Глубина погружения: предельная 150 м. Дальность плавания: 7.900 миль (10-узловым ходом). Размеры:72,4 х 6,2 х 4,3 м. Вооружение: 6 ТА (4 носовых, 2 кормовых), 14 торпед; 1х105-мм и 1х20-мм пушки. Экипаж: 48 человек
Уже первые проверочные выходы в море показали, что эти лодки получились не очень удачными. Корабли обладали плохой остойчивостью, были трудны в управлении и слишком медленно погружались под воду. У обоих экземпляров проявились проблемы с поддержанием перископной глубины, и их сильно «болтало» даже при слабой качке. Поэтому серию продолжать не стали, а обе лодки использовали только как учебные суда.
Однако в 1939 г, в связи с началом войны и нехваткой на тот момент в строю подводных лодок, учебные U-25 и U-26 были привлечены к боевой службе.
U-25 до июня 1940 г успела совершить 5 боевых походов, в которых потопила 8 судов общим водоизмещением 50.255 брт, и повредила 1 судно водоизмещением 7.638 брт. Погибла U-25 1.08.1940 у берегов Норвегии, подорвавшись на мине британского заграждения (вместе с ней ушли на дно все 49 человек экипажа). Лодка U-26 успела совершить 6 боевых походов и потопить 11 судов (55.692 брт); еще одно судно на 4.871 брт было тяжело повреждено. Во время атаки на конвой противника у берегов Ирландии 1.07.1940 лодка получила повреждения от глубинных бомб с кораблей эскорта и противолодочного самолета; это заставило U-26 всплыть, и ввиду возможности захвата корабля экипаж затопил лодку (все 48 немецких моряков попали в плен).
Малые подводные лодки типа II
«Двойки» (малые лодки типа II) – небольшие подводные корабли водоизмещением 250/370 т, предназначавшиеся для действий в прибрежных водах (оборона своих портов и баз). За малые размеры немецкие моряки прозвали эти лодки «каноэ» («челноки»).
Именно «двойки», а не заложенные раньше лодки типа I, стали первыми спущенными на воду подводными кораблями Германии после отмены Версальских ограничений. В качестве прототипа при разработке «двоек» была взята финская подлодка «Vesikko», проект которой был ранее создан в Германии по заказу финнов на основе немецких прибрежных субмарин типов UB-II и UF периода 1-й мировой войны. От финского прототипа немецкие «каноэ» отличались увеличенной мощностью двигателей, большим запасом топлива и улучшенной маневренностью. Субмарины этого типа, получившие номера U-120 и U-121, строились по заказу Китая; но с началом войны они были реквизированы и вошли в состав германского флота.
«Двойки» имели однокорпусную конструкцию с внутренними балластными цистернами. Глубина погружения: рабочая — 80 м, максимальная — 120 м; время погружения 25–35 секунд. Скорость надводного хода у «каноэ» была не более 13 узлов, подводного – от 6 до 9 узлов (на разных режимах хода). При строительстве «двоек» широко использовалась сварка, что позволило снизить массу корпуса. Различия между разными сериями «двоек» сводились в основном к увеличению размеров и запасов топлива. На первых двух сериях артиллерийское вооружение изначально не предусматривалось, а было установлено уже в ходе службы; начиная с типа IIС 20-мм автомат был заложен в проект. Вместо торпед «каноэ» разных серий могли принимать от 12 до 18 подводных мин.
Всего за 1935-1941 было построено 50 лодок этого типа в четырех сериях. Серия Тип IIA насчитывала 6 лодок, серия Тип IIB – 20 лодок, серия Тип IIC – 8 лодок и серия Тип IID – 16 лодок. На момент начала 2-й мировой войны доля этих кораблей в подводных силах Кригсмарине превышала 60% от всех имевшихся субмарин.
ТТХ подводной лодки серии IIB
Водоизмещение: 279/329 т. Мощность двигателей: 2 дизеля по 350 л.с., 2 электромотора по 180 л.с. Скорость: надводная 13 узлов; подводная 6,9 узла. Глубина погружения: рабочая 80 м, предельная 120 м Время погружения 25-35 сек. Дальность плавания: 3.100 миль (8-узловым ходом). Размеры:42,7 х 4,8 х 3,8 м. Вооружение: 3 носовых ТА, 5 торпед; или 18 мин ТМВ, или 12 мин ТМА. Артиллерийского вооружения не было; в начале войны установили 1х20-мм автомат. Экипаж: 25 человек
Главным достоинством подлодок Тип II было быстрое погружение, достигавшееся благодаря узкому корпусу. К недостаткам следует отнести малую глубину погружения (не более 150 м) и неустойчивость корабля в надводном положении.
К началу войны большинство лодок типа II имело статус учебных, но затем они стали привлекаться к участию в боевых операциях, в т.ч. в роли минных заградителей. Хотя в стратегических планах войны на океанских просторах командующего подводным флотом адмирала Дёница этим малюткам места не находилось, обстановка, сложившаяся в самом начале подводных баталий, потребовала оперативного использования малых лодок и далеко в море. Правда, «двойки» несли слишком мало торпед, чтобы быть по-настоящему эффективными в дальнем походе; однако некоторые выдающиеся командиры сумели добиться на «каноэ» определенных успехов. Несколько таких лодок летом 1941 г. действовали против советского флота на Балтике, а 6 субмарин типа IIВ летом 1942 г. были переброшены на Черное море. Остальные «двойки» с 1941 г., когда немцам удалось наладить постоянный массовый выпуск более крупных подлодок, вновь стали использоваться преимущественно как учебные. Две «каноэ» - U-57 и U-58 – стали экспериментальными: на них в 1943 г. испытывали систему «шноркель». А вот «двойки», отправленные на Черное море, ходили в боевые походы вплоть до 1944 г, пока немцы не были изгнаны из этого района.
ТТХ подводной лодки серии IID
Водоизмещение: 314/364 т. Мощность двигателей: 2 дизеля по 350 л.с., 2 электромотора по 210 л.с. Скорость: надводная 12,7 узлов; подводная 7,9 узла. Глубина погружения: рабочая 80 м, предельная 120 м Время погружения 25-35 сек. Дальность плавания: 6.650 миль (8-узловым ходом). Размеры:44 х 4,9 х 3,9 м. Вооружение: 3 носовых ТА, 5 торпед; или 18 мин ТМВ, или 12 мин ТМА. Артиллерийское вооружение: 1х20-мм автомат. Экипаж: 26 человек
Боевая результативность субмарин типа II
Хотя для участия в нападении на Польшу было привлечено 10 подводных лодок типа II, они никакой роли в разгроме польского флота не сыграли: из-за малой скорости хода «двойки» не успели выйти на позиции и предотвратить массовый уход польских кораблей в Англию. С началом войны против Великобритании «двойки» были привлечены к минированию гаваней и судоходных путей у восточного побережья Англии; на выставленных ими минах подорвались и затонули 27 торговых судов общим водоизмещением 74.497 брутто-регистровых тонн (брт). Кроме того, до окончания 1939 г. «двойки» торпедировали еще 8 судов общим водоизмещением 15.383 брт. Потери же «двоек» за 1939 г составили 2 субмарины (U-12 и U-16).
Всплытие субмарины U-23 (в 1939-1940 гг. потопила 8 транспортов и эсминец «Дэринг»).
На фото видно, что в ходе войны артиллерийское вооружение лодки было усилено.
В 1940 субмарины типа II активно участвовали в морских операциях против судоходства Великобритании, Дании, Норвегии и Франции. За этот год «двойки» сумели торпедировать и потопить 88 торговых судов и вспомогательный крейсер (бывший пассажирский лайнер) общим водоизмещением 332.677 брт, а так же два британских эсминца. Этот успех стоил «двойкам» гибели 5 своих субмарин (U-1, U-13, U-15, U-22 и U-63). В 1941 году, действуя в Северном море и Атлантике против британцев, субмарины типа II потопили еще 10 транспортных судов общим водоизмещением 28.944 брт, потеряв при этом U-138 и U-147. На этом деятельность «двоек» на Западном направлении к сентябрю 1941 г. завершилась, и они были переведены в разряд учебных.
А вот в боях против советского ВМФ германские подлодки Тип II еще поучаствовали. На Балтике с 22 июня по 23 августа 1941 г для борьбы с советскими подводными лодками немцы задействовали 6 субмарин серии IID (U-139, U-140, U-142, U-144, U-145 и U-149). В этом ряду выделяется подлодка U-144 (командир капитан-лейтенант Герт фон Миттельштедт). Она стала как первым германским кораблем, потопившим советскую подлодку, так и первой немецкой субмариной, потопленной советским ВМФ. На рассвете 23.06.1941 г. U-144 торпедировала на Балтике малую подлодку М-78 старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко (весь экипаж погиб). А 10.08.1941 уже ее торпедировала советская подлодка Щ-307 капитан-лейтенанта Николая Петрова (из экипажа U-144 так же никто не спасся). Кроме М-78 «двойкам» удалось торпедировать еще две советские подлодки: М-94 (потоплена U-140) и М-99 (потоплена U-149). А к сентябрю все лодки серии IID так же были отведены в Киль и переведены в разряд учебных.
Вновь немцы решили применить в боевых условиях свои учебные «каноэ» летом 1942 г, когда они начали наступление на южном фланге советско-германского фронта. Целью переброски подлодок в Черное море было помешать снабжению и пополнению советских войск морскими путями. А так как пройти в Черное море через Босфор (Турция соблюдала нейтралитет) было невозможно, немцы решили доставить туда корабли по железной дороге и рекам; но для этого требовались самые маленькие подлодки.
Разобранная и уложенная на понтон «двойка», приготовленная для сплава по реке к Черному морю
Так на Черном море появилась немецкая 30-я флотилия, состоявшая из 6 субмарин типа IIВ (U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24). Она вела здесь боевые действия с октября 1942 по сентябрь 1944 гг. Но нанесенный за это время немецкой флотилией ущерб советскому Черноморскому флоту оказался не очень большим. Правда, командиры немецких субмарин в соответствии со всеобщей практикой всех подводников мира из-за невозможности проследить за результатами своих атак принимали каждый услышанный взрыв за успешное поражение цели. И, не задумываясь над тем, что реальной причиной этих звуков могли быть взрывы сброшенных глубинных бомб, попадание торпеды в подводную скалу, берег, причал, или просто самоликвидация торпеды, докладывали начальству об очередной победе. В результате после 59 проведенных торпедных атак командиры черноморских «двоек» записали себе 44 «потопления»! Хотя на самом деле на долю всех 6 немецких подводных лодок, находившихся в Черном море, пришлось потопленными 5 транспортов, 1 танкер и 2 тральщика; еще несколько плавсредств разного назначения получили повреждения. Причем из действительно потопленных судов наиболее ощутимыми потерями стали танкер на 7.602 брт и пассажирский пароход на 1.850 брт (оба торпедированы субмариной U-20); все остальные черноморские жертвы немецких «двоек» были малыми транспортными или рыболовными судами, и баржами. Сами «двойки» в этих походах почти не пострадали; единственная погибшая от воздействия противника субмарина U-9 была потоплена в августе 1944 бомбами с советских самолетов (весь экипаж погиб). Остальные субмарины 30-й флотилии после изгнания немцев с черноморского побережья из-за невозможности выйти из Черного моря были затоплены своими экипажами в сентябре 1944 года…